- Преподавателю
- Математика
- Программа по геометрии 9класс, 2часа, А. В. Погорелов
Программа по геометрии 9класс, 2часа, А. В. Погорелов
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лачимова Г.А. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ханты- Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п.Выкатной»
«Рассмотрено» на заседании
Методического совета
Протокол № 3
От 28.08.2014 г.
«Согласовано»
Зам. директора по У.Р.
____________ Е.А. Соловьева
«29» августа 2014 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ: СОШ п.Выкатной
_________О.В.Белова
Приказ № 116-О от 28.08.2014 г.
Рабочая учебная программа
геометрия
9 класс
Составлена на основе примерной программы
Министерства образования и науки РФ
Примерная программа основного общего образования по математике. - М.: МОН, 2005.
Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательное учреждение/Погорелов А.В.- 5-е изд.- М.:Просвещение,2004.-224с.
Программа рассчитана на70 ч. в год, 2 часа в неделю .
Срок реализации программы 1 год.
Программу составил учитель
математики Лачимова Г.А
2014г.
Структура программы.
1.Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся.
4. Календарно-тематическое планирование.
5. Список литературы
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса школы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам курса геометрии. Рабочая программа выполняет две основные функции:
-
информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитании и развитии учащихся средствами геометрии.
-
организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе и для содержательного наполнения итоговой аттестации учащихся.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9класса и реализуется на основе следующих документов:
● Закон «Об образовании» от 29.12. года №273-ФЗ;
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями, с изменениями 03.06.2011г №1994);
-
Стандарт основного общего образования по математике (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
-
Примерная программа основного общего образования по математике;
-
Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
-
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 « О утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03.03.2011г. зарегистрированный №19993).
-
Методические рекомендации Министерства образования и науки «Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой» (school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54478).
-
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ХМАО-Югры (Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 22.08.2011 г. № 662 с изменениями).
Составлена на основе примерной программы Министерства образования и науки РФ
Примерная программа основного общего образования по математике. - М.: МОН, 2005.
Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательное учреждение/Погорелов А.В.- 5-е изд.- М.:Просвещение,2004.-224с.
Программа рассчитана на70 ч. в год, 2 часа в неделю.
Срок реализации программы 1 год.
2. Содержание программы.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Цели программы:
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
-
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Задачи программы:
-
Усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.
-
Познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
-
Расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
-
Сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.
-
Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
-
Геометрия : учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / А.В. Погорелов - 5-е изд. - М. : Просвещение. 2004. - 224 с.
-
Программа по геометрии. А.В. Погорелов. //Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. - М. «Просвещение», 2010 г.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации геометрия изучается в 9 классе 2 ч в неделю, всего 70 часов (35 учебных недель).
Контроль освоения знаний
Для проведения текущего контроля предусмотрено 7 контрольных работ по основным темам курса. Кроме того, отслеживание результативности усвоения учебного материалы осуществляется в ходе проведения тематических самостоятельных и тестовых работ.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
3.Требования к уровню подготовки
В результате изучения геометрии ученик должен
уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание тем учебного курса. Тематическое планирование на 70 ч. в год, 2 часа в неделю
№
Разделы курса
Количество часов
Контрольные работы
1
Подобие фигур
14
2
2
Решение треугольников
9
1
3
Многоугольники
15
1
4
Площади фигур
16
2
5
Элементы стереометрии
5
6
Повторение
11
1
Итого
70
7
-
Подобие фигур (14 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства. -
Решение треугольников (9 часов, из них 1 час контрольная работа)
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. -
Многоугольники (15 часов, из них 1 час контрольная работа)
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла. -
Площади фигур (16 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Площадь и её свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей. -
Элементы стереометрии (5 часов)
Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения. -
Повторение (11 часов, из них 1 час контрольный тест)
4.Календарно-тематическое планирование
9класс геометрия А.В Погорелов.
№ урока
Содержание материала
№ пункта
Кол-во часов
Тип
учебного занятия
Примерные сроки
коррекция
план.
фактич.
11. Подобие фигур (14 часов)
1
Преобразование подобия.
п.100
1
УИН
02.09
2
Свойства преобразования подобия.
п.101
1
УИН
04.09
3
Подобие фигур.
п.102
1
УИН
09.09
4
Признак подобия треугольников по двум углам.
п.103
1
УИН
11.09
5
Признак подобия треугольника по двум сторонам и углу между ними.
п.104
1
УИН
16.09
6
Признак подобия треугольников по трем сторонам.
п.105
1
УИН
18.09
7
Подобие прямоугольных треугольников
п.106
1
УИН
23.09
8
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников».
1
УЗЗ
25.09
9
Контрольная работа № 1 «Признаки подобия треугольников».
1
УОКЗ
30.09
10
Углы, вписанные в окружность.
п.107
1
УИН
02.10
11
Углы, вписанные в окружность.
1
УЗЗ
07.10
12
Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
п.108
1
УИН
09.10
13
Решение задач по теме «Углы, вписанные в окружность».
1
УЗЗ
14.10
14
Контрольная работа № 2 «Вписанные углы. Свойства отрезков хорд и секущих окружности».
1
УОКЗ
16.10
12. Решение треугольников (9 часов)
15
Теорема косинусов.
