Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческого мышления учащихся

на уроке математики в 5 - 6 классах

на этапе актуализации прежних знаний.

Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно оценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности свойственные только человеку: способность мыслить и передавать свои мысли, имеющуюся у него информацию другим людям посредством речи.

Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. В них нуждается ученый и руководитель предприятия, врач и преподаватель, агроном и рабочий, политический деятель и крестьянин. Вот почему вопросы развития мышления и речи являются основной задачей начиная с детского сада до аспирантуры. Совершенствовать эти два дара необходимо всю жизнь. От того, насколько успешно удастся решить эти задачи, зависит многое, и, прежде всего прогресс общества, научно-техническое развитие, экономическое и культурное процветание. Ими должны заниматься все преподаватели, внося в это общее дело каждый свое, присущее его специальности. Математик должен приучить к краткому и логически полноценному изложению, литератор - к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк - к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему.

Слова «Математика ум в порядок приводит» принадлежат великому М.В.Ломоносову. Что он имел в виду?

Дело в том, что наше мышление, перерабатывая ощущения, восприятия и представления о предметах и явлениях, как бы предвосхищает будущее, указывает нам, как поступить, что сделать в создавшейся ситуации. Поэтому от того, как «работает» наше мышление, зависит, поступим ли мы правильно и разумно или нет.

Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он научится постепенно в процессе жизненной практики, в общении с взрослыми и своими сверстниками, и особенно в обучении.

Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность, то есть способность делать из правильных посылок (суждений, утверждений) правильные выводы, находить правильные следствия из имеющихся фактов.



Рассмотрим структуру урока. Одним из этапов урока является этап актуализации прежних знаний, который позволяет развивать творческое мышление школьников, благодаря существованию большого числа заданий, представленных далее.

Многие полагают, что актуализация - это то же самое, что и опрос, «только термин новый». Но это далеко не так. Значение самого слова «актуализация» говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: возбуждение его интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учеников к восприятию нового материала и так далее, что способствует развитию творческого мышления школьников на уроке.

Первый этап урока математики в 5 - 6 классах - устные упражнения. Цель этого этапа, во-первых, подготовить учащихся к продуктивной работе на протяжении всего урока, значит, среди этих упражнений должны быть задания на восстановление опорных знаний и умений. Во-вторых, постоянная работа по поддержанию и совершенствованию ранее сформированных знаний и умений, в частности, вычислительных навыков, и, в-третьих, способствовать развитию учащихся, в особенности развитию творческого мышления.

Устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития мышления, активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование устных упражнений сокращает число заданий на уроке, требующих полного письменного оформления, что приводит к более эффективному развитию речи, мыслительных операций и творческих способностей учащихся.

Задания для устного решения, которые не требуют долгих размышлений, могут использоваться для разминки или как переходный этап.

  1. Во сколько раз лестница на шестой этаж дома длиннее лестницы на второй этаж этого же дома?

  2. Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число, большее двух, но меньшее трёх?

  3. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?

  4. 10 насосов за 10 минут выкачивают 10 тонн воды. За сколько минут 25 насосов выкачают 25 тонн воды?

  5. Книга в переплёте стоит 1 руб. 60 коп., переплёт на 1 рубль дешевле самой книги. Сколько стоит книга без переплёта?

  6. Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка?

  7. Два числа перемножили - получили 24. Затем большее из этих чисел разделили на меньшее - опять получили 24. Какие это числа?

  8. Может ли сумма двух чисел равняться их разности?

  9. Какое целое число делится (без остатка) на любое целое число, отличное от 0?

  10. Проехав половину всего пути, пассажир заснул. Когда он проснулся, то оказалось, что ему осталось ехать половину того пути, который он проехал спящим. Какую часть всего пути пассажир проехал спящим?

Задания для устной работы, предусмотренные для повторения изученного, для выявления пробелов в знаниях, для активизации знаний.

Тема: «Многоугольники» (в частности «Треугольники», «Четырёхугольники»).

  1. НДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

    А

    В

    К

    С

    ОДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

    А

    В

    С

    Ра каждой стороне треугольника мальчик нарисовал три кружочка. Сколько кружочков нарисовал мальчик? (рис. 1).

Рис. 2.

Рис. 3.

Рис.1.

  1. Сколько различных треугольников изображено на рисунке 2, назовите их.

  2. У каких треугольников каждая из вершин принадлежит окружности? (рис. 3).

  3. На сколько частей разделён круг? (рис. 4).

  4. Сколько треугольников изображено на рисунке 5?

  5. СДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияколько в фигуре, изображённой на рисунке 6, прямых углов, сколько квадратов?

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

Рис. 4.

Рис. 5.

Рис. 6.


  1. Сколько четырёхугольников содержит фигура, изображённая на рисунке 7? Назовите их.

  2. П

    Gериметр треугольника с равными сторонами равен периметру шестиугольника с равными сторонами (рис. 8). Что длиннее сторона треугольника или сторона шестиугольника?

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

С

E

F

Рис. 7.

Рис. 8.


Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

DДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

R

А


  1. Сколько треугольников в квадрате MNOK? (рис. 9).

  2. Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

    N

    O

    NДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияСколько отрезков изображено на рисунке 10?

. (рис. 9). Рис. 10.Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

K

P

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

M

E

C

M

K

  1. Какая из фигур на рисунке 11 «лишняя»? Почему?

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

б)

а)

в)

г)

Рис. 11.

  1. УДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияберите «лишнюю» фигуру на рисунке 12. Ответ обоснуйте для каждой фигуры.


Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Рис. 12.

Следующее задание может быть использовано для обобщения знаний. Может быть проведено в форме тестирования, либо в форме практической работы. Причём во втором случае лучше не указывать варианты ответов.

На рисунке 13 в верхнем ряду изображены три фигуры. Подумайте, как связаны первые две из них, и укажите в наборе (а - г) четвёртую фигуру, которая точно так же связана с третьей.

1Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

?.

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

;

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

а)

б)

в)

г)

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления


2Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

;

?Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

г)

.

3Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

а)

б)

в)

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

?Доклад на МО математики Развитие творческого мышления.

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

;Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

а)

б)

в)

г)

Рис. 13.

4Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

;

?Доклад на МО математики Развитие творческого мышления.

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

г)

а)

б)

в)

Рис. 13.

Задания для устной работы на совершенствование вычислительной техники.

  1. Найдите неизвестное число (рис. 14).


Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

2

1 2 3 4 3 2 1 4

л е т о ?

1 2 3 4 5 1 2 4 5 3

с а й р а ?

1 2 3 4 3 3 4 3 1 2

н а с о с ?

Рис. 15.. Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

9

4

5

12

7

?

а)Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

14

7

2

45

3

?

б)Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

в)

16

11

9

16

5

?

14

25

13

г)

Рис 14.Найдите неизвестное слово ( рис. 15).


- 27

3

+ 9. Восстановите цепочки вычислений (рис. 16).


60Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

: 3

+ 12



Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

. 3

: 4






Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления



Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

- 15

: 2


100

- 79

+ 16

. 12

а)Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

. 4

б)

Рис. 16.

4. Клеточки пирамиды были заполнены по следующему правилу: над каждыми двумя числами записывали их среднее арифметическое. Некоторые числа стёрли. Какое число было в верхней клеточке? (рис. 17).



6


Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышленияДоклад на МО математики Развитие творческого мышления


9

5

Рис. 17.

5. Во всех выражениях, кроме одного, получаются одинаковые ответы. Определите в каком примере результат отличается от остальных:

  1. Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 3. Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 5. Доклад на МО математики Развитие творческого мышления.

  2. Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 4. Доклад на МО математики Развитие творческого мышления;

6

По горизонтали: 1)Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 2) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления;

5) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 6) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 7) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 8) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления;Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

9) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 10) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления.. Разгадай необычный кроссворд:

1

2


3

4

5


6

7

8


9

10

По вертикали: 1) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 2) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 3) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 4) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 5) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления;

6) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 7) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; 8) Доклад на МО математики Развитие творческого мышления.

7. По полученным ответам отгадай слово:

1). Среди дробей Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; Доклад на МО математики Развитие творческого мышления; Доклад на МО математики Развитие творческого мышления выбрать правильную дробь.

2). Длина маршрута 12 км. Пройдя Доклад на МО математики Развитие творческого мышления пути,

ребята сделали привал. Сколько километров они прошли до привала?

3). Решите уравнение Доклад на МО математики Развитие творческого мышления.

4). Отрезок АВ равен Доклад на МО математики Развитие творческого мышления см. Отрезок MN

на Доклад на МО математики Развитие творческого мышления см. длиннее. Найти MN.

5). Доклад на МО математики Развитие творческого мышления.

6). Доклад на МО математики Развитие творческого мышления.

я

л

з

и

б

к

1

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

2

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

3

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

4

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

5

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

6

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Доклад на МО математики Развитие творческого мышления

Задания, которые удобно использовать для контроля знаний. Причём можно включать эти задания в математический диктант. Вопросы могут быть разного характера, по разным темам или же по одной, конкретной теме.

Примерные вопросы:

  1. Винни-Пух решил пересчитать горшочки с мёдом. Какие числа он будет использовать?

  2. На полянке стоит двухэтажная избушка. На первом этаже находятся 7 жильцов, а на втором 4. Какую дробь можно найти в этой избушке?

  3. Воск нашёл огромную плитку шоколада квадратной формы. Ему удалось измерить одну сторону. Длина этой стороны получилась равна 50 см. Волк захотел узнать площадь своей находки. Но он не знает формулу площади квадрата! Помогите ему!

  4. Дед Мороз подготовил троим мальчикам одинаковые подарки - коробки, в каждой из которых по одной машинке и одной шоколадке. Сколько предметов лежит во всех коробках. Какое свойство действий с числами здесь используется. Запишите его в общем виде.

Заключение.

Важную роль в развитии творческого мышления играет школа. Именно в в школе заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Успешное формирование у школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии логического мышления.

П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого, логического мышления школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо, прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии логического мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

Для развития у ребенка творческого мышления необходимы различные подходы, способствующие созданию условий для реализации у учащихся своих задатков. Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления, очень трудно обеспечить только на уроке, насыщенной учебным материалом. Особенно эффективными могут быть занятия во внеурочные время. Такие занятия следует проводить регулярно, как занятия факультативы по математике, где всем детям независимо от их уровня мышления, будет интересно.

Специфическое значение внеклассных занятий для развития логического мышления, заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления проблемного метода обучения, для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для испробования разных подходов, разных путей поиска.

Дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое логическое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.

В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, логического, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача обучения.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития логического мышления у детей становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и каждый учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:

  1. Систематически использовать на уроках задачи, способствующие формированию у учащихся логического мышления, познавательного интереса и самостоятельности.

  2. Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.

  3. Целесообразно использование на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, кроссвордов, софизмов.

  4. Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.













© 2010-2022