Конспект разработки НОД по математике для детей дошкольного возраста

Конспект разработки НОД по теме "Комнатные растения" по математике при ознакомлении с окружающим миром разработан для детей дошкольного возраста. Данная разработка составлена в форме игры-путешествия. Цель занятия: Развивать элементарные математические способности у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями. Задачи: 1. Создать условия для усвоения обучающимися понятий "больше", "поменьше", представлений о величине и цвете через ознакомление с комнатным растением - бал...            
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НОД ПО МАТЕМАТИКЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «Комнатные растения»

Дата проведения: 23.09.2013 г.

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Цель: Развивать элементарные математические способности у детей

дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями.

Задачи:

Образовательная

1.Создать условия для усвоения обучающимися понятий «больше»,

«поменьше», представлений о величине и цвете.

2. Сформировать понятия о комнатном растении - бальзамин.

3. Закрепить счет в пределах трех.

Развивающая

1. Создать условия для развития познавательного интереса,

творческих способностей, наблюдательности.

2. Создать условия для развития познавательных способностей:

внимания, памяти, мышления, восприятия.

3. Создать условия для воспитания интереса к уходу за растениями,

бережного отношения к ним.

Воспитательная.

1. Создать условия для воспитания любознательности.

2. Создать условия для воспитания дружелюбия, желания прийти на

помощь.

3. Создать условия для воспитания потребности ухода за комнатными

растениями.

Оборудование. Комнатные растения (бальзамин, герань, фиалка

узамбарская). Плоская фигура Дюймовочки, вырезанная из картона.

Поверхности (гладкая и бархатная бумага); формы (овал,

круг, треугольник); края листа (ровный, неровный); цветные

карандаши; бумажные цветы; кружочки из цветной бумаги; лейка.


Педагог. Здравствуйте, мои дорогие,
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли.
До чего же хороши!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Педагог. Мы отправляемся в гости к зеленым обитателям каждого кабинета, комнаты - комнатным растениям, и познакомимся с растением, которое называют бальзамин или огонек. Но отправимся мы в него не одни, а с одной девочкой. А как зовут эту девочку, вы узнаете, отгадав загадку:

Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот такая девочка,
Как она мила! (Дюймовочка)

На доске появляется Дюймовочка.

Педагог. Эта маленькая девочка очень любит цветы. Дюймовочка ничего не знает про бальзамин, поэтому не может его найти среди большого разнообразия цветов. Ребята, вы поможете Дюймовочки? Давайте его найдем среди цветов.

Один, два, три, к бальзамину иди!

Идти нужно друг за другом: сначала нужно пройти по горячему песку (ходьба на носочках, руки на пояс), затем пройти между деревьями и не заблудиться (ходьба между кубиков).

Дети с педагогом находят растение и переносят его на стол.

Педагог. Это растение называют еще ванька-мокрый. Такое имя он получил из-за мелких капелек, которые он выделяет, избавляясь от лишней влаги после обильного полива. Известен цветок и под названием "огонек", за яркую окраску цветов. Давайте вместе произнесем название цветка.

Дети повторяют название.

Педагог. Ребята, скажите, у этого растения вы видите цветки? Покажите, где цветки у бальзамина.

Дети показывают цветки.

Педагог. Назовите, какие цветки у бальзамина - большие или маленькие?

Дети. Цветки у огонька маленькие.

Педагог. Выберите среди карандашей тот, который ближе подходит по расцветке и окраске цветам бальзамина.

Дети находят карандаши соответствующего цвета.

Педагог. Какой окраски цветки у бальзамина: красные или розовые?

Вводится понятие «розовый» и «ярко-розовый».

Педагог. Проводится дидактическая игра «Разложи цветы».

Дюймовочка попросила вас, ребята, разложите цветы так, чтобы в каждом горшке расцвело столько цветов, какая цифра написана на этом горшке.

- Сколько цветов растет в горшке с цифрой «1»? А в горшке с цифрами «2» и «3»?

Конспект разработки НОД по математике для детей дошкольного возраста


Проводится динамическая пауза.

Педагог. Ребята, объясните Дюймовочки, в чем растет бальзамин?

Дети. Бальзамин растет в горшке, в земле.

Педагог. Что спрятано у бальзамина в горшке, в земле?

Дети. В земле у бальзамина спрятаны корни.

Педагог. В земле у бальзамина корни, как и у других растений: герани, тополя, Корни удерживают растение в земле, а еще корнями они «пьют», сосут воду из почвы. Мы тоже с вами пьем воду. Чем мы пьем воду?

Дети. Мы пьем воду ртом.

Педагог: Как вы думаете, а бальзамин чем пьет воду?

Дети: Бальзамин пьет воду корнями.

Педагог. Верно. Он сосет воду корнями. А какой по форме стебель у огонька? Выберите соответствующий карандаш.

Дети. У бальзамина стебель круглый, похож на круглый карандаш.

Педагог. Что вы еще можете сказать о стебле? Какого он цвета, окраски?

Дети. Стебель зеленый.

Педагог. А что располагаются на стебле?

Дети. На стебле есть веточки, листья, цветки.

Педагог. Найдите и сосчитайте веточки. (Дети считают.) Сколько листьев у бальзамина? Много или мало?

Дети. У бальзамина много листьев. Их трудно сосчитать.

