- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике на тему Деление с остатком 3 класс
Урок по математике на тему Деление с остатком 3 класс
Раздел | Математика |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Симоненко Т.А. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Учитель: Симоненко Татьяна Александровна
Класс: 3
Тема учебного занятия: Деление с остатком.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин
Тип учебного занятия: урок открытия нового знания.
Цель:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений самостоятельно строить и применять новое знание (деление с остатком).
Содержательная цель:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
1.Образовательные:
o актуализировать знание эталонов:
умножения на однозначное число,
деления двузначного на однозначное число,
связи умножения и деления,
деления двузначного на двузначное число,
деления суммы на число,
умножения суммы на число,
деления двузначного числа на двузначное;
o совершенствовать вычислительные навыки.
2.Развивающие:
o развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь;
o развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез;
o развивать умение рассуждать;
o развивать адекватную самооценку, сопереживания за других, выдержку, самообладание, целеустремленность;
o развивать волевую саморегуляцию - способность к преодолению препятствий;
o развивать когнитивные способности:
самостоятельное выделение и формулирование цели, информации,
умение адекватно, осознанно строить высказывания в устной и письменной речи,
постановка и формулирование учебной проблемы,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
действие со знаково-символическими средствами.
3.Воспитательные:
o воспитывать чувства взаимопомощи; работать в коллективе, самоконтроль;
o формировать интерес к новому;
o формировать умения слушать и понимать речь других.
Технологии:
• технология деятельностного метода
• групповые технологии;
• ИКТ технологии;
• технология уровневой дифференциации обучения;
• игровые технологии;
• здоровье сберегающая технология
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Оборудование : • учебник «Математика» 3 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др.
• презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка
• эталоны к уроку « Построй свою математику»
• смайлики к уроку « Учимся учиться»
• карточки с заданиями для индивидуальной, групповой работы
• демонстрационный наглядный материал
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация, карточки-тренажеры, тесты.
Ход урока
-
Организационный момент.
Регулятивные УУД:
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы
Коммуникативные УУД:
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Познавательные УУД:-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Готовность к уроку. Активизация внимательности.
- Здравствуйте, ребята!
-
Проверка домашнего задания.
-
Актуализация знаний.
Коммуникативные УУД:
- управление поведением партнера, коррекция действий партнера
Познавательные УУД:
- логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения
1.Индивидуальные задания у доски.
Поставьте скобки так, чтобы равенства были верными:
1-й ученик:
6900 -900 : 6 - 670 = 330
2-й ученик:
2000-960:6 + 140 = 1700
2. Фронтальная работа. Устный счёт. Игра «Перекличка» -1 ученик читает пример из первого столбика и называет ответ, а другой ученик с таким ответом находит и называет из другого столбика.
240:80= 180:20=
56:4= 98:7=
700:700= 300:100=
81:9 = 50:50=
-Какую тему мы с вами проходим?
3. Вместо знака «вопроса» вставьте такие числа, чтобы равенства были бы верными: /Слайд №2/.
816 : ? = 9 (остаток 6)
725 : ? = 8 (остаток5)
634 : ? = 7 (остаток4)
/Слайд №3/.
4.Ответы проверяем по слайду.
-Что интересное заметили? /Целая часть частного уменьшается на 1, остатки тоже уменьшаются на 1./
-Как найти делитель, если в частном есть остаток? / Слайд №4/. / Чтобы найти делитель, нужно из делимого сначала вычесть остаток, затем разделить на частное./
/ Слайд №5/
5. Проверка примеров/ Слайд №6/
6900 -900 : 6 - 670 = 330
2000-960:6 + 140 = 1700
-
Проблемный вопрос:
Найдите значения выражений: / Слайд №7/
(240 + 360 + 300) : 3 =
(120 + 150 + 180) : 3 =
(200 +300 + 100) : 3 =
-Что общего у этих выражений?
/ В каждом примере три слагаемых, делим на число три/
- А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых? / Предположения детей/. Слайд № 8/
-
Постановка темы урока:
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели, формулирование проблемы
- формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные УУД:
- целеполагание
Личностные УУД:
- интерес к изучению математики
Послушайте задачу: / Слайд № 9/
В III А классе -23 ученика,
В III Б классе - 24 ученика,
В III В классе - 18 учеников,
В III Г классе - 19 учеников.
Сколько учеников в среднем в каждом классе? Кто ответит?
_ Что значит « в среднем»? /Предположения детей/.
-А вот это и есть тема нашего урока - НАХОЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ЧИСЛА. / Слайд № 10/
-
Знакомство с новым материалом.
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Познавательные УУД:
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование-Сколько всего классов?
_ Сможем узнать, сколько всего учеников в четырёх классах? Представьте, при формировании четырёх классов взяли и всех детей разделили поровну на 4 класса. Тогда сколько было бы учеников в каждом классе?
- Как узнаем?
(24+23+18+19):4=21 / Слайд № 11/
Вывод: 21 человек - это и есть СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЕЛ.
