- Преподавателю
- Математика
- Устная работа на уроках математики
Устная работа на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Золоева Л.К. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Устная работа на уроках математики.
Трудно переоценить использование устных упражнений на уроках математики. Основная цель устной работы - научить детей производить устные вычисления в уме, развивать мышление, внимание и память. Этот вид работы очень оживляет урок, на ней можно немного отдохнуть и даже развлечься. Это самый свободный этап урока, очень динамичный, активный вид деятельности, вносящий разнообразие в работу. Каждый ученик может проявить себя: не беда, если не знаешь ответ на вопрос, будет другой и тогда, может, ответишь.
Устные упражнения служат разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной работой.
Сейчас много говорится о том, что ученик должен чувствовать себя успешным . Устные упражнения можно подобрать так , что и слабый ученик сможет ответить на вопрос учителя. Это поможет ему быть полноценным участником учебного процесса, а не лишним в классе .Начинать устные упражнения следует с более легких постепенно усложняя их .Это делается для того , чтобы учащиеся постепенно втянулись в быстрый ритм работы , а с другой стороны - чтобы не подавить их инициативу и активность.
Продолжительность не должна превышать 10 мин, оптимально 5-8 минут. В устной работе проявляется еще один аспект современного обучения - она дает умение вести диалог с собеседником, то есть умение общаться убеждать, слушать.
Цели применения устных упражнений самые различные, смотря в какой части урока они используются: в начале урока - для усиления активности учащихся, для проверки домашнего задания, повторения, а также для проверки усвоения пройденного ранее материала. В середине урока они используются для лучшего усвоения нового материала, а в конце урока - для закрепления нового материала.
Приведу пример, когда устная работа проводится в начале урока, чтобы быстро настроить детей на рабочий лад.
1) Назовите числитель дроби : : ; 2)Назовите знаменатель дроби;; 3)Найти общий знаменатель: и ; и : и ; 4)Среди дробей найдите правильные ; неправильные . ; ; ; ; ; .
На этапе закрепления навыков деления десятичной дроби на натуральное число в 5 классе можно предложить задания возрастающей трудности.
Например:
-
1,8 : 3=
-
4,8 : 4 =
-
9,1 : 7 =
-
9,8 : 2 =
-
3,6 : 9 =
-
8,2 : 2 =
-
8,4 : 6 =
-
7,5 : 3 =
Однако при всей вычислительной вариативности этих заданий они остаются однообразными в смысловом плане. Поэтому в устной работе нельзя ограничиваться только ими. Приведу задания, которыми можно обогатить набор устных упражнений.
-
Решить уравнение: 7а=1,4.
-
Решить задачу:
-
а) Какое число меньше 3,6 в 4 раза?
-
б) Периметр квадрата равен 4,8 м. Найдите его сторону.
Для учащихся 8 класса будут интересны следующие задания:
-
Уловите закономерность в следующем ряду чисел: и допишите следующие пять чисел.
-
Что больше: А или В, если
-
Чему равно а, если
-
Вычислите
-
Изобразите число 2 ровно двумя двойками, используя известные действия (можно применять скобки).
-
Используя шесть раз число и знаки действий, получите число 6.
.
Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался как интересная игра. В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема. Иногда занимательность для учащихся заключается в неожиданности ответа задачи.
Так при закреплении темы «Сравнение десятичных дробей» (5 класс) наряду с заданием сравнить десятичные дроби 2,5 и 2,49 и т.п. можно задать такой вопрос:
«Какой знак можно поставить между числами 2 и 3, чтобы получилось число больше 2, но меньше 3?» (Запятую).
Ученикам 7 класса можно предложить игру «Смотри, не ошибись», например, после изучения темы «Формулы сокращенного умножения».
-
(…-b2)=(a-…)(a+…)
-
(a+…)2=…+2…b+b2
-
(…-b)2=a2 -2a…+…
-
(5+…)2=…+…+81
-
612=360+…+ 1
-
472-372=(47-…)(…-37)
Устная работа дает большие возможности для пробуждения интереса к предмету. При переходе в более старший класс все меньше и меньше времени тратим на игровые формы проведения уроков , знаем учение сводить только к интересу нельзя , ведь математика требует много черновой работы и волевого усилия. Но от интересных , занимательных задач на повторение , на закрепление или развивающего характера , отказываться нельзя . В тот момент , когда у детей скопилась усталость , к концу урока например , можно устно решить интересную задачу , по теме корни: 1)Используя три знака квадратного корня и четыре двойки , записать число 4 2)Определите лишнее число в ряде: 9 ; 27 : 25 : 36..
Также при выполнении устных упражнений можно применить здоровьесберегающие технологии. Можно совместить вычислительную работу с физическими упражнениями. Например: Ребята, если высказывание верно , руки в сторону , если нет , то вверх :
1)Является число 2 делителем числа 218? 2)Является число 15 делителем числа 46 ? 3)Является число 30 кратным числа 10 ? 4)Является число 109 кратным числа 40 ?
Ребята, руки на пояс. Если высказывание верно, то поворот туловища направо если неверно, то поворот налево:
1)Число 48 составное . 2)Число 49 простое. 3)5*7*11 делится на 35 . 4)3*7*2*9 не делится на 27 .
Растущему детскому организму необходимо движение, а на уроке от ученика требуют сидеть неподвижно не вертеться, не болтать ногами и т.п. Но все эти проявления - насущная необходимость, которую маленькие дети еще очень хорошо чувствуют, не научились подавлять «голос природы». Например, почему необходимо болтать ногами, а некоторые дети еще и сидят, подложив ногу под себя? При долгом неподвижном сидении кровь в ногах застаивается, температура ног соответственно понижается, т.к. движение крови по сосудам ног обеспечивается не только самими сосудами, но и работающими окружающими ножными мышцами. Почему ребенок, догадавшийся до верной мысли, вскакивает, высоко подняв руку? - Он чувствует, что без активного движения ему плохо думается. Вспомним известную картину Н.П.Богданова-Бельского «Устный счет»: ученики сельской народной школы С.А.Рачинского, напряженно думающие, ходят(!) по классу, подходят к учителю и что-то ему шепчут, обсуждают с товарищами подходы к решению трудной задачи. С.А.Рачинский, профессор биологии Московского университета, хорошо понимал физиологические потребности детского организма, и соответственно организовывал уроки, давая детям значительную двигательную свободу.
В заключение приведем выразительную притчу из вышедшей в начале ХХ в. книги известного швейцарского педагога Адольфа Ферьера.
«И сотворили школу так, как велел им дьявол.
Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах.
Ребёнку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому всё устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы.
Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности.
Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям.
Он любит говорить - ему приказали молчать.
Он стремится понять - ему велели учить наизусть.
Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде…
И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.
И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».
Со времени выхода книги прошло сто лет…