- Преподавателю
- Математика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (МОДУЛЬ ГЕОМЕТРИИ) 9 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (МОДУЛЬ ГЕОМЕТРИИ) 9 КЛАСС
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Боталова О.М. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе примерной программы основного общего образования по математике:
1. Программа Геометрия,7 кл., Геометрия,8 кл., Геометрия,9 кл. Под ред. Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева. //Программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы/ Сост.Т.А.Бурмистрова.- М: Просвещение, 2008;
2. Учебника: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится 70 ч в 9 классе из расчета 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного процесса
9 класс
( 2 ч в неделю, всего 70 ч)
Цели изучения курса:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
-
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Задачи обучения:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
-
Векторы. Метод координат (20 ч).
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. [ Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.] Координаты вектора.
Основная цель - сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению задач.
-
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (12 ч).
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Основная цель - познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
-
Длина окружности (12 ч).
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.
Основная цель - Расширить и систематизировать знания об окружностях и многоугольниках.
-
Движение (12 ч).
Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
Основная цель - познакомить с понятием движения на плоскости :симметриями, параллельным переносом, поворотом.
-
Об аксиомах планиметрии (2 ч).
Беседа об аксиомах планиметрии.
6. Повторение. Решение задач (12 ч).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Геометрия
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ЕОМЕТРИИ
В 9 КЛАССЕ
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
-
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
-
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
-
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
-
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
1) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов,
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
-
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
-
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов отОдо 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
-
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
-
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
-
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
1) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
2) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
3) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
4) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
5) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
6) приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
-
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
-
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
-
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
-
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
-
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
-
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
1) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
2) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленной;
3) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
-
вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
-
использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускникполучит возможность:
1) овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
2) приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
-
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы
Выпускник научится:
-
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
-
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
-
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
1) овладеть векторным методом для решения задач на вычислениеи доказательство;
2) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на, вычисление и доказательство».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Атанасян Л.С. Геометрия 7 - 9. Учебник для 7 - 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2011.
-
Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Геометрия 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасьяна и др.- Волгоград: Учитель,2007.
-
Семенов А.В, Трепалин А.С. и др. ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. - М.:Национальное образование, 2015.
-
Диск «1С: Образовательная коллекция. Планиметрия, 7-9 кл.
-
Чертежные инструменты: линейка, циркуль, транспортир, угольник.
-
Модели объемных тел: куб, прямоугольный параллелепипед, шар и т.д.