Самоанализ педагогической деятельности огпгнеа иоли

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САМОАНАЛИЗ

учителя математики МБОУ СОШ№1
Толшиной Натальи Леонидовны

на первую квалификационную категорию

Я, Толшина Наталья Леонидовна, работаю учителем математики в МБОУ СОШ №1 г. Бердска с 1995 года. Общий стаж работы учителем 21 год, в данной школе 20лет.

Главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации. В педагогической деятельности ставлю несколько задач

  • дать обучающимся качественное образование по математике;

  • раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучающегося;

  • привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях, подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии;

  • совершенствовать формы организации учебной деятельности, использовать новые педагогические технологии, эффективные методики обучения

  • развивать интерес к математике.

Обучающемуся необходимо дать не только определенную сумму знаний, но и научить учиться. Развить интерес к учению. Считаю нужно организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а также усвоение обучающимися, проявляющими интерес к предмету, учебного курса на более высоком уровне. Для достижения своей цели и поставленных мною задач выбрана тема: «Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации». Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий:

  • личностно-ориентированного

  • проблемного

  • развивающего обучения

  • метода проектов

  • информационно - коммуникационных технологий обучения.

  • Применение дифференциации при обучении математики, как одного из путей учёта индивидуальных особенностей обучающихся, необходимо и возможно. Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижения свидетельствуют о выполнении учеником минимально необходимых требований в усвоении содержания. Именно на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Аргументы в пользу необходимости использования дифференциации обучения:

  • структура коллектива требует применения дифференциации в процессе обучения;

  • дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету у школьников;

  • дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;

  • использование дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;

  • дифференциация даёт возможность одарённым обучающимся развивать свои способности к математике;

  • уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.

Технологию дифференцированного обучения осуществляю внутри обычных классов. Поэтому первым этапом считаю этап диагностики распределения по уровням. Она проводится в три этапа. На первом этапе выявляется

  • уровень сформированности общих учебных умений;

  • логичность мышления;

  • скорость мыслительной оперативности;

  • самостоятельность мышления.

Скорость мыслительных операций выявляю путём ограничения времени на выполнение заданий теста. На втором этапе выявляю уровень знаний по предмету. Контрольное выявление уровня знаний учащихся по предмету необходимо для последующего отслеживания роста знаний. По результатам тестирования выделяю три группы учащихся:

  • Первая группа - низкий уровень

Осуществляется только воспроизведение и запоминание. Этот уровень связан с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности.

  • Вторая группа - средний уровень

Осуществляется применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Происходит выполнение действий с четко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма( схемы ).

  • Третья группа - высокий уровень

Осуществляется применение знаний в незнакомой ситуации, т. е. творчески. Каждому уровню соответствуют определенные требования, предъявляемые к действиям учащихся:

  • 1 уровень - показывать (опознавать), называть, узнавать, давать определение.

  • 2 уровень - измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т. д.

  • 3 уровень - составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказывать суждение, выделять существенные признаки, анализировать информацию, обосновывать собственные примеры, искать необходимую информацию.

Результаты первичной дифференциации уточняю на третьем этапе диагностики. Основным средством на этом этапе является наблюдение. При этом учитываются следующие характеристики:

  • самостоятельность учащихся при выполнении заданий;

  • глубина и полнота ответов;

  • активность на уроке;

  • темп усвоения учебного материала;

  • уровень знаний по предмету.

Учет особенностей каждой группы позволяет мне скорректировать содержание материала, а также формы и методы работы с учащимися. Все это способствует повышению уровня обучения, повышает мотивацию учения, позволяет более эффективно работать с отстающими и одаренными детьми. Созданные группы являются мобильными, и в течение года учащиеся могут показывать результат на разных уровнях. В конце учебного года провожу контрольное тестирование еще раз для выявления того уровня, которого достигли за этот период учащиеся. Это позволяет в дальнейшем скорректировать работу с другими классами и совершенствовать работу с данным классом. Активные формы обучения стараюсь применять на всех этапах урока. Результаты, полученные в ходе этапа диагностики, дают достаточно объективную картину индивидуальных способностей обучающихся. Большое значение в работе уделяю систематичности и оценке знаний учащихся. Практика показывает, что интерес к предмету бывает в том случае, если работа учащихся не остается без внимания со стороны учителя на каждом уроке. Поэтому подвожу итоги работы каждого ученика, отмечаю положительные стороны в его работе, указываю на недостатки в знаниях, которые следует устранить самому или с помощью консультантов. Проверку знаний провожу различными способами, но с учетом индивидуальных способностей учащихся. Развитие современной школы требует адекватных подходов к диагностики учебных достижений, которая должна основываться на требованиях обязательного минимума содержания образования к качеству знаний обучающихся. Наиболее подходящим средством для этого принято считать тестирование. С учетом уровневой дифференциации тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, открытых или с выбором ответа. Критерии трудности - уровень требований к знаниям учащихся и возрастающие уровни познавательной деятельности. Параллельно с оценкой глубины и полноты знаний идет диагностика затруднений и ошибок, чему способствует форма теста, конструируемая в соответствии с этапами познавательной деятельности. Кроме того, формы дифференцированного контроля знаний позволяют обучающемуся самостоятельно оценить свои возможности и выбрать тот уровень, который соответствует его возможностям на данном этапе обучения. При этом подходе отметка становится стимулом к более глубокому познанию и вызывает рост интереса к процессу обучения. Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тесты. Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ОГЭ. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок.

