Факультатив по математике Экономическое вопитание школьников 5 класс, кор. школа VIII вида

Рабочая программа факультатива «Экономическое воспитание школьников». Учебный предмет математика.  Класс 5. Количество часов:  в неделю 1;  всего за год 34. Программа составлена на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и на основе учебно-методических пособий «Основы экономических знаний». Используемые учебники: Е.А.Курак «Экономическое воспитание», Т.А.Шарыгина «Беседы об экономики".          ...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

пояснительная записка

Тема дезадаптированности учеников специальных (коррекционных) школ 8 вида неоднократно поднималась в научных и публицистических материалах. Дети коррекционных школ, окончив школу, сталкиваются с огромным количеством мелких проблем, которые не возникают у «здоровых детей»:

-распределение заработной платы;

-умение подсчитать стоимость коммунальных услуг;

-заполнить бланки на оплату электроэнергии;

-правильно сделать покупки;

-написать доверенность и.д.

Программа составлена на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в средних классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и на основе учебно-методических пособий «Основы экономических знаний».

Данная программа рассчитана на формирование у воспитанников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры мышления. Формирование основ экономических знаний о домашнем хозяйстве, о потребностях человека и общества, путях их удовлетворения. Также программа предполагает познакомить с принципами ведения семейного бюджета. Доказывает, что от организации трудовой деятельности в семье, зависит ее благосостояние. Учит оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар.

В некоторой степени, воспитательные занятия по экономике, которые проводятся в 5 классе, облегчат адаптацию детей с проблемами в обществе. Большинство детей встречаются с первоначальными знаниями по экономике в семье. Для многих наших воспитанников эти знания впервые даются в нашей школе. Здесь они учатся, воспитываются, работают, осваивают жизненный опыт.

Решая задачу экономического воспитания детей через создание программы «Воспитание экономической культуры школьников с ОВЗ», мы исходили из особенностей региона, населенного пункта.

Программа составлена для 5 класса с учетом преемственности и включает в себя 34 часов, содержит: пояснительную записку, содержание рабочей программы, учебно-тематический план, методическое обеспечение, требования к знаниям и умениям учащихся, перечень практических работ, список используемой литературы.

5 класс

  1. Потребности.

  2. Производители и ресурсы

  3. Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена

  4. Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена

  5. Труд и товар

  6. Поговорим о профессиях

  7. Экономика семьи

  8. Проекты: Маркетинг (изучение спроса и предложений). Фирменный знак. Реклама

  9. Итоговое занятие Путешествие по стране Экономике»

Содержание каждого из разделов распределено по неделям и имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий.

Программа «Воспитание экономической культуры школьников с ОВЗ» имеет прикладной характер, основная цель его - формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Задачи:

  • формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;

  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;

  • обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;

  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

  • объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;

  • различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);

  • принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;

  • решать задачи экономического содержания: распределение семейного бюджета;




тематического планирования


Название темы

Количество часов

Цели

5 класс

35

Потребности

9


Познакомить учащихся с понятиями «экономика», «золотые правила экономики», «потребности человека»

потребности животных; потребности растений.

Производители и ресурсы

7

Дать понятия, о природных ресурсах, о производителях товаров и услуг, о капитальных ресурсах, о цепочке производителей

Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена

2

Знакомство с ограниченностью ресурсов; выбором и ценой выбора..

Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена

7

Познакомить с натуральным обменом, бартером; деньгами, какие бывают деньги; рынком, где и что покупают люди; что такое цена, от чего зависит цена, зачем людям деньги

Труд. Товары и услуги

2

Знакомить с тем, что такое труд, какой труд бывает, что является результатом труда.

Поговорим о профессиях

2

Дать понятия, о профессиях, когда они появились, какие обязанности у людей определенной профессии.

Экономика семьи

2

Дать понятие, о семейном и государственном бюджете.

