- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике: Обыкновенные дроби
Урок по математике: Обыкновенные дроби
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Терехина Е.В. |
Дата | 28.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по теме: "Обыкновенные дроби".
Учитель: Терехина Е.В.
ОУ: МБОУ СОШ № 45
Класс: 5
Предмет: математика
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения: урок-практикум
Цели урока: повторение и обобщение материала по теме "Обыкновенные дроби", систематизация знаний, умений, навыков применения правил сложения, вычитания, сравнения обыкновенных дробей, основного свойства дроби, сокращения дробей и приведения дроби к новому знаменателю, развитие познавательной активности, мышления, логики, воспитание интереса к предмету, привитие культуры умственного труда.
Оборудование:
-
Мультимедийный проектор, экран
-
Таблички, буклеты "Обыкновенные дроби", раздаточный материал, оценочный лист.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
На доске: "Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь" (Л. Н. Толстой).
Учитель: Здравствуйте, ребята, поприветствуем наших гостей, садитесь.
Не так давно вы начали знакомство с дробными числами. И вот сегодня вам предоставляется возможность продемонстрировать свои знания. Нам с вами предстоит повторить, обобщить, систематизировать весь изученный материал по теме "Обыкновенные дроби", а также расширить знания по этой теме. Пожелаем друг другу успехов и плодотворной работы.
Для начала предлагаю сыграть в игру «Да-нет-ка». Напоминаю правила: я загадываю число, а вы пытаетесь его угадать путем вопросов о свойствах числа. Если загаданное мною число обладает указанным свойством, то я отвечаю «да», если не обладает, то я отвечаю «нет». Итак, какое число я задумала? (Заранее на карточке заготавливается задуманное число, а после того как учащиеся его отгадают, учитель показывает его). Например: .
Примерные вопросы учащихся:
- Загаданное число является натуральным? (Ответ: нет)
-Это дробное число? (Ответ: да)
-Знаменатель дроби является двузначным число? (Ответ: нет)
-Однозначным? (Ответ: да)
-Знаменатель меньше десяти? (Ответ: да)
-Знаменатель больше пяти? (Ответ: да)
-Это число 8? (Ответ: да)
-Является ли дробь правильной? (Ответ: да)
-Числитель меньше пяти? (Ответ: да)
-Числитель больше двух? (Ответ: да)
-Числитель равен трем? (Ответ: да)
Учитель: Итак, какое число я загадала?
Учащиеся:
II. Систематизация знаний.
Учитель: Молодцы. Вы отгадали число (показывает карточку с числом),применяя изученные свойства чисел. Теперь, я предлагаю вам взять листочки, на которых изображены окружности. Необходимо правильно выбрать окружность и заштриховать часть фигуры, которая соответствует дроби . Как выполните задание, поднимите листочки, чтобы я увидела результат.
А
Б
В
Учитель просит прокомментировать ребят, почему они выбрали окружность по буквой Б., а также поставить себе балл в оценочный лист, если с заданием справились. На слайде показывает возможные варианты закрашивания.
Учитель задает вопросы:
-Что показывает знаменатель дроби?
-Что показывает числитель дроби?
Дети делают вывод, что дробь является частью целого.
Учитель: Теперь в тетрадях с печатной основой запишите с помощью дробей, какая часть фигуры закрашена.
№ 1(а,в,г,д) стр.1
Ответ:
№ 5 стр.2 В правилах потеряны важные слова, необходимо их вписать. (учащиеся работают с определением правильной и неправильной дроби)
№ 6 стр.3 Найти такие три числа, чтобы дробь была: а) больше1, б) меньше 1, в) равна 1.
По окончании работы учитель просит учеников поменяться тетрадями и проверить правильность выполнения заданий. За каждое верно выполненное задание ученики ставят балл в оценочный лист. На слайде показывает правильное решение.
Учитель: Предлагает открыть тетради, записать число, тему урока.