п.109
1
УИН
21.10
16
Решение задач по теореме косинусов.
1
УЗЗ
23.10
17
Теорема синусов.
п.110
1
УИН
28.10
18
Решение задач по теореме синусов.
1
УЗЗ
30.10
19
Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.
п.111
1
УИН
11.11
20
Решение треугольников.
п.112
1
УИН
13.11
21
Решение задач
1
УЗЗ
18.11
22
Решение треугольников.
1
УКПЗ
20.11
23
Контрольная работа № 3 «Решение треугольников».
1
УОКЗ
25.11
13. Многоугольники (15 часов)
24
Ломанная.
п.113
1
УИН
27.11
25
Выпуклые многоугольники.
п.114
1
УИН
02.12
26
Правильные многоугольники.
п.115
1
УИН
04.12
27
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
п.116
1
УИН
09.12
28
Решение задач на применение формул радиуса вписанной окружности.
1
УЗЗ
11.12
29
Решение задач на применение формул радиуса описанной окружности.
1
УКПЗ
16.12
30
Построение некоторых правильных многоугольников.
п.117
1
УИН
18.12
31
Подобие правильных выпуклых многоугольников.
п.118
1
УИН
23.12
32
Решение задач по теме
« Многоугольники»
1
УЗЗ
25.12
33
Решение задач по теме
« Правильные многоугольники»
1
УКПЗ
13.01
34
Длина окружности.
п.119
1
УИН
15.01
35
Длина окружности.
1
УЗЗ
20.01
36
Радианная мера угла.
п.120
1
УИН
22.01
37
Радианная мера угла.
1
УЗЗ
27.01
38
Контрольная работа № 4 «Многоугольники».
1
УОКЗ
29.01
14. Площади фигур (16 часов)
39
Понятие площади.
п.121
1
УИН
03.02
40
Площадь прямоугольника.
п.122
1
УИН
05.02
41
Решение задач по теме
« Площадь прямоугольника».
1
УЗЗ
10.02
42
Площадь параллелограмма.
п.123
1
УИН
12.02
43
Решение задач по теме «Площадь параллелограмма».
1
УЗЗ
17.02
44
Площадь треугольника.
п.124
1
УИН
19.02
45
Формула Герона для площади треугольника.
п.125
1
УИН
24.02
46
Площадь трапеции.
п.126
1
УИН
26.02
47
Решение задач по теме «Площадь треугольника».
1
УЗЗ
03.03
48
Контрольная работа № 5 «Площади простых фигур».
1
УОКЗ
05.03
49
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
п.127
1
УИН
10.03
50
Решение задач
1
УЗЗ
12.03
51
Площади подобных фигур.
п.128
1
УИН
17.03
52
Решение задач
1
УЗЗ
19.03
53
Площадь круга.
п.129
УИН
31.03
54
Контрольная работа № 6 «Площадь круга».
УЗЗ
02.04
15. Элементы стереометрии (5 часов)
55
Аксиомы стереометрии.
п.130
1
УИН
07.04
56
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.
п.131
1
УИН
09.04
57
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
п.132
1
УИН
14.04
58
Многогранники.
п.133
1
УЗЗ
16.04
59
Тела вращения
п.134
1
УИН
21.04
Итоговое повторение (11 часов)
60
Треугольники
1
УОСЗ
23.04
61
Решение треугольников.
1
УОСЗ
28.04
62
Многоугольники.
1
УОСЗ
30.04
63
Площади плоских фигур.
1
УОСЗ
05.05
64
Решение задач по теме «Треугольники».
1
УОСЗ
07.05
65
Вписанные и описанные многоугольники
1
УОСЗ
12.05
66
Координаты и векторы
1
УОСЗ
14.05
67
Годовая контрольная работа.
1
УОКЗ
19.05
68
Решение задач по теме
« Многоугольники»
1
УОСЗ
21.05
69
Решение задач по теме
« Площади простых фигур»
УОСЗ
26.05
70
Решение задач по теме
«Решение треугольников».
УОСЗ
28.05
Примечание. Принятые сокращения:
-
УИН - Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
-
УЗЗ - Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
-
УКПЗ - Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
-
УОСЗ - Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
-
УОКЗ - Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
5. Список литературы
Учебно-методические пособия для учителя
1. Тематическое и поурочное планирование по геометрии 8-9 кл. по учебнику А.В. Погорелова/ авт.- сост. Н.В.Грицаева. - Волгоград: Учитель, 2009
2. Геометрия.7-9кл.: Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 1999.-224с.
3. Геометрия. Тесты. 7-9кл.:Учебно- метод.пособие.-2-е изд.- М.: Дрофа, 1998
4.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса.- М.: Илекса,2002,-144с.
5. Геометрия. 9класс: поурочные планы по учебнику А.В Погорелов/авт.-сост.Ю.А.Киселёва.- Волгоград: Учитель, 2007
Литература для учеников
1.Погорелов, А. В. Геометрия : учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / А. В. Погорелов. - М.: Просвещение, 2004.
2. Геометрия.7-9кл.: Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 1999.-224с.
3. Геометрия. Тесты. 7-9кл.:Учебно- метод.пособие.-2-е изд.- М.: Дрофа, 1998