- Преподавателю
- Математика
- «Шар, сфера и их сечения»
«Шар, сфера и их сечения»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Макаренко О.И. |
Дата | 26.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Южно-Уральский государственный технический колледж»
Рассмотрено:
на заседании ПЦК ЕМД
протокол № __от «__» ________2014г.
_________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
По дисциплине: МАТЕМАТИКА
Тема: «Шар, сфера и их сечения»
Специальность: 230401 Информационные системы (по отраслям)
Курс: I
Составитель: Макаренко О.И.
Челябинск,2014
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 230401 Информационные системы (по отраслям)
Дисциплина: Математика
Тема занятия: «Шар, сфера и их сечения»
Тип (вид) занятия: Комбинированный
Уровень усвоения: 2
Место проведения: Кабинет математики
Количество часов: 90 мин
Цели учебного занятия:
Обучающие:
- Введение определения сферы и шара и связанных с ними понятий (центр, радиус, диаметр, хорда, ось, полюса, диаметрально противоположные точки, большой круг, большая окружность);
- Рассмотрение сечения шара плоскостью, удалённой от центра шара на расстоянии, меньшем радиуса шара.
Развивающие:
- развитие пространственного воображения учащихся при решении геометрических задач, геометрического мышления, интереса к предмету, познавательной и творческой деятельности учащихся, математической речи, памяти, внимания;
- развитие умения учащихся самостоятельно добывать знания.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся ответственного отношения к учебному труду;
- формирование эмоциональной культуры и культуры общения.
Междисциплинарные и внутрипредметные связи
Междисциплинарные:
-География;
Внутрипредметные:
- Круг и окружность, их элементы;
- Фигуры вращения;
Средства обучения:
Технические:
-мультимедиа проектор;
-ноутбук.
Методические:
-презентационные материалы;
-модели геометрических фигур;
-учебник.
Методы обучения
- словесный;
-наглядный;
-объяснительно-иллюстративный с применением демонстрационного оборудования.
По итогам изучения студент должен:
Знать:
- определение шара и сферы, их составных частей.
Уметь:
- изображать шар и сферу;
- решать задачи по данной теме.
Набор модулей занятия:
№ этапа
Этапы учебного занятия
Время, отведенное на реализацию этапа
1.
Организационный
2 мин.
2.
Проверка усвоения знаний и сформированности умений при выполнении домашнего задания
15 мин.
3.
Мотивационный
3 мин.
4.
Актуализация опорных знаний
10 мин.
5.
Введение нового материала
а) объяснение нового материала
б) решение задач
35 мин.
6.
Контроль знаний студентов (контроль уровня усвоения материала)
20 мин.
7.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
2 мин.
8.
Подведение итогов учебного занятия
3 мин.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Результат
|
Организационный момент | Подготовить группу на восприятие нового материала. | Приветствует. Сообщает тему урока. Проверяет готовность студентов к уроку. Определяет вместе со студентами цели урока, актуальность изучаемой темы. | Приветствуют, записывают тему урока. Проверяют собственную готовность. Слушают преподавателя, вместе с преподавателем определяют цели. | Полная готовность аудитории и оборудования (средств обучения). Создана рабочая обстановка |
Метод: репродуктивный. Метод .приемы : беседа Формы работы: фронтальная. Средства: тема и цели занятия на слайде презентации (приложение 1) | ||||
Проверка домашнего задания | Выявление пробелов в знаниях студентов.
| Оптимальное сочетание контроля, для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. | Обучающиеся (по желанию) демонстрируют решение задач на доске (если таких нет, то преподаватель предлагает вместе со студентами разобрать решение) | Домашнее задание проверено, пробелы в знаниях устранены
|
Метод: репродуктивный. Метод. приемы: беседа Формы работы: комбинированная Средства: решение задач на слайде презентации (приложение 1), учебник | ||||
Мотивация | Определение целей и задач учебного занятия, создание мотивации учебно - познавательной деятельности | - Предлагает назвать ранее изученные фигуры вращения, выбрать их из общего набора пространственных фигур и изобразить их на доске. -Предлагает найти данные фигуры в окружающей обстановке и в жизни. Обращает внимание на те моменты, которые будут задействованными при изучении нового материала. - Контролирует и оценивает изученный ранее материал.
| - Называют фигуры вращения, рассказывают, как они изображаются на чертежах, как обозначаются. Отвечают на вопросы, по ранее изученному материалу, выбирают фигуры из предложенных наглядных пособий. Выясняют, где в повседневной жизни встречаются изучаемые фигуры. | Осознание и принятие целей и задач учебного занятия, готовность к активной учебно - познавательной деятельности |
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Метод. приемы : эвристическая беседа, работа с наглядными пособиями. Форма работы: индивидуальная, фронтальная. Средства: наглядные пособия (модели геометрических фигур) | ||||
Актуализация опорных знаний | Проверить уровень знаний студентов, способствующий восприятию нового материала | - Предлагает вспомнить определения окружности, круга и их частей; - Предлагает решить ребус, представленный на слайде; - Предлагает воспользоваться знаниями, полученными на уроках географии и рассказать о государстве, зашифрованном в ребусе; - На слайде презентации демонстрирует карту данного государства и справочную информации о нём.