Педагог. Какого цвета, окраски листья у бальзамина?

Дети. Листья у бальзамина зеленого цвета.

Педагог. А какой формы листья? Выберите из моделей ту, которая больше подходит к листу бальзамина.

Дети. (Показывают на овал.)

Педагог. У бальзамина листья похожи на овал, как огурчик.

Дети повторяют название геометрической формы «овал».

Педагог. А какого размера, величины листья у бальзамина? Крупные или мелкие? Большие или маленькие? Померьте лист со своей ладошкой. Сравните, что больше - ладошка или лист бальзамина?

Дети сравнивают и выясняют, что лист бальзамина маленький, меньше ладошки.

Педагог. Осторожно погладьте лист бальзамина пальчиками. Какая

поверхность у листа: гладкая или шершавая? Подберите нужную

бумажку.

Дети показывают бумажку и объясняют, почему они выбрали именно

эту. Они выбирают гладкую бумажку, так как лист бальзамина

гладкий, пальчики по нему скользят, не цепляются.

Педагог. Листья у бальзамина гладкие.

Дети закрепляют слово «гладкие». Обобщаются полученные знания о листе бальзамина: «Лист у бальзамина, ваньки-мокрого зеленый, гладкий, овальный».

Педагог. Ребята, давайте еще раз вспомним какой окраски цветки у бальзамина?

Дети. Цветки розовые, ярко-розовые.

Педагог. Найдите, у кого из вас на рубашке, платье есть такой цвет.

Дети рассматривают одежду друг друга и находят подходящий цвет.

Педагог. Ребята, бальзамин «сказал» мне, что он самый высокий среди цветов, рядом с которыми он стоит. Как узнать, прав он или нет?

Раз, два, три, к фиалки иди!

Раз, два, три, к герани иди!

Добраться до наших цветов нужно через горы. Горы высокие, поэтому идите аккуратно и осторожно (дети по одному проходят по гимнастической скамейке).

Дети с педагогом подходят к подоконнику, где стоят два растения: фиалка и герань.

Педагог. Надо эти растения поставить рядом с бальзамином.

Фиалку и герань переносят на стол.

Педагог. Давайте определим, какое растение самое высокое, какое самое низкое, а какое средней высоты.

Дети рассматривают растения и определяют, какое из них самое высокое, по очереди сравнивают бальзамин с геранью и фиалкой.

Дети. Самое высокое растение - герань. Она выше огонька. Бальзамин ниже герани. Самое маленькое, низкое растение - фиалка. Фиалка ниже огонька. Бальзамин выше фиалки.

Педагог. Бальзамин средней величины. Он выше фиалки, но ниже герани.

Закрепляется понятие «средняя величина».

Педагог. Расположите на столе растения слева направо по высоте. Сначала поставьте самое высокое растение.

Дети выбирают самое высокое растение (герань) и ставят его на столе слева.

Педагог. А теперь найдите растение, которое ниже герани, но не самое низкое.

Дети выбирают бальзамин и ставят справа от герани.

Педагог. Какая по высоте фиалка?

Дети. Фиалка самая низкая.

Дети ставят фиалку справа от огонька.

Педагог. Кто расскажет, как мы расположили цветы?

Дети объясняют, почему они так их поставили.

Педагог. Какой же по высоте бальзамин?

Дети. Он средний по высоте, он средний по величине.

Проводится динамическая пауза.

Педагог. Ребята, Дюймовочка спрашивает, а что нужно для того, чтобы растения хорошо росли?

Дети. Необходимо поливать растения.

Педагог. Как узнать, что растение надо поливать?

Дети. Надо потрогать землю.

Педагог. Если земля к пальцам руки не пристала, то она сухая, растение нужно поливать, а если пальцы грязные, в земле, то земля мокрая и поливать растение не надо. Сейчас мы вместе определим, какие растения нужно поливать.

Ребята, лейку нужно держать правой рукой за ручку, левой за носик, носик приложить на край горшка и вылить всю воду.

Дети поливают цветы.

Педагог. Сколько комнатных растений мы полили?

Дети считают и определяют число политых цветов.

Педагог. (Дидактическая игра «Подбери лейку»)

- Подберите подходящую лейку для каждого растения.

Конспект разработки НОД по математике для детей дошкольного возраста

Педагог. Молодцы, ребята. Наше путешествие закончилось. Скажите, с каким растением вы и Дюймовочкой сегодня познакомились? Какой бальзамин по высоте? Какие по размеру цветы у бальзамина?

Какого цвета цветки? Какой формы листья у бальзамина? Что нужно для роста растений? Как надо правильно поливать цветы? Дюймовочка благодарит за помощь. Благодаря вам, она сможет теперь найти бальзамин среди других цветов.

Педагог.

Путешествие сегодня было удачным,
Не прошло для вас за зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

(Детям раздаются кружочки из цветной бумаги трех цветов: зеленые, синие, красные).

Я вам предлагаю разложить цветные кружки в пустые места и докрасить наш цветок:

красный кружок - понравилось, узнал много нового;

синий кружок - интересно, но кое-что ещё не понятно;

зеленый кружок - многое осталось не понятным, было не интересно.

Конспект разработки НОД по математике для детей дошкольного возраста

Дети фиксируют бумажные цветочки.

Педагог. Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.

Мы все встали дружно в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!

9


© 2010-2022