Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)Урок алгебры в 9 классе «Квадратичная функция и ее график»


Автор: Задубенко Снежана Михайловна, учитель математики

Тип урока: интегрированный урок

Учебно-методическое обеспечение:

Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 18-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 240 с.: ил.

Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Клименченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных / Д. В. Клименченко. - М.: Просвещение, 2007.

Оборудование:

- раздаточный материал,

- мультимедийный проектор,

- высказывания математиков,

- таблицы графиков,

- цветной мел.

Ввиду важности данной темы ее изучение требует нестандартного подхода и методов. Оптимальным вариантом является сочетание эвристического и исследовательского методов обучения, позволяющее учащимся самостоятельного прогнозировать и получать ожидаемые результаты, добывать необходимые теоретические знания и применять их на практике.

Цели:

Образовательные:

- сформировать систему фундаментальных научных понятий;

- выработать соответствующие навыки графических построений и аналитических рассуждений при определении положения графика на координатной плоскости;

- выявить и провести коррекцию тех знаний, которые усвоены не всеми учащимися, либо усвоены не полностью, ликвидацию пробелов в области систематической функциональной подготовки, расширение и углубление знаний по данной теме;

- обеспечить четкое понимание влияния коэффициентов на расположение графиков квадратичной функции, сознательного применения аналитических рассуждений при чтении графиков;

- отработать навыки построения графиков путем параллельного переноса вдоль осей координат;

- рассмотреть применение графиков квадратичной функции при решении практических задач.

Развивающие:

- развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования;

- развивать умения анализировать и синтезировать;

- развивать умения абстрагировать и конкретизировать;

- развивать умения сравнивать и обобщать;

- развивать умение нешаблонно, нестандартно мыслить, творчески подходить к решению задач;

- развивать умения вырабатывать умение выделять существенное; устанавливать общие признаки, выдвигать гипотезы;

- развивать качества, лежащие в основе развития познавательных способностей: быстроту реакции, все виды памяти, внимание, воображение;

- развивать мышление средствами математики;

- формировать самостоятельность в мышлении;

- формировать умение публично выступать.

Воспитательные:

- воспитывать мотивы учения, позитивное отношение к знаниям;

- воспитывать эстетичность взглядов;

- вырабатывать умение слушать, воспринимать, оценивать, сопоставлять;

- воспитывать навыки самоконтроля, критического отношения к своим знаниям, желание самосовершенствования;

- воспитывать культуру умственного труда;

- воспитывать уважение, аккуратность, ответственность.

План урока:

1. Вступительное слово учителя. Историческая справка (2 мин).

2. Фронтальный опрос (4 мин).

3. Устная работа (6 мин).

4. По графику найти уравнение параболы (5 мин).

5. Практическое применение, задача с желобом (7 мин).

6. Применение параболы (выступление учащихся) (10 мин).

7. Подведение итогов (2 мин).

8. Дополнительное задание (4 мин).

Эпиграф: «Математика есть прообраз красоты мира»

И. Кеплер

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас итоговый урок по теме квадратичная функция ее свойства и график. Вы уже научились строить график квадратичной функции, исследовать ее свойства. Сегодня мы повторим основные моменты, а также рассмотрим несколько иную задачу. Если мы раньше строили график известной квадратичной функции, то сегодня -по графику найдем квадратичную функцию. И научимся применять знания об исследовании квадратичной функции при решении производственных задач.

Эпиграфом к нашему уроку мне хочется взять слова двух великих людей:

«Математика есть прообраз красоты мира» (Иоганн Кеплер)

«Вся глубина мысли, которая заложена в формулировку математических понятий, впоследствии раскрывается тем уменьем, с которым эти понятия используются».

(Е. Вигнер)

Идея функциональной зависимости восходит к древности, она содержится уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, в первых правилах действий над числами, в первых формулах для нахождения площади и объема тех или иных фигур. Слово «функция» в переводе с латинского означает совершение, выполнение. Впервые оно было введено Лейбницем в 1673 году и развито его учениками.

2.Фронтальный опрос.

Учитель: Итак, давайте вспомним:

1) Что же такое функция?

-Функцией называется такая зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.

2) Сегодня мы говорим о квадратичной функции. Дайте определение квадратичной функции (записать на доске).

-Квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс), где Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) - независимая переменная, a Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) - некоторые числа, причем

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс).

3) Что является графиком этой функции?

-Графиком квадратичной функции является парабола.

4) От чего зависит расположение графика квадратичной функции?

- Расположение графика квадратичной функции зависит от координат вершины параболы, направления ее ветвей (знак коэффициента при Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)).

5) Как найти координаты вершины параболы?

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

6) Что является осью симметрии параболы?

-Осью симметрии параболы служит прямая Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс), параллельная оси Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс).

7) Как получить график функции Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) из графика функции Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

- График функции Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) является параболой, которую можно получить из графика функции Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) с помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси Хнаm единиц вправо, если Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) , или на Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) единиц влево, если Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) ,

и сдвига вдоль оси Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) на Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) единиц вверх, если Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс), или на Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) единиц вниз , если Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс).

3. Устная работа.

1) Давайте вспомним разложение на множители. Разложите на множители многочлен:

А) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Б) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

В) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Г) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

2) Следующее задание: Укажите координаты вершины параболы, направление ее ветвей, уравнение оси симметрии, координаты точки пересечения с осью Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс).

а) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) - координаты вершины, ветви направлены вниз, Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) - ось симметрии, Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) -координаты точки пересечения с осью Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

б) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс), Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс);

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)координаты вершины параболы, ветви направлены вверх, Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) - ось симметрии параболы. Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) - координаты точки пересечения с осью Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс).