| - Вспоминают определения окружности, круга и их частей; - Самостоятельно решают ребус. - Предлагают свои варианты расшифровки ребуса и информацию о государстве; | Готовность студентов к восприятию нового материала |
Методы: частично-поисковый. Метод. приемы: эвристическая беседа. Форма работы: индивидуальная, фронтальная. Средства: ребус на сладе презентации (приложение 1) | ||||
Изучение нового материала | 1.Формирование понятий шара и сферы. 2. Формирование умений изображать шар на чертежах. 3.Развитие умений организовывать собственную деятельность, групповых навыков работы, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности.
| -Дает определение шара, сферы и их составных частей; - Показывает модели шара и сферы; -Изображает фигуры на доске; -Предлагает разбиться обучающимся на подгруппы и предлагает подгруппам задание: по предложенной модели шара определить его диаметр. - На слайде презентации показывает, где в повседневной жизни можно встретить шар и сферу; - Предлагает учащимся найти в повседневной жизни и окружающей обстановке шар и сферу; - Предлагает представить две пересекающиеся сферы и ответить на вопрос: « Какая линия получится в результате этого пересечения?» (после ответов студентов демонстрирует правильное решение на слайде презентации) - Предлагает группам ответить на вопросы, представленные на слайдах; -Подводит итоги на доске; | -Знакомятся с определением и записывают его в тетради. - Делают чертежи в тетради. - Делятся на подгруппы и выполняют предложенное задание; - Один студент из каждой группы предлагает свой способ решения задачи и озвучивает полученный результат; остальные группы сравнивают, анализируют, делают выводы. - Знакомятся с предметами, имеющими форму сферы и шара; -Студенты по группам приводят примеры; - Предлагают свои варианты; - Сравнивают свои варианты с правильным решением;
- Обсуждают в группе ответы на поставленные вопросы и выбирают одного студента, который выступит с ответом; остальные в случае необходимости дополняют. - Другая группа, в случае несогласия с ответом предыдущей группой предлагает свой ответ, аргументируя его. | Выполнены задания, направленные на систематизацию и обобщение изучаемого материала. |
Методы: репродуктивный, частично-поисковый. Метод .приемы: рассказ, эвристическая беседа с наглядными пособиями, анализ, сравнение, рецензирование Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Средства: модели шара и сферы, презентация (приложение 1). | ||||
Закрепление полученных знаний | Закрепление умений изображать на чертежах шар и сферу и проверка усвоения студентами новых знаний.
| Предлагает выполнить индивидуально самостоятельную работу. | Выполняют самостоятельную работу. Делают чертежи, записывают формулы и выполняют вычисления.
| Воспроизведена изученная информация, выполнены усвоенные действия по алгоритму, решены типовые задачи |
Методы: репродуктивный. Метод .приемы : работа по образцу. Форма работы: индивидуальная. Средства: карточки-задания (Приложение 2). | ||||
Подведение итогов занятия. Домашнее задание. | Анализ работы на уроке. Оценка результатов работы. Домашнее задание. | Анализирует общую работу студентов и каждой группы. Оценивает работу групп и отдельных студентов. Аргументирует выставление оценок. Сообщает студентам домашнее задание.
| Анализируют свою работу и работу своей подгруппы. Записывают домашнее задание. Задают вопросы.
| Осуществлен анализ и самоанализ работы на уроке. Оценены результаты работы, выставлены оценки. Домашнее задание записано. |
Методы: репродуктивный. Метод .приемы : аналитический (беседа). Форма работы: фронтальная. Средства: Компьютерная презентация к уроку (Приложение 1)
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Решите задания
Задача №1
На поверхности шара даны три точки. Прямолинейные расстояния между ними 6 см, 8 см и 10 см. Радиус шара 13см. Найдите расстояние от центра до плоскости, проходящей через эти точки.
Используйте алгоритм, вставьте пропущенные чертежи и вычисления:
1. Выполните рисунок шара и отметьте на нём три заданные точки:
2. Проведите плоскость, проходящую через три точки пересекающую поверхность шара по ______________________ , описанной около треугольника со сторонами 6 см, 8 см и 10 см.
3. По какой формуле можно найти радиус описанной окружности? _______________________
4. Запишите формулу Герона, для определения площади треугольника ______________________________
5. Используя теорему Пифагора, найдём искомое расстояние ______________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
ОТВЕТ:_____________
Задача №2
Точки А и В принадлежат шару. Принадлежит ли этому шару любая точка отрезка АВ?
Ответ проиллюстрируйте на чертеже.
ОТВЕТ:____________
Задача №3
Могут ли все вершины прямоугольного треугольника с катетами 4 см и 3 см лежать на сфере радиуса 5 см?
Ответ проиллюстрируйте на чертеже.
ОТВЕТ:____________