Вопросы классу:
-В каком веке впервые в русском языке появилось слово «дробь»? (Ответ: в 18 веке)
-Как называли дроби в первых учебниках математики? (Ответ: ломаные числа)
-Что означало слово «дробь»? (Ответ: от русского глагола «дробить», ломать, делить на части)
-В связи с какой практической необходимостью появились дроби? (Ответ: В древние времена приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, вести расчеты за купленные или проданные товары. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.)
-А теперь скажите, какую часть от всех учащихся в классе составляют девочки, если учеников 26, а девочек 11? Какую часть составляют мальчики?
Придумайте свою задачу.
Учащиеся дают ответы.
Сейчас мы узнаем девиз нашего урока (каждый ученик получает карточку с заданием, лучше раздать мини-карточки по порядку, начиная с 1 парты 1 ряда, тогда легко будет составить фразу). Делают записи в тетрадях.
Найти соответствие букв и чисел:
НАМ_ НУЖНО_ УЧИТЬ_ МАТЕМАТИКУ_ (на слайде)
Учитель: И так девиз нашего урока ясен: нам нужно учить математику, действительно, мы должны познавать новое в математике, открывать неизвестные для нас страницы.
Физминутка Игра «Хлопок». Учащимся показываются две дроби. Дети должны хлопнуть в ладоши, если нужно поставить знак БОЛЬШЕ, потопать, если знак МЕНЬШЕ, если ни тот, ни другой, то покачать головой. (Дроби показываются на экране.)
и 1; и ; и 1; и ; и ; и ; и ; 1 и ; 1 и .
Задача №1 (условие на слайде): Одна семья пчел за лето производит 100 кг меда и только 1/5 часть этого меда человек может у них взять. Мы просим ответить вас на следующие вопросы:
1. Сколько килограмм меда можно взять у пчел без ущерба для них?
2. Сколько семей пчел могут дать человеку 5 тонн меда?
Задача №2 (условие на слайде): 1. Два автомобиля выехали одновременно из пунктов А и В. Первый проезжает 1/5 расстояния в час, а второй 1/4. Определите вид движения, если они движутся в одном направлении и пункт В находится правее пункта А.
2. Два автомобиля выехали одновременно из пунктов А и В в пункт С, который находится между пунктами А и В посередине. Какой автомобиль приедет в пункт С первым, если первый проезжает 3/ 7 расстояния в час, а второй 3/ 8 этого расстояния? Попытайтесь найти несколько способов решения этих задач.
ДМ стр.66 № 183, 184
IV. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Обыкновенные дроби - это важный и нужный материал курса математики и мы с вами будем работать с дробями на протяжении всех лет обучения в школе, поэтому важно овладеть этим инструментом. Сегодня мы с Вами в начале пути и нам еще предстоит познакомиться с другими действиями над обыкновенными дробями уже в 6 классе.
Д/З п.23-24, №955,957, Задача №3 (условие на слайде): Шли три крестьянина, и зашли на постоялый двор отдохнуть и пообедать. Заказали хозяйке сварить картофель, а сами уснули. Хозяйка сварила картофель, но не стала будить постояльцев, а поставила миску с едой на стол и ушла. Проснулся один крестьянин, увидев картофель и, чтобы не будить товарищей, сосчитал картофель, съел свою долю и снова заснул. Вскоре проснулся другой; ему невдомек было, что один из товарищей уже съел свою долю, поэтому он сосчитал весь оставшийся картофель, съел третью часть и опять заснул. После чего проснулся третий; полагая, что он проснулся первым и съел третью часть. Тут проснулись его товарищи и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Тогда только объяснилось дело. Сосчитайте, сколько картофелин подала на стол хозяйка, сколько съел уже каждый и сколько должен съесть еще каждый, чтобы всем досталось поровну?
(Эту задачу можно предложить на дом, раздав условие, разобрать решение на следующем уроке.)