в) На доске изображены графики следующих функций.

Укажите график соответствующей функции.

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

1) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

2) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

3) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

4) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

г) Перечислите свойства функции Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

нули функции: Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

функция возрастает на Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс), убывает на Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс).

Учитель:

До сих пор мы с вами рассматривали такую задачу: по известной функции строили графики исследовали ее свойства. Теперь давайте решим следующую задачу:

Надо найти параболу Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) , которая пересекает ось Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) в точках

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс), а ось Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) - в точке Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс).

Решение.

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

(на доске схематически изображен график функции по данным задачи)

Квадратичная функция, задающая эту параболу, будет иметь вид Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс).

(Мы недаром вспоминали разложение на множители квадратного трехчлена).

Точка пересечения с осью Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) получается при Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) .Значит, при Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) наша функция должна равняться Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс). Получаем:

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Итак, Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Ответ: Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Дома выполните такое же задание:

Найдите квадратный трехчлен вида Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) , если его график пересекает ось абсцисс в точках Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Решение: Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Точка пересечения с осью Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) получается при Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Ответ: Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Учитель: Ребята, вы часто спрашиваете, зачем мы изучаем те или иные математические понятия, как они могут нам пригодиться в жизни. Вот один такой пример.

Как вы считаете, существует ли связь между строительством и квадратичной функцией? Оказывается, существует.

При строительстве очистных сооружений используется отводной желоб прямоугольного сечения, открытого сверху, для стока воды. Он строится из железобетона и внутри облицован плиткой.

При проектировании строительства этого сооружения необходимо учитывать принцип экономичности и выбрать минимальные размеры при максимальной пропускной способности.

Итак, необходимо построить открытый желоб прямоугольного сечения для стока воды. Длина периметра поперечного сечения желоба должна равняться 6м. Какой высоты должны быть стенки желоба, чтобы получился максимальный слив?

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Надо учитывать, что при одном и том же периметре желоба высота боковых стенки ширина желоба могут быть разными, а это в свою очередь, влияет на пропускную способность желоба. Надо найти оптимальный вариант.

Решение. Площадь поперечного сечения желоба

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

где Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) - высота боковых стенок желоба. Чтобы найти ответ на вопрос задачи, необходимо установить, при каких значениях Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) полученная функция Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) принимает наибольшее значение. Это квадратичная функция. А наибольшее значение -

это вершина параболы.

Найдем корни уравнения Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)или Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Так как коэффициент Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс), то функция Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) принимает максимальное значение при Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Следовательно, высота стенок должна быть равна Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)м.

А дома вы решите следующую задачу:

Заготовленной плиткой нужно облицевать Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) боковых стенок и дна желоба прямоугольного поперечного сечения длиной Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс). Каковы должны быть размеры сечения , чтобы пропускная способность желоба была наибольшей? (каждому ученику раздать условие задачи).

Решение. Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) - высота боковых стенок , Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) - ширина.

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс), то функция Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) принимает максимальное значение

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Ответ: Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

А сейчас рассмотрим некоторые интересные свойства параболы.

-Любая точка параболы равноудалена от некоторой точки, называемой фокусом параболы, и некоторой прямой, называемой ее директрисой.

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Расстояние от любой точки параболы Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) до точки Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) равно расстоянию от той же точки параболы до прямой Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) параллельной оси Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс).

-1-й ученик. Если вращать параболу вокруг оси ее симметрии(например, параболу

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)вокруг оси Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)), то получается очень интересная поверхность, которая называется параболоидом вращения. Поверхность жидкости во вращающемся сосуде имеет форму параболоида вращения. Вы можете увидеть эту поверхность, если сильно помешаете ложечкой в неполном стакане чая, а потом вынете ложечку.

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

-2-й ученик. Если в пустоте бросить камень под некоторым углом к горизонту, то он полетит по параболе.

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

-3-й ученик. Если пересечь поверхность конуса плоскостью, параллельной какой-либо одной его образующей, то в сечении получится парабола.

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

-4-й ученик. В парках культуры устраивают иногда забавный аттракцион «Параболоид чудес». Каждому из стоящих внутри вращающегося параболоида кажется, что он стоит на полу, а остальные люди каким-то чудом держатся на стенках. Это чудо основано на свойстве параболоида: если вращать параболоид с подходящей скоростью вокруг его оси, расположенной вертикально, то равнодействующая центробежной силы и силы тяготения в любой точке параболоида направлена перпендикулярно к его поверхности.

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

-5-й ученик. В зеркальных телескопах тоже применяют параболические зеркала: свет далекой звезды, идущий параллельным пучком, упав на зеркало телескопа, собирается в фокусе.

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

- 6-й ученик. У прожекторов зеркало обычно делается в форме параболоида. Если поместить источник света в фокусе параболоида, то лучи, отразившись от параболического зеркала, образуют параллельный пучок.

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

4. Итоги. Подведем итоги урока (выставить оценки учащимся). А домашнее задание вы уже получили.

5.Дополнительное задание:

Построить график функции:

1) ‌‌‌‌‌‌‌ Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

2) Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

3 Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс)

6.Задачи для домашнего задания:

А) Заготовленной плиткой нужно облицевать Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс) боковых стенок и дна желоба прямоугольного поперечного сечения длиной Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс). Каковы должны быть размеры сечения, чтобы пропускная способность желоба была наибольшей?

Б) Найдите квадратный трехчлен вида Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс), если его график пересекает ось абсцисс в точках Урок по алгебре на тему Квадратичная функция (9 класс).



© 2010-2022