Проекты: Маркетинг (изучение спроса и предложений)

Фирменный знак

Реклама

3

Дать понятия, о маркетинге, фирменном знаке, рекламе.

Итоговое занятие Путешествие по стране Экономике»

1

Закрепить полученные знания.

Методическое обеспечение

Программа «Воспитание экономической культуры школьников с ОВЗ» имеет своей целью формирование у умственно отсталых учащихся практических навыков, моделей поведения в различных ситуациях, связанных с экономикой, поэтому основной формой проведения занятий по данному предмету является занятие-практикум.

Учитывая практическую направленность данной программы, можно выделить следующие наиболее значимые формы и методы обучения: моделирование реальных ситуаций, разыгрывание деловых и сюжетно-ролевых игр, решение задач по экономике, беседы, деловые игры, которые способствуют активизации познавательного интереса у школьников, позволяют глубже разобраться в изучаемом материале.

Беседа - это один из основных методов обучения на занятии. Продолжительность беседы может быть различной и проводится как в начале, так и в конце занятия. Беседа обязательно должна сопровождаться записями в тетрадь правил, положений, терминов, зарисовкой схем, таблиц и т.д. Беседа может сочетаться с моделированием реальных ситуаций, разыгрыванием деловых и сюжетно-ролевых игр, решением задач.

Сюжетно-ролевые игры, моделирование реальных ситуаций проводятся для формирования навыков общения на этапе закрепления изученного материала. В ходе игры воспроизводятся конкретные жизненные ситуации (оплата коммунальных услуг, обращение в различные организации), в которых учащиеся используют усвоенные ими модели поведения, необходимые знания и умения. Сюжетно-ролевые игры занимают часть занятия и носят в большей степени обучающий характер.

Деловые игры как метод обучения используются в следующих темах программы «Человек как потребитель», «Понятие бюджета: семейного, государственного», «Человек и трудовая деятельность», «Социальная сфера экономики».

Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности действий, решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную жизненную обстановку. Основными атрибутами деловой игры являются распределение ролей, определение порядка и условий игры и правил, подготовка материалов и документов, которые будут использоваться в ходе игры. Занятия, проводимые в форме деловой игры, вызывают интерес у школьников, так как позволяют в игровой форме выполнять различные роли, часто недоступные в жизни, моделировать формы поведения в сложных ситуациях, принимать решения, получить практику работы в команде.

От педагога данный метод обучения требует затраты дополнительных усилий. Это связано с разработкой порядка, правил игры, распределением ролей, подготовкой документов. При разработке деловой игры необходимо учитывать возможности умственно отсталых учащихся, поэтому игра не должна быть перегружена слишком большим количеством ролей, документов, правила должны быть четкими, порядок игры - содержать 1-3 этапа.

Деловые игры довольно гибкий инструмент. Их можно использовать полностью и по частям, приспосабливая к целям обучения, а также дополнять и творчески изменять.

Решение задач по экономике может быть использовано как для закрепления изученного, так и для проверки знаний учащихся. Использование задач особенно эффективно ввиду их практической направленности. Задачи позволяют обучать учащихся анализировать конкретные события реальной экономической действительности, применять свои знания к их анализу. При составлении задач необходимо четко формулировать условие, не допуская неоднозначного его толкования. Правильный ответ должен быть единственным. Хорошая экономическая задача должна быть составлена таким образом, чтобы она могла быть решена только в том случае, если ученик ориентируется в знании той или иной темы и владеет экономическими понятиями, математические знания носят вспомогательный характер. В большей степени должны быть использованы задачи, имеющие практическую направленность, так как они более доступны, понятны умственно отсталым школьникам.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

На занятиях по экономическому практикуму следует уделять внимание расширению и обогащению словарного запаса учащихся, изучению экономических терминов, определению их смыслового содержания, употреблению в речи. На занятиях необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением учащихся правильно построить фразу, обосновать вывод. Одной из целей предмета является формирование коммуникативных умений умственно отсталых учащихся, поэтому учителю необходимо вести работу по развитию диалогической речи. С этой целью используются моделирование реальных ситуаций, разыгрывание деловых и сюжетно-ролевых игр.

