Статья Что можно узнать о пионерах из учебника математики 5 класса 1989 года издания

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что можно узнать о пионерах
из учебника математики 5 класса 1989 года издания


Недавно нам в руки попал учебник математики 5 класса, изданный в 1989 году. По меркам истории 23 года - небольшой срок. По этому учебнику изучали математику мы, родители наших учеников, коллеги. Авторы учебника Виленкин Наум Яковлевич, Чесноков Александр Семенович, Шварцбурд Семен Исаакович являются и авторами современного издания. Нашим ученикам стало интересно, какие задачи решали их ровесники 20 лет назад.

В современном учебнике присутствуют задачи, в которых движутся велосипедисты, идут поезда и считают орехи. Обратившись к содержанию учебника 1989 года, мы увидели, что наряду с задачами обычного содержания встречаются тексты, связанные с деятельностью пионеров.

Узнать, кто такие пионеры, чем они занимались, познакомиться с их жизнедеятельностью мы с учениками решили из текстовых задач. Для этого были проанализированы тексты задач, определен количественный и качественный объем задач, связанных с отражением занятий пионеров, изучена деятельность пионерской организации в учебнике математики 5 класса 1989 года издания. Условия текстовых задач сформулированы в виде связного текста на естественном языке. Решая их, школьники переносились на субботники, вступали в пионеры, производили сверхплановую продукцию, ставили рекорды.

Для учебника оказались типичными следующие сюжеты задач, связанные с пионерской организацией: разные виды деятельности, пространственные перемещения. Все виды деятельности пионеров мы разбили на две группы: сбор или уборка; поездки или путешествия.

156

Сбор макулатуры

377 №733

Поездка на автобусе

250

Посадка деревьев

883

Путешествие по местам боевой славы

442 №700

Уборка картофеля


456

Сбор семян


856

Сбор металлолома


902

Уборка урожая



Также в задачах рассматриваемого нами учебника присутствует ряд ситуаций, не предполагающих никакой деятельности: описывающих отношения внутри организации.

Задача 975.

В 3 классе 35 учеников. Среди них 27 пионеров, а остальные октябрята. Какую часть всех учащихся класса составляют пионеры и какую часть - октябрята?

Из задачи стало ясно, что до того как стать пионерами, школьники были октябрятами, а в ряды пионеров принимали октябрят 3 класса.

Задача 733.

В трёх пионерских отрядах 111 пионеров. В первом отряде на 6 пионеров больше, чем во втором, а в третьем - на 3 пионера больше, чем во втором. Сколько пионеров в каждом отряде?

Из задачи следует, что пионеры объединялись в пионерские отряды. Решая задачи, мы смогли узнать, что в отряде могло быть разное количество пионеров. Например, в данном случае 34, 40 и 37 человек. По рассказам старших пионерский отряд образовывал один класс. Значит, учеников в классе 1989 года могло быть намного больше, чем в настоящее время.

Задача №377 сообщила, что пионерскими отрядами руководили пионервожатые, а в задаче №250 упоминается день рождения пионерской организации, но не называется дата. Сделав запрос в поисковой системе, мы выяснили, что в СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, и пионерия праздновала 19 мая 2012 года свое 90-летие.

Вернёмся к деятельности пионерских отрядов. Главное, что можно отметить: все дела пионеров были совместными, решение об участии принималось сообща. Каковы же были занятия пионеров во внеурочное время?

Задача 156.

Пионеры трёх отрядов собирали макулатуру. Первый отряд собрал 230 кг, второй - на 20 кг больше, чем первый, но оба этих отряда собрали вместе на 40 кг. меньше, чем третий отряд. Сколько килограммов макулатуры было собрано трем отрядами?

То, что макулатура - это «отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы и используются они в качестве вторичного сырья при производстве бумаги, картона и строительных материалов», мы узнали из Википедии. Решив задачу, мы выяснили, что три отряда пионеров собрали 1 тонну макулатуры. Оказалось, что пионеры сберегли 17 деревьев и помогли выпустить 25 тысяч школьных тетрадей!

В исследуемом учебнике нашлась задача и про сбор металлолома.

Задача 856.

Отряд решил собрать 12 т металлолома, а собрал Статья Что можно узнать о пионерах из учебника математики 5 класса 1989 года издания этого количества. Сколько тонн металлолома собрал отряд?

Мы видим, что пионерским отрядом принималось решение не только о проведении дела, но и о плане, причём, план оказался перевыполненным. Вместо планируемых 12 тонн было собрано 15.

Одним из интересных занятий пионеров показался сбор семян.

Задача 456.

Пионеры трёх отрядов собрали 240 кг семян растений. Первый отряд собрал 87 кг, а первый и второй вместе собрали 174 кг. Сколько килограммов семян собрал второй отряд и сколько собрал третий отряд?

Возник вопрос: что это были за семена и для чего они собирались? Оказалось, пионерами вёлся сбор семян ясеня, клёна, акации, дуба для последующей посадки деревьев. Отряд мог собрать до 100 кг семян, что приносило большую пользу делу озеленения городов.

Эту же проблему пионеры решали путём высадки деревьев.

Задача 250.

Ко дню рождения пионерской организации ученики 6 и 7 классов посадили вдоль дороги 441 дерево. Учащиеся 7 класса сажали 28 деревьев в день, а учащиеся 6 класса - 21 дерево в день. Сколько дней ученики занимались посадкой деревьев, если сначала работал 6 класс, а за ним столько же дней 7 класс?

Удивительно, но занимались пионеры этим делом целых 18 дней.

Таким образом, тексты задач учебника математики 1989 года содержат информацию о реальной деятельности пионеров. В результате работы с информацией школьникам стало понятно, чем были заняты пионеры два десятилетия назад. Среди важных занятий были такие, как сбор макулатуры и металлолома уборка урожая, сбор семян, путешествия по местам боевой славы.

Результаты исследования учебника математики стали основой для проведения классного часа, посвященного пионерии, легли в основу ученического проекта «Математика и пионеры», послужили толчком к изучению современного учебника в рамках исследовательской деятельности.

Литература

Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учеб. для 5 класса сред. шк. / Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. - М.: Просвещение, 1989.


© 2010-2022