Статья Новые подходы в обучении

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Приреченская средняя школа»

Полякова надежда Борисовна - учитель математики

Новые подходы в обучении.

Современный учитель всё чаще задаёт себе вопрос: «Как применять в учебно - воспитательном процессе инновационные технологии? Как сделать процесс обучения доступным, увлекательным, эффективным? Что мы должны сформировать у учащихся, над какими компетенциями работать? На эти вопросы отвечает учитель, готовя каждый свой урок. Это заставляет его искать оптимальные формы, методы, приемы обучения. При разработке своих уроков я старалась подготовить такие задания, которые заставляли бы учащихся самостоятельно работать с учебником, анализировать материал, прослеживать причинно - следственные связи. Я считала это нормой, но результат, к которому стремилась, не наблюдался. Работали на уроке одни и те же ребята, ученики с низкой мотивацией не участвовали в работе. У хорошо успевающих ребят возникали проблемы с воспроизведением материала, им не хватало словарного запаса. Ни все шли на урок с интересом, не у всех было желание.

Передо мной стоял вопрос, как сделать учебный процесс увлекательным, интересным познавательным для детей?

С апреля 2012 года в нашей стране стартовал новый проект- курсы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Казахстана нового формата. С 10 сентября 2012 года я стала слушателем этих курсов.

На курсах я познакомилась с семью модулями Программы, в числе которых критериальное оценивание, ИКТ технологии, критическое мышление, работа с талантливыми и одаренными детьми, психолого-педагогические особенности школьников, лидерство и менеджмент в образовании.

Основная задача Программы - помочь нам казахстанским учителям оценить и усовершенствовать нашу педагогическую практику. Перейти к новому взгляду на образование, применять новые подходы в современных школах. Новых подходов в преподавании и обучении, наверное, мы ждём все. Потому что меняется жизнь, меняется мировоззрение и понятия, дети сейчас, очень активные. Можно сказать, что современные дети рождаются со знаниями. Естественно, к таким детям и подход нужен новый. Развивать в детях умение работать по новому, относиться положительно к учёбе, думаю, в этом нам помогут семь модулей программы.

Обучение на курсах, совместная работа, критический подход к подаваемой информации помогло мне и моим коллегам открыть совершенно новые грани педагогического мастерства. Ведь талант учителя не в передаче теоретического материала своим подопечным, а в мотивации детей самостоятельно добывать информацию, анализировать и подходить к выполнению заданий творчески. На занятиях внимание акцентируется на таких важных аспектах как саморегуляция детей и психологический климат в классе.

После прохождения курсов я работаю по новой схеме в 9 классе. Конечно прошло совсем немного времени, но определенные выводы я могу сделать уже сейчас.

1.Для стимулирования интереса учеников к процессу обучения, необходимо поддерживать благоприятную психологическую обстановку в классе. Очень важным элементом оказался настрой на работу, психологическая подготовка к работе. Ранее я никогда не использовала тренинги и позитивные ролики, я считала, что время на уроке необходимо использовать рационально, а физминутки нужны только для младших школьников. Но как показала практика, этот подход способствует налаживанию доброжелательных взаимоотношений между учащимися. Такое начало урока очень понравилось ребятам, они приходили на урок и спрашивали: «А с чего начнем сегодня»? Что дало это мне и ребятам? Мы начинали урок с хорошим настроением, тренинги помогали сплотить ребят.

2.Результаты моих наблюдений показывают, что центральное место на уроке занимает диалог, и при грамотной организации урока, диалоговое обучение в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

Изучая литературу и различные источники по данной теме, я выяснила, что первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили философы и педагоги. Философские, психологические и педагогические диалоговые концепции познания описаны в трудах Бахтина М.М., Выготского Л.C., Гальперина П.Я., Якиманской И.С.

Диалог в обучении, или учебный диалог, - своеобразная форма общения в условиях учебной ситуации, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними.

Организация диалогового обучения на уроке помогает вовлечь учащихся в процесс обучения, тем самым повысить познавательную деятельность учащихся. Анализируя свою работу до курсов я понимаю, что на уроке доминировал учитель; стиль общения учителя с учениками, в основном, авторитарный, не интерактивный. Следствием такого подхода является низкая мотивация к обучению моих учеников, практически в каждом классе есть ученики, которые испытывают страх, беспокойства и тревожность на уроке.

Диалоговое обучение является основой реализации интерактивного обучения, построенного на общении и взаимодействии, партнёрских, демократических отношениях всех участников учебного процесса.

Таким образом, если правильно организовать обучение, то между учениками будет происходить не просто общение друг с другом, а прежде всего обмен учебной информацией. При созданных условиях для диалогового обучения, материал урока будет изучаться учениками совместно друг с другом, ученики будут помогать друг другу, научатся оценивать совместную работу. Психологи отмечают, что детям легче установить контакт между собой, нежели с учителем, так как они понимают друг друга лучше, ближе психологически и по форме общения.

Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель-ученик», и, таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и описания наблюдаемых событий.