Распределение времени на прохождение учебного материала может быть изменено учителем с учетом возможностей детей и в зависимости от местных условий.

Для проведения занятий могут быть привлечены работники различных организаций (социальная защита, центр занятости, банк).








Требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

- Что такое экономика.

- Что такое труд и работа.

- Потребности людей. Виды потребностей

- Что такое семейный бюджет

- Что такое домашнее хозяйство.

- Что такое собственность и зачем она нужна.

- Понятие услуги.

- Понятия покупатель, продавец.

- Понятие об оптовой и розничной торговле

- Натуральное хозяйство

- Товар и его свойства.

- Стоимость товара. Что такое цены, как они возникли и как устанавливаются.

- Деньги и их роль в экономике.

- Виды труда и трудовой деятельности. Количество и качество труда.

- Заработная плата.

- Доходы, расходы, потребительский бюджет человека и семьи.

- Способы ведения хозяйства





Дата

№ урока

Раздел курса. Тема занятия

Количество часов

сентябрь

Потребности

9

05

1

Экономика. Что это такое?

1

12

2

Золотые правила экономики

1

19

3

Потребности человека

1

26

4

О дружбе и заботе

1

октябрь

Какие бывают товары и услуги

1

03

5

10

6

Как жили первобытные люди, и каковы их потребности

1

17

7

Потребности и возможности моей семьи

1

24

8

Потребности животных

1

31

9

Потребности растений

1

Производители и ресурсы

7

Ноябрь

Природа и рукотворный мир

1

14

10

21

11

Кому спасибо говорим (о природных ресурсах)

1

28

12

Кто производит товары (о производителях товаров и услуг)

1

декабрь

Машины, оборудование, инструменты, приборы (капитальные ресурсы)

1

05

13

12

14

Средства передвижения (капитальные ресурсы)

1

19

15

Цепочка производителей

1

26

16

Экономическая викторина «Что? Где? Когда?» по теме «Производители и ресурсы»

1

январь

Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена

2

09

17

Ограниченность ресурсов, или что мы выбираем

1

16

18

Выбор. Цена выбора

1

23

19

Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена.

8

Натуральный обмен. Бартер .

1

30

20

Деньги. Какие бывают деньги.

1

февраль

Рынок. Где и что покупают люди.

1

06

21

13

22

Что такое цена. Знаешь ли ты цены?

1

20

23

От чего зависит цена.

1

27

24

Зачем людям деньги. На что расходует деньги наша семья.

1

март

Праздник первой покупки (экскурсия в магазин «Игрушки»)

1

06

25

13

26

Труд. Товары и услуги

2

Труд и товар.

1

20

27

Что является результатом труда?

1

27

28

Профессии

2

Поговорим о профессиях

1

апрель

10

29

Поговорим о профессиях (продолжение)

1

17

30

Экономика семьи

2

Бюджет. Расход - доход.

1

24

31

Мы с мамой идем в магазин

1

май

08

32

Проекты

3

Проект: Маркетинг (изучение спроса и предложений)

1

15

33

Проект: Фирменный знак

1

22

34

Проект: Реклама

1

29

35

Итоговое занятие Путешествие по стране Экономике»

1

Литература

  1. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. - (Коррекционная школа).

  2. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. - (Коррекционная школа).

  3. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 71 с.

  4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. - М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. - 336 с.

  5. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. - М.: Просвещение, 1994. - 64 с.

  6. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. - М.: Просвещение, 1994. - 64 с.

  7. Романова Н.И. Экономическая игротека. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 48 с.

  8. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 35 с.

  9. Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. - М.: Республика, 1994. - 447 с.





Перечень практических работ



© 2010-2022