Результаты работы позволяют утверждать, что:

  • уменьшилась тревожность детей;

  • стало меньше пробелов в знаниях;

  • слабые учащиеся проявляют большую заинтересованность в результатах учебы;

  • учащиеся становятся более самостоятельными и ответственными за результаты своего труда, уверенными в себе.

Практика убеждает, что организованная таким образом контрольно-оценочная деятельность учащихся на уроках активизирует познавательную потребность подростков. Желание сравнивать свои возможности с возможностями своих товарищей стимулирует самостоятельность при выполнении учебных заданий. Знания учащихся всегда под контролем. Зачет по каждой изученной теме позволяет оценить и теоретические, и практические знания. У обучающихся развивается устойчивый интерес к математике. Система работы обеспечивает умственный рост каждого обучающегося. Занимаясь с обучающимися всех возрастов, я применяю различные приемы работы, учитывая возрастные особенности и степень подготовки учащихся. Разноуровневые задания составляю с учетом возможностей обучающихся, чтобы создать в классе благоприятный психологический климат. У обучающихся возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У обучающихся появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активации мыслительной деятельности обучающихся, созданию положительной мотивации к учению, позволяет мне развивать личность обучающегося в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к её активизации и поддержанию на высоком уровне. Выявить характер мотивации, смысл учения для школьников - значит, определить меры педагогического влияния, способы работы с ними( приложение 1 ). Я применяю дифференциацию на всех этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при повторении и закреплении материала, при контроле и учёте знаний. Систематически и объективно анализирую работу обучающихся, планирую их деятельность по формированию у них навыков самостоятельной деятельности и умению управлять собственным учебным процессом. При работе с обучающимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка. Индивидуальную работу с одаренными детьми организую разными способами: решение в классе задач повышенной сложности, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство учащихся с научной литературой по предмету. Особое значение на своих уроках придаю организации атмосферы доброжелательности и устремленности. Так в 5 классе стараюсь чаще проводить диктанты с взаимопроверкой по вариантам. Многие обучающиеся, не активные ранее на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками, появляется интерес к предмету. На моих уроках присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого - развитие самостоятельности, любознательности и стремления. Овладение универсальными учебными действиями (УУД) даёт обучающимся возможность самостоятельного усвоения новых знаний на основе формирования учиться. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание я уделяю развитию видов деятельности обучающегося, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Используя элементы проектного метода обучения, я преследую следующие цели:

  • Научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению;

  • Размышлять, опираясь на знания фактов, делать обоснованные выводы;

  • Принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • Научить работать в команде.

Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех обучающихся, стимулируя их к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.

Отдельное внимание в своей педагогической деятельности уделяю внеклассной работе по предмету, которая призвана решать многие важные вопросы не только в организации досуга обучающихся, но прежде всего, в формирования у них осознанной мотивации к предмету. Этому способствует участие в проведении Дня науки, предметных конкурсах и олимпиадах различного уровня.

На своих уроках применяю элементы здоровьесберегающей технологии. Создать здоровьесберегающую среду в кабинете математики помогут разноуровневое обучение, проведение нестандартных уроков, устранение перегрузки на уроке, проведение физкультурных минуток на уроке. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит улучшению эмоционального состояния, к изменению отношения к самому себе и к своему здоровью. Главное в проведении физкультминуток -заинтересовать обучающихся в сохранении собственного здоровья. Мой учебный кабинет оснащен компьютером, проектором, проекционным экраном, учебными таблицами, разнообразными наглядными пособиями, подобран материал для проведения внеклассной работы по математике, дидактический и методический материал для проведения школьных олимпиад и подготовке к выпускной аттестации (ЕГЭ и ОГЭ).

Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, городских, школьных МО, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные педагогические технологии.

Методическая работа:

  1. Член экспертной комиссии по проверке экзаменационных работ ГИА в 9-х классах.(2012/2013 учебный год).

  2. Член жюри городской научно-практической конференции «Учение с увлечением». (2012/2013 учебный год).

В заключение хочется добавить, что, не смотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Поэтому комбинирую элементы всех форм, методов, технологий и приёмов обучения как современных, так и традиционных. В моей профессии считаю главным интерес и любовь к детям.

Главным критерием эффективности работа для меня является устойчивый интерес обучающихся к предмету (приложение 2), их качественные знания (приложение 3), подтверждённые результатами итоговой аттестации выпускников 9 класса (приложение 4).

Приложение 2

Результаты обучения при их позитивной динамике

Результаты обучения

2011-2012

учебный год

2012-2013

учебный год

2013-2014

учебный год

Качественная успеваемость

35%

37%

41%

Абсолютная успеваемость

100%

100%

100%

ОГЭ

3,6 ср.б.

Приложение 3

Позитивная динамика роста мотивации к изучению математики

2010-2011

6 класс

2011-2012

7 класс

2012-2013

8 класс

2013-2014

9 класс

Желаю изучать (всегда)

75%

79%

85%

90%

Не совсем желаю изучать(иногда)

19%

16%

13%

10%

Не желаю изучать (никогда)

6%

5%

2%

0%


Приложение 4

Результаты итоговой аттестации выпускников, 9 класс ( ОГЭ)

Учебный год

Кол-во

успеваемость

Средний бал

2013-2014

38

100%

3,6

7

© 2010-2022