Итак, возвращаемся к слайду / Слайд № 12/
-Как находим СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЕЛ? / Слайд № 11/
Ответы детей: / Все числа складываем, и результат делим на количество слагаемых. Это и есть среднее значение чисел/.
- Ребята, в жизни, где можно встретить эти числа?
- В школе, в столовой, в селе.
Задача. В среднем школа за один учебный год тратит 1800 рублей денег на содержание одного ученика. Сколько денег нужно будет, если в школе 100, 1000 учеников?
- Например, « в колхозе в среднем с одного гектара земли собрали 20-30 центнеров зерна, ржи, гороха, гречки. В среднем от каждой коровы 15-20 литров молока надоили», говорят работники сельского хозяйства. Это нужно для планирования производства.
-Придумайте задачу с четырьмя слагаемыми.
-
Физминутка.
-
Закрепление навыка деления в столбик. / Слайд №13/
- Вспомните алгоритм деления:
1. Делим сотни.
2. Делим десятки.
3. Делим единицы.
4.Находим остаток.
-Какое главное условие при делении с остатком? (Остаток меньше делителя.)
Решение примеров из учебника. Решить с проговариванием у доски.
-
Повторение ранее изученного.
Познавательные УУД:
- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
1. Все читаем задачу. Видеосюжет из мультфильма «Трое из Простоквашино». (отрывок начинается со стука в дверь папы дяди Фёдора)
- На все ли вопросы мы можем ответить? На 3-й и 5-й вопросы ответить невозможно, т.к. о возрасте Печкина и массе кота Матроскина речь в задаче не идёт. Четвёртый и второй вопросы не уместны, т.к. ответ известен из условия задачи и действия, выполнять не надо.
Будем отвечать на 1-й вопрос, на каком расстоянии от города папа догнал дядю Фёдора? / Слайд №15/
28 - 6 = 22 (км) / Слайд №16/
- Какие из данных выражений не имеют смысла? /./ Слайд №17/
9 кг + 18 кг.__ /Это масса гостинцев, которые принесли вместе папа с дядей Фёдором/
18 кг - 9 кг ___ /На столько больше гостинцев принёс папа, чем дядя Фёдор/.
18 кг : 9 кг____ /Во столько больше гостинцев принёс папа, чем дядя Фёдор/.
18 кг - 6 км ___ /Не имеет смысла. Т.к. разные единицы измерения/.
2.Физкультминутка для зрения. /./ Слайд /
Выполнение заданий из учебника.
Регулятивные УУД:
- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные УУД:
- самоопределение
Разбор задачи Видеосюжет из мультфильма Трое из Простоквашино» (отрывок, где Шарик с фоторужьём)
-Что известно, давайте на отрезке сразу запишем данные задачи.
/ Слайд №18/
-Сколько кадров у него ещё осталось?
-Можем ли сразу ответить на этот вопрос?
-Почему?
Что значит, 8 плёнок по 36 кадров?
- На 17 раз меньше?
-В 8 раз меньше?
-На сколько больше кадров он истратил, чем осталось?
Комментированное решение задачи.
кот дядя почтальон зайцы осталось
Матроскин Фёдор Печкин
56 56-17 56:8 56+56:8 ?
33 7 63
-
36х8=288- кадров всего
-
56+(56-17)+56:8+(56+56:8)=165 - кадров потратил
-
288-165=113 - кадров - осталось
-
165-113=52 - кадра истратил больше, чем осталось.
X. Рефлексия учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
-оценка, самооценка
собственной деятельности на уроке
- Какую цель ставили? (Научиться делить с остатком)
- С какими затруднениями столкнулись? (Не знали эталона)
- Какого результата достигли? (Вывели эталон, применили)
- Кто в самостоятельной работе не выполнил задание, а потом разобрался и исправил ошибки?(Похлопайте в ладоши)
- Кто в работе выполнил все задания без ошибок? (Похлопайте в ладоши)
- Кто смог составить эталон нового знания (Похлопайте в ладоши)
- Вот это шквал аплодисментов! И я, и М.В. конечно рады, что вы такие отличные философы-исследователи!
- А, как вы считаете, надо ли потренироваться в решении примеров на деление с остатком? Тогда - домашнее задание. Если вы помните, первое я уже задала. Какое? (Учебник стр.24 4)
- Второе задание творческое на выбор. (Составить карточки для сам. работы)
1 карточка: примеры с остатком.
2 карточка: задача с остатком.
3 карточка: примеры и задача с остатком.
4 карточка: уравнение с остатком, задача с остатком, примеры с остатком.
5 карточка: мое воображение.
- А теперь поднимите руки те, у кого 4-5 звездочек - эти ребята получают отметки «5», у кого 3 звездочки, получают - «4». Остальные постарайтесь потренироваться дома и на следующем уроке вы обязательно получите высокие отметки.
- Мои дорогие философы, вспомним еще раз имя урока: (см. Презентацию к уроку)
- Урок окончен. Спасибо за урок!