Статья Формирование интереса в процессе учебы

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование интереса в процессе учебы.

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  1. личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

  2. содержания учебного материала (когда ученику просто нравится содержание данного предмета);

  3. методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

1. По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.

2. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) - вводить забытое понятие поурочного балла.

3. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача каждого учителя - не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.

4. Стараться интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Необходимо вводить в процесс обучения развивающие приемы, повышающие интерес к предмету, а следовательно, и активность детей.

Приведу некоторые приемы.

Разминки.

Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. В этом случае работают даже дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5-7 минут.

Данный вид работы проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты ( репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.

Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше, которые необходимо восстановить в памяти учащихся.

Детям предлагается как можно быстрее хором ответить на вопросы и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно поставить себе «+».

Приведу пример вопросов:

  1. Назовите наименьшее однозначное число.

  2. Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?

  3. Если температура воздуха была -8, а потом потеплело на 6, положительной ли стала температура?

  4. Сколько человек в трех квартетах?

  5. Сложите порядковые номера месяцев года - мая и августа.

  6. Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделали квадрат. Чему равна его площадь?

  7. Сколько лет было совершеннолетнему три года назад?

  8. Чему равна сумма чисел, на которых показывают стрелки механических часов в 9 часов утра?

  9. Сколько ступенек у лестницы, где средняя -8-я ступенька?

  10. Сколько ног, хвостов и рогов у трех коров?

  11. Если бы Остапу Бендеру сразу отдали три стула, сколько бы ему осталось искать?

Буквенный диктант.

Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв составляют слово.

5 класс.

Т- цирковая кличка собаки Каштанки, (Тетка);

Р - полевой цветок для гадания, (ромашка);

О - время года, когда листья становятся разноцветными, (осень);

З - свет мой…скажи, да всю правду расскажи, (зеркальце);

Е - самая плохая оценка (7 букв), (единица);

К - и от дедушки ушел, и от бабушки ушел, (колобок);

О - металл, из которого сделан стойкий солдатик, (олово).

Из первых букв составляем слово - анаграмму - ОТРЕЗОК.

7 класс.

О - видит …, да зуб неймет, (око);

В - перпендикуляр, из вершины треугольника на прямую, содержащую противоположную сторону треугольника, (высота);

С - вездеход Бабы Яги, (ступа);

Й - последняя буква в названии липкой жидкости, которой склеивают бумагу, (клей);

Т - угол, градусная мера которого больше 90, (тупой);

О - название второй координаты точки, (ордината);

В - город, в пригороде которого стоит храм покрова на Нерли, (Владимир);

С - точка, делящая отрезок пополам, (середина отрезка).

Получается слово - СВОЙСТВО.

При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов.

Числовой диктант.

При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое - либо действие и ответ записывают в тетради. Чем он интересен?

Во - первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики.

Во - вторых, я не просто даю возможность считать, а подсчитывать вещи ( понятия, величины, единицы…), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не толь по данному предмету, т.е. расширяется кругозор детей.

В - третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, я навязчиво заставляю школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.

7 класс.

1) Сумму смежных углов разделите на количество сторон квадрата.

2) Возведите в квадрат количество букв в названии математического предложения, которое принимается без доказательства.

3) К количеству букв в слове, которое обозначает немилость, наказание, прибавьте 2% от 550 (опала - 5 букв, 5+11=16).

4) Количество материков умножьте на количество океанов (6*4=24).

5) Количество признаков равенства треугольников умножьте на порядковый номер ноты «ля» в октаве (3*6=18).

6) Из количества букв восьмого месяца в году вычтите количество букв в названии корневой системы у семейства сложноцветных (август - 6 букв, стержневая - 10, 6-10=-4).

7) Найдите сумму цифр года Полтавской битвы.

Цифровой диктант.

Этот прием эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет - нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока).

5 класс.

Тема: «Решение уравнений».

  1. Уравнение - это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. (1)

  2. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое. (0)

  3. Решить уравнение - значит найти все его корни или убедиться, что корней нет. (1)

  4. 100:4=20. (0)

  5. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. (1)

  6. Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство. (1)

  7. 120 больше 60*2. (0).

Ответ: 1.010.110.

Подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами дети и подбирают вопросы из многих учебных предметов. Аналогичные задания можно дать на дом или на уроке.



Задания со сменой установки

Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимания. Этот прием носит название потому, что мы чуть - чуть «обманываем» детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решим задачу, выполним упражнение» и т.д. Меняется формулировка задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяем усвоение программного материала.

Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько цифр, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а дети должны ответить на вопросы (отвечают хором или письменно в тетрадях).

5 класс.

43, 0, 55, 148, 1812.

1. Сколько всего чисел?

2. На каком месте стоит число, которое не является натуральным?

3. На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятков?

4. Сложите 3-е и 5-е числа с конца

5. Какое число стоит после 0?

6. На каком месте стоит трехзначное число?

7. Какие цифры отсутствуют в ряду?

8. Назовите первое число.

9. Какому историческому событию соответствует последнее число?

Приемы повышения интереса учащихся к обучению показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников, умений и навыков для повышения мотивации их деятельности, создания ситуации успеха и творческой активности.

© 2010-2022