• Преподавателю
  • Математика
  • Методические рекомендации по математике на тему Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом

Методические рекомендации по математике на тему Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА.

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом

При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение.

Своё выступление я хочу разделить на 2 части.

1 - напомнить о формировании математической компетентности в школе , согласного нового государственного стандарта .

2 - проинформировать о проблеме преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом .



Мировые тенденции модернизации общего среднего образования характеризуются тем, что знания перестают быть главной целью обучения, зато приоритетное значение придается формированию у учащихся способности пользоваться знаниями, применять их в различных жизненных ситуациях.

Как известно, предметные компетенции формируются в процессе усвоения учащимися содержания учебного предмета, в частности математики. То есть они рассматриваются как социально закрепленный результат обучения, представленный в Государственном стандарте начального общего образования .

Государственным стандартом начального общего образования предусмотрено постижение учащимися таких умственных умений:

  • определять количество единиц каждого разряда;

  • устно выполнять вычисления в пределах ста;

  • находить значения числовых выражений;

  • проверять правильность выполненных арифметических действий;

  • использовать законы и свойства арифметических действий при выполнении вычислений;

  • решать уравнения с одной переменной и др.

К практическим относятся следующие умения :

  • записывать и читать числа в пределах миллиона;

  • письменно выполнять арифметические действия в пределах миллиона,

  • делить с остатком ;

  • строить прямоугольный треугольник, прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон;

  • измерять временные промежутки с помощью часов и др.

Простые умения при достаточном вправлении трансформируются в навыки деятельности - способность выполнять определенные действия автоматически, без пошагового контроля.

В новой редакции Государственного стандарта по профилю «Математика» предусмотрены предметные компетенции следующим образом:

  • «определять периметр многоугольника и площадь фигуры, применять формулы вычисления периметра и площади прямоугольника»;

  • «моделировать отношение разностного и кратного сравнения чисел»;

  • «называть, читать, записывать, сравнивать числа в пределах миллиона на основе десятичной системы счисления» и др.

Овладение учащимися предметными математическими компетенциями составляет основу формирования математической компетентности.

Математическая компетентность включает - в разной степени - способность и желание использовать математические способы мышления (логическое и пространственное) и изложения (формулы, модели, конструкции, графики, диаграммы) .

Математическая компетентность определяет «умение работать с числом, числовой информацией - владение математическими умениями

Не секрет, что средствами математики формируются элементы ключевых компетентностей, например:

  • способность критически мыслить,

  • находить различные способы решения учебной задачи,

  • составлять алгоритм выполнения действий,

  • распределять время в работе (умение учиться);

  • анализировать и отбирать необходимые для решения задач данные или информацию,

  • применять информационные и телекоммуникационные технологии для выполнения творческих заданий (ИКТ);

  • строить связные высказывания с использованием математической терминологии (коммуникативная);

  • работать и взаимодействовать в группе или команде (социальная) и т.п.

Развитие математической компетентности

  • побуждает к готовности личности применять приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных отраслях деятельности ;

  • способность ученика создавать математические модели процессов окружающей действительности,

  • применять опыт математической деятельности для решения учебно-познавательных и практически ориентированных задач,

  • умение осуществлять вычисления;

  • умение пользоваться информацией, представленной в разных формах;

  • умение анализировать, синтезировать, обобщать данные;

  • умение определять длины, площади, объемы реальных объектов.

Это сложное личностное образование, которое включает различные умственные процессы, интеллектуальные и практические умения, а также психологические характеристики - мотивацию, самостоятельность, самоконтроль, ответственность, уверенность.

В соответствии с этим перечнем можно выделить соответствующие составляющие математической компетенции:

(вычислительной, информационно-графическую, логическую, геометрическую. Это своего рода внутренний ресурс предметной математической компетентности).

К информационно-графической составляющей относятся:

  • умения, навыки, способы деятельности, связанные с графической информацией - читать и записывать числа;

  • подавать величины в разных единицах измерения;

  • находить, анализировать, сравнивать информацию, представленную в таблицах, схемах, диаграммах;

  • читать и записывать выражения с переменными, находить их значение;

  • пользоваться часами и календарем как средствами измерения времени и т.п.

Логическая составляющая компетентности обеспечивается способностью ученика:

  • выполнять логические операции в процессе решения сюжетных задач, уравнений, ребусов, головоломок;

  • различать истинные и ложные утверждения;

  • решать задачи с логическим нагрузкой;

  • описывать ситуации в окружающем мире с помощью взаимосвязанных величин;

  • работать с множествами и т.д.

Геометрическая составляющая предусматривает:

  • владение пространственным воображением, пространственными отношениями (определять место нахождения объекта на плоскости и в пространстве, раскладывать и перемещать предметы на плоскости);

  • измерительными навыками (определять длины объектов окружающей действительности, определять площадь геометрической фигуры) ;

  • конструкторскими умениями и навыками (изображать геометрические фигуры на листе в клеточку, строить прямоугольники, конструировать геометрические фигуры из других фигур, разбивать фигуры на части).

Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.

Между учителем начальной школы и учителем основной школы возникают трения. Мы часто слышим основные «претензии» к учителю начальной школы заключаются в том, что учащиеся 4 класса не умеют :

  • применять теорию для решения практических задач,

  • не могут выразить свою мысль математическим языком,

  • имеют слабые вычислительные навыки,

  • плохо знают компоненты арифметических действий,

  • не умеют решать типовые задачи.

Учителя начальной школы в свою очередь «укоряют» своих коллег основного звена за :

  • излишне строгие требования, предъявляемые учащимся на первых уроках, не знание программ, учебников и методов работы начальной школы,

  • а так же за то, что не учитывают возрастные особенности младших школьников.

Всё перечисленное приводит к проблемам преемственности, к резкому снижению успеваемости, потере интереса к предмету. Давно сделан основополагающий вывод: проблему преемственности можно решить только совместными усилиями учителей начальной и основной (средней) школы.

Это значит, что подготовка к работе в 5 классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября.

Необходимо заранее :

  • познакомиться со своим будущим классом и их учителем,

  • полезно побывать на уроках в этом классе,

  • внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями,

  • вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую работу , при необходимости наметить коррекционные мероприятия.

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом можно поделить на три группы:

  • организационно-психологические;

  • общеучебные умения и навыки;

  • специальные математические знания, умения и навыки.



Организационно-психологические проблемы.

Проблема

Возможности разрешения:

1. Недостаточная наполняемость урока материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу.


уменьшение доли фронтальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроке, использование печатных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей.

2. Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного (сверх отведенных 45 мин.) времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать.

приучать начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком с урока.


3. Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ.


разъяснения родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

4. Бедность и однообразие используемых материалов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей.

распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики полезно знакомиться с лучшим опытом).

5. Пассивность большинства учащихся в процессе обучения.


использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

6. Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математике.

учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке.

7. Привычка у детей получать отметки за любое (самое малое) действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы.

добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи, не допускать выставления необоснованно высоких оценок за неполные ответы.

8. Обедненная речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1 к 4 классам.

полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря-программы постепенного ознакомления детей с «взрослой» лексикой, проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с учителем средних классов.

9. Создание у детей учителем и родителями в конце 4 класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 классе.


знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4 классе, проведение математических праздников, олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5 класса.

Общеучебные умения и навыки.

Проблема

Способы решения

1. Недостаточная техника чтения, большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.


постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике.

2. Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей.

рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки.

3. Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей.

на уроках предлагать цепочные вычисления, дома - специальные упражнения на тренировку внимания и памяти.

4. Недостаточная тренированность долговременной механической памяти.

практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты.

5. Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно-популярной и дополнительной литературе.

рекомендовать иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы.

Специальные математические знания, умения и навыки.

Проблема

Пути решения

1. Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах до ста учащиеся должны выполнять устно).

постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета.

2. Ошибки в письменном делении многозначных чисел и письменном умножении многозначных чисел.

регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления и умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.

3. Слабое знание правил порядка действий (в том числе и в выражениях со скобками).

после записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий.

4. Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже в одно - два действия).

предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить её на рисунке или схеме; при обсуждении решения - вопросы: как догадались, что первое действие именно такое?

5. Недостаточное развитие графических умений.

регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам.

6. Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения.

большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной.

7. Недостаточно грамотная математическая речь учащихся.

учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах.



Знакомясь с новым для себя 5 классом, в начале сентября оперативно проверяю, что из основных знаний и умений, полученных детьми в начальных классах, забыто, какой материал недостаточно в своё время усвоен. Такую проверку провожу в различных формах.

  • Это и контрольный устный счет, и тесты, а также различные письменные работы.

  • На дом учащимся предварительно даю задание на повторение таблицы умножения, формул пути, площади прямоугольника, периметра прямоугольника, квадрата.

  • Контрольный устный счет провожу в форме диктанта в одном или двух вариантах.



  • Учащиеся получают бланк для записи ответов, диктую задания, а учащиеся вписывают в бланк ответ (если ученик не знает ответа, он ставит прочерк). Диктант №1 направлен на проверку таблицы умножения. Диктант№2 направлен на проверку знаний устного счета в пределах ста.

Подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы провести итоговую диагностическую работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем - на протяжении всего времени обучения в 5-6-х классах.

В конце своего выступления хочу предложить направления работы по обеспечению преемственности обучения математике между начальной и основной ступенями обучения в школе:

Взаимопосещение учителями основной школы уроков в начальной школе.

Организации экскурсий обучающихся 4 класса на уроки по математике в 5 классы, в кабинеты математики.

Проведение единых общешкольных декад по математике, с привлечением обучающихся всех ступеней.

Посещение родительских собраний в начальной школе учителями основной школы.



© 2010-2022