Вовлечь учеников во взаимодействие позволяет работа в малых группах по 4-5 человек.

Групповая работа повышает уровень самостоятельности, объем, темп выполнения заданий. Взаимообучение и взаимопомощь исключают возникновение состояния тревожности, парализующей познавательные возможности детей, тем самым стабилизирует положительную мотивацию учения.

После первых уроков, на которых было организовано групповое взаимодействие, я предложила ученикам ответить на ряд вопросов, в котором они должны были выразить свое отношение к изменениям в методах преподавания истории в их классе. Все ученики без исключения положительно отнеслись к групповой работе. Отметили, что уроки стали более интересными, время на уроке проходит незаметно.

3.Большое значение при диалоговом обучении отводится умению задавать вопросы, так как вопросы - неотъемлемый элемент каждого урока. Ранее я не задумывалась над тем, какую роль играют вопросы в обучении, как правильно поставить вопросы в обучении, как вопросы помогают развить мышление высокого уровня. И на своих уроках в основном задавала вопросы закрытого типа. А такие вопросы ориентированы на проверку фактического знания, содержат ограниченный спектр возможных правильных ответов, обеспечивают обучаемых базовыми знаниями для ответов на другие вопросы. Но для того, чтобы стимулировать обсуждение, дискуссию, поиск, исследование учащимся необходимо предлагать вопросы открытого типа. Они имеют много разных ответов, требуют более глубокого обдумывания темы, побуждают учащихся конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос.

Очень часто мы задаем вопрос и сами на него отвечаем; не даем ученикам времени подумать; задаем вопрос и спрашиваем одних и тех же учеников;

Необходимо уйти от традиционного диалога, построенного на вопросе учителя и ответе ученика. Необходимо строить вопрос так, чтобы ученик свободно мог высказать свое мнение (Как вы думаете…?, Каково ваше мнение…? и т.п.). Не спешить оценивать правильность ответа, а дать возможность высказать свои предположения другим учащимся. В результате в процессе дискуссии школьники совместно с учителем смогут найти ответ. Причем учитель, не навязывая своего мнения как единственно правильного, должен направлять мыслительную деятельность учащихся. Именно тогда приобретаемые знания будут осмыслены, наполнены личностным смыслом.

В этом случае дискуссия на уроке:

- это доброжелательная, комфортная обстановка, когда ученику не страшно высказать свое мнение, когда он не получит негативную оценку собственной личности или поведения;

- это поощрение активности того, кто задает вопрос, высказывает собственное мнение. Любое мнение не должно быть проигнорировано, все должны вникнуть и обсудить то, о чем говорится;

- это спор, защита собственной позиции, прояснение того, что не понятно, попытка докопаться до истины;

- это совместный творческий поиск, когда все вместе пытаются решить учебную проблему или задачу;

- это возможность для учеников проявить и сформировать собственную позицию, проявления ценностно-ориентировачной активности.

В результате процесс усвоения начинается не с предъявления ученику известного образца, а с создания учителем таких условий учебной деятельности, которые вызывают потребность в усваиваемых знаниях, а само знание выступает как неизвестное, подлежащее усвоению. В этом случае поиск неизвестного в проблемной ситуации совпадает с процессом усвоения новых знаний. Учитель же, помогая ученику постигать общие способы ориентации в исторической действительности, тем самым способствует развитию его мышления, становлению его личности.

Для того чтобы ученик мог почувствовать мой предмет, он должен пропустить полученные знания через себя, свои чувства и представления, создать свой образ видения исторического события. Для этого он должен погрузиться в изучаемое время, увидеть его со всех сторон. Ребенок становится как бы участником исторических событий. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция.

Мне бы хотелось, чтобы история заставляла детей думать, творить, мечтать, созидать, чувствовать.

Хочется отметить, что данные формы работы являются универсальными, т.е. существует возможность их использования и на других уроках. Конечно на начальном этапе возникают определенные трудности, это и нехватка времени на уроке, и не умение ребят грамотно и четко выразить свои мысли, не всегда они могут выслушать мнение другого учащегося, объективно оценить свою работу и работу товарища. Все это связано с тем, что формы работы, применяемые на уроке, новы для ребят и они не привыкли к таким методам работы. Но когда ребята привыкнут, они с легкостью и интересом будут включаться в процесс обучения на любом уроке.

Современный человек должен быть мобильной, само изменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпимо относиться к точкам зрения, отличным от его собственных, размышлять о своих чувствах и мыслях и оценивать их. А это предполагает вовлеченность ученика в процесс учения, поощрения его инициативы и самостоятельности.

И возвращаясь к своему вопросу: - Как сделать процесс обучения доступным, увлекательным, эффективным? Могу ответить, что учитель должен сделать процесс обучения осмысленным для ученика, организовать обучение как совместный и интересный поиск новой информации. Моя задача - помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный момент. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоничное развитие, создать условия для самореализации личности.

«В 21 веке безграмотным считается уже не тот,

кто не умеет читать и писать, а тот,

кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться»

Элвин Тоффлер, американский футурист





© 2010-2022