Разноуровневость в системе развивающего обучения

   В системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся объект учения, как«учащийся». Участвовать в учебном процессе в качестве его субъекта ребенок может лишь в случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. Но для этого обучения необходимо начинать не с усвоения способа решения элементарных частных задач, а с освоения ребен...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя математики Гимназии № 10 ЛИК г. Невинномысска Пономаревой В.К.

В системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся объект учения, как « учащийся». Участвовать в учебном процессе в качестве его субъекта ребенок может лишь в случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. Но для этого обучения необходимо начинать не с усвоения способа решения элементарных частных задач, а с освоения ребенком общих принципов решения задач определенного класса.

Решение учебной задачи осуществляется посредством выполнения следующих учебных действий:

  1. преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

  2. моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

  3. преобразование модели отношения для изучения его свойств в чистом виде;

  4. построение системы частных задач, решаемых общим способом;

  5. контроль за выполнением предыдущих действий;

  6. оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Ребенок будет с удовольствием учиться, если дифференциация и индивидуализация будет доступна ему в той степени, в какой он пожелает. Слишком легкое задание не развивает потенциал ученика, а слишком сложное - отбивает охоту мыслить. Поэтому разноуровневое обучение позволяет каждому определить свою идеальную грань, когда ученик получает новый опыт и удовольствие от хорошо выполненной работы.

В 5х и 6х классах количество учащихся колеблется от 28 до 34 учеников. У каждого свой характер, своя скорость мышления, навыки, приемы работы, уровень пространственного и математического мышления, память и т.д. В Гимназии родители учеников заявляют на одном из существующих четырех уровней. Но это не значит, что среди учеников одного уровня обучения нет деления на подгруппы. В связи с этим подготовка к уроку занимает большое количество времени. Подобрать задачи таким образом, чтобы они подходили для всех учеников очень сложно. При этом каждый ученик должен к концу урока прийти к определенному выводу, одинаковому для всех учащихся. В этой ситуации выручают коллективные способы обучения. Каждый ученик должен знать, чем он должен заниматься в любой момент времени. Как ему использовать образовавшийся резерв времени, к кому обратиться, если решение задачи зашло в тупик, если в группе возникла конфликтная ситуация и т. д. Группы должны подбираться в зависимости от задачи, которая ставится учителем. Если это решение задач, то группа должна состоять из учеников примерно одного уровня обучения, иначе более сильные ученики не дадут возможности работать другим. Если сдается зачет, то группа должна быть разно уровневой, т. к. слабоуспевающий ученик не сможет оценить правильность ответа, отличающегося от образца. Практика показывает, что ребята достаточно объективно оценивают результаты работы друг друга, но контроль со стороны учителя должен быть обязательным.

Ребята учатся высказывать свои мысли, доказывать свою точку зрения, слушать других. Все это приводит к развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы.

В соответствии с изучаемым материалом ребята ставят перед собой цели, задачи и определяют способы их решения. В начальной школе ребята работают только с целыми числами, они умеют выполнять сравнение, сложение, вычитание, деление. Предлагая посильную задачу (для каждого уровня свою), я ставлю учащихся в ситуацию успеха. Затем даю задачи, в результате решения которых ученики должны разделить 5 на 3. Таким образом, мы приходим к разрыву в знаниях и необходимости конструировать новый способ действий, ранее нам неизвестный. Итак, в процессе решения конкретной задачи ученики пришли к необходимости расширения понятия числа. Ребята пытаются придумать способ получения ответа задачи. Неконтролируемый процесс может привести к непредсказуемым результатам, поэтому роль учителя - вовремя направить дискуссию в нужное русло. Итог работы на уроке: открытие учениками новых чисел - обыкновенных дробей. Причем в открытии принимал участие каждый ученик и он с уверенностью может причислить себя к отряду первооткрывателей. Далее ребята планируют для себя, а что я «хочу», «могу» и «буду» делать на уроках математики в ближайшее время. Так появляется план работы на ближайшую перспективу. Задача учителя - выстроить цепочку последовательности изучения материала, а это всегда достигается с помощью постановки конкретных задач. Объем часов, выделяемых программой на изучение конкретной темы, ограничен. Учащиеся первого уровня, за отведенное время, научатся выполнять все действия с обыкновенными дробями и решать самые простые задачи и уравнения. Ученики второго уровня обучения - освоят дробные выражения. Ученики третьего уровня - задачи на части. А четвертого уровня - найдут способы решения нестандартных задач. Тема изучена, каждый приобрел навыки действий с обыкновенными дробями, но уровень усвоения у каждого свой.

Если ученик не справляется с заданиями заявленного уровня, он всегда может его понизить, или, наоборот, повысить ( если чувствует, что способен на большее)

Разноуровневое обучение позволяет получить помощь ученику не только у учителя, но и у своих одноклассников. А сверстники всегда более доступно объяснят непонятный момент. Проверяя работы друг друга, учащиеся учатся находить ошибки и выяснять причины их появления. А это умение позволяет предотвратить появление аналогичных ошибок в дальнейшем. Такое обучение позволяет находить более короткие и эффективные пути решения задач, что очень важно для умения четко и сжато представить решение сложных задач на ЕГЭ, особенно стереометрических.

Применение разноуровневости в системе развивающего обучения позволяет получить неплохие результаты. По итогам экзамена в новой форме 85 % учащихся 9х классов получили отметки «4» и «5». Мои выпускники поступают на бюджетной основе в ведущие вузы г.г. Москва и Санкт-Петербург. Четыре человека учатся в аспирантуре и успешно работают на кафедрах своих учебных заведений. Мой рейтинг, проводимый психологической службой гимназии, среди учащихся стабильно высокий уже в течение 15 лет. Опытом работы делилась на школьных, городских заседаниях МО.

© 2010-2022