• Преподавателю
  • Математика
  • «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ – КАК СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ – КАК СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

«Решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого из них своя биография, свой сугубо индивидуальный путь развития» (А.П. Краковский)Актуальность избранной темы объясняется общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. За последнее время, гуманизация образования стремительно завоёвывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обуче...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - КАК СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

О.Н. Хворостовская

МБОУ «СШ № 15», г.Нижневартовск

«Решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого из них своя биография, свой сугубо индивидуальный путь развития» (А.П. Краковский)

Гуманизация образования - это создание таких условий учебного взаимодействия между обучаемым и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучаемого за счёт не только усвоения программного материала, но и познание каждым самого себя, развитие самоуважения, стремление поделиться знаниями с другими; это создание таких условий, при которых обучаемый может и хочет учиться.

Каковы же цели и ценности гуманизации общеобразовательной школы?

И.С. Якиманская отвечает на этот вопрос так: «Это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности, с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов».

Гуманизация образования включает следующие аспекты педагогических систем и теорий:

  1. В процессе обучения должно быть обеспечено гуманное, уважительное отношение к обучаемому;

  2. Обучаемый определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс;

  3. В качестве основных приоритетов процесса образования выделены: развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способностей к активной и самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития обучаемых;

  4. В процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт индивидуума, что позволит осуществлять адресную помощь обучаемому, индивидуализировать и дифференцировать обучение.

На смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно-ориентированная модель центрируется вокруг подхода к учащимся как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним. Образование возвращается к формуле «учимся не для школы, а для жизни».

Целью гуманизации образования является создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • Функция избирательности (способность человека к выбору);

  • Функция рефлексии (личность должна рефлексировать, оценивать свою жизнь);

  • Функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчестве;

  • Формирующая функция (формирование образа «Я»);

  • Функция ответственности ( в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»);

  • Функция автономности личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Сегодня в наших школах провозглашён принцип вариативности, который даёт нам - педагогам возможность выбирать и конструировать педагогический процесс. Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребёнка.

Одним из факторов такого обучения ребёнка является изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе - важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.

В основе программы гуманного обучения лежит социальный заказ, отражающий общественные и индивидуальные потребности, служащий основой для формирования системы целей образования. В этой системе можно выделить ряд компонентов:

  • готовность к деятельности в быстро меняющемся мире, способность к самостоятельному принятию и реализации решений;

  • умение пользоваться средствами новых информационных технологий для решения конкретных задач, взаимодействия с информационными потоками, информационная культура;

В целях достижения высокого качества образовательных услуг, с некоторых пор, стало возможным применение интерактивных образовательных технологий.

Обратимся к этимологии слова «интерактивный». Интерактивный - латинское: inter - взаимно, между собой + activus - деятельный, энергичный. Interaction (англ.) - взаимодействие, воздействие друг на друга. Таким образом, интерактивное обучение - это обучение, обеспечивающее взаимодействие активных субъектов образовательного процесса. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучении, следовательно, повышается мотивация в процессе урока и соблюдаются все принципы гуманизации образования.

Преимущества работы с интерактивными досками:

  1. Усиливается подача материала, позволяя преподавателям эффективно работать с цифровыми образовательными ресурсами.

  2. Позволяет преподавателям и учащимся рисовать и делать записи поверх любых приложений, динамично использовать дополнительные информационные ресурсы.

  3. Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске. Делает занятия интересными и развивает мотивацию.

  4. Формирует контрольно-оценочную деятельность.

  5. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных, социальных и коммуникативных навыков.

  6. Освобождает от необходимости записывать некоторую часть материала благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

  7. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

  8. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям и возрастным особенностям учащихся.

  9. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

  10. Учащимся не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность детей в учебный процесс.

  11. Появляется возможность максимально использовать моделирование и действие преобразования модели, таким образом изучать сущность явлений в чистом виде.

При работе с геометрическими объектами, учащиеся сами могут выбрать для удобства соответствующий фон, либо разметку. Например, в качестве фона ребята чаще всего задают клетчатую поверхность (как в тетрадке) и прикосновениями маркера к доске могут рисовать прямую линию, круг или треугольник. Это очень удобно при работе с фигурами, когда нужно изменять размеры фигуры, поворачивать ее или переносить на другой участок интерактивной доски. Очень интересно проходит работа с построением и измерением углов. Во время данной работы используется набор инструментов (транспортир, линейки), предусмотренный программным обеспечением.

При анализе выполненного задания, допущенные ошибки при необходимости исправляются с помощью маркера и корректируются.

Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (самостоятельная работа с уравнениями, алгоритмы решений и т.д.), то с помощью «ширмы» можно закрыть с нужной степенью прозрачности часть интерактивной доски. При этом учащиеся воспринимают информацию сразу несколькими органами чувств параллельно, следовательно, при этом возрастает эффективность обучения. Именно это определяет качественный скачок при использовании средств информационных технологий в обучении. Эффективности обучения способствует и мотивация, а также усиленная различными способами коммуникация. Работа с интерактивными заданиями позволяет формировать навыки, которые с помощью других учебных компьютерных сред сформировать невозможно. Все материалы к уроку можно составлять и хранить на нескольких страницах, что позволяет значительно сократить временные затраты при проведении урока, а также есть возможность корректировать и изменять содержание всех страниц для конкретного урока. Учащиеся достаточно легко овладевают принципами использования инструментарием доски, а также с удовольствием самостоятельно составляют задания с использованием программного обеспечения интерактивной доски.

Помогает лучше удерживать и концентрировать внимание учащихся такой инструмент интерактивной доски, как «лупа». Для учащихся выполнение задания с данным видом инструмента помогает зрительно-моторную координацию и умение распределять внимание. Такие упражнения являются одним из факторов, повышающих эффективность использования интерактивных средств обучения в коррекционной работе.

Еще одним важным свойством электронной интерактивной доски является мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е. использовать электронную интерактивную доску как экран. При всех этих демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты.

Внедрение компьютерных уроков в математике позволяет задействовать одновременно модель, опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности. Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными и самостоятельными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества.

© 2010-2022