- Преподавателю
- Математика
- Урок по теме «Умножение. Свойства умножения» (5 класс)
Урок по теме «Умножение. Свойства умножения» (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ивкина Л.Н. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по теме «Умножение. Свойства умножения» (5 класс)
В соответствии с тематическим планированием, на данный урок отводится один час учебного времени.
К данному уроку в качестве фрагмента домашнего задания детям предлагается прочитать все материалы информационного блока (с. 56-58). При этом, как всегда, даётся задание ответить на вопросы учебника и сформулировать свои.
Урок
1. Выборочное краткое обсуждение результатов домашней работы (10 мин.).
Выбираем для проверки задания, вызвавшие затруднения или наиболее интересные с точки зрения учителя.
2. Выполняем этап работы с информацией (10 мин.). Ставим и обсуждаем вопросы, заданные в учебнике на с. 56-58. При этом вопросы желательно формулировать иначе, чем в учебнике.
Технологически этап ориентирован на преимущественное формирование познавательных универсальных учебных действий (умение формулировать вопросы к тексту, самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст, обосновывать их, критически относиться к своим и чужим высказываниям).
Следует особо отметить, что весь этот материал относится к хорошо изученному в начальной школе и работа с ним носит исключительно характер повторения и закрепления, поэтому мы предлагаем раздать по два-три вопроса на пару (четвёрку) учащихся, дать им минуту на обсуждение, а затем по минуте на ответ.
Ответ обязательно оценивается всем классом. После этого или во время такого опроса обсуждаются и те вопросы, которые сформулированы детьми дома при самоподготовке.
Вопросы для обсуждения.
Запишите сумму одинаковых слагаемых. Например, сумму пяти слагаемых, где каждое слагаемое - число а.
-
Каким действием в полученном выражении можно заменить действие сложения?
-
Как называются числа, которые перемножают?
-
Как называется результат действия умножения?
-
Что значит умножить число а на число b?
-
Как называется выражение а∙b?
-
Как формулируется переместительное свойство умножения?
-
Как формулируется сочетательное свойство умножения?
-
Сформулируйте правило о группировке множителей.
-
Запишите в виде произведения сумму n слагаемых, каждое из которых равно 1. Чему равно это произведение?
-
Запишите в виде произведения сумму m слагаемых, каждое из которых равно 0. Чему равно это произведение?
-
Почему n∙1= n и m∙0=0 ?
Следует особо отметить, что такой блиц-опрос нежелательно проводить фронтально и на слух. Это, как известно, малоэффективно, и выигрыш во времени при этом только кажущийся.
Мы предлагаем раздать по одному вопросу на пару (четвёрку) учащихся, дать им минуту на обсуждение, а затем по минуте на ответ на каждый вопрос. При опросе ответы задаются в том порядке, в каком они даны в данных методических рекомендациях.
Каждый ответ обязательно оценивается всем классом. После этого или во время такого опроса обсуждаются и те вопросы, которые сформулированы детьми дома при самоподготовке.
Устанавливаем цели урока.
3. Выполняем этап первичного закрепления (20 мин.).
Технологически этап ориентирован на формирование:
- познавательных УУД (формирование умений:
- по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
- по использованию доказательной математической речи;
- по работе с различными математическими текстами);
- регулятивных УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты);
- коммуникативных УУД (формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты).
Устанавливаем цели работы на данном этапе, добиваясь при этом от детей личного целеполагания: разъяснить для себя всё, что малопонятно, потренироваться в решении тех задач, которые вызывают наибольшее затруднение. Составляем план работы, распределяя между детьми задания с №1 по №7. Каждая группа из четырёх человек получает по 2-3 задания. При этом группа обязательно получает по одной задаче из №7.
При этом если кто-то из ребят или вы считаете, что они легко могут справиться с любой из задач первого уровня сложности, вы можете предложить ему на выбор либо стать ведущим в одной из групп, выполняющих задания первого уровня, либо избрать для самостоятельной или парно-групповой работы более сложные задания (со с. 60).
Более того, нам кажется, что если в классе найдётся хотя бы пятеро детей, которые в состоянии справиться с заданиями с этой страницы, то было бы очень хорошо, если бы и эти задания были рассмотрены до самостоятельной работы.
Распределяем время, договорившись, сколько времени отводим на выполнение заданий и сколько - на представление и защиту результата.
По истечении времени, отведённого для выполнения заданий, результаты работы выносятся для обсуждения в классе. Подводится итог работы, происходит самооценка, связанная с определением того, что ясно и получается, и того, что не ясно и не получается.
4. Выполняем этап самостоятельной работы (5 мин.).
Технологически этап ориентирован на формирование:
познавательных УУД (формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов);
регулятивных УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты);
коммуникативных УУД (формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом).
Вариант работы выбирается из предложенных в учебнике или сборнике самостоятельных работ (авторы С.А. Козлова, А.Г. Рубин, В.Н. Гераськин) по усмотрению учителя после рефлексии детей, проведённой на предыдущем этапе. Напоминаем вам, что варианты самостоятельной работы не равноценны: первый - проще, второй - сложнее. Учитель выбирает тот вариант, который, по его мнению, соответствует уровню класса, или раздаёт варианты дифференцировано, посильно отдельным детям.
При этом можно некоторым детям в качестве самостоятельной работы выдать отдельные задания со с. 60 (по усмотрению учителя). По истечении времени, отведённого для выполнения работы, она собирается для проверки и выставления отметки.
ОТВЕТЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПАРАГРАФА 2.3.
Вариант I. б) 200 · 5 > 200 · 4;
(50 · 2) · 5 = 50 · 10;
400 · 2 < (4 · 2) · 100;
3 · 4 · 5 · 6 < 15 · 25;
в) 400 км.
Вариант II. б) в 500 раз; в) 60 000 м.
5. Формулируем домашнее задание по различным уровням сложности в зависимости от результатов первичного закрепления. При этом используем раздел параграфа «Задания для домашней работы».
Желательно, чтобы варианты домашнего задания оказались как можно более разнообразными, при том, что количество номеров в каждом варианте должно быть невелико. В этом случае проверка домашнего задания на следующем уроке сможет охватить значительно более широкий круг вопросов.
Вывод: в ходе проведения урока все, что было запланировано сделали. Дети работали хорошо. Желающих выйти к доске было много, некоторые обучающиеся решали задания самостоятельно и быстрее доски, в итоге после урока показали, что они выполнили и получили отметки в журнал.
Самоанализ: в целом урок неплохой, но конечно же есть над чем работать (над речью), больше давать возможности ответить ученикам, будем учиться решать задачи и учимся этому, больше давать примеров на самостоятельное выполнение, по строже быть с учениками. Дисциплина хромает. За урок, что планировала - уложились.
Поставленные цели были реализованы. Ученики большая их часть очень были довольны. Самой даже было приятно на следующий день, когда ученики рассказывали своим одноклассникам, которых не было в этот день, с восторгом и радостью о математическом лото.