- Преподавателю
- Математика
- «Как помочь учащимся развить устный счёт. Умножение»
«Как помочь учащимся развить устный счёт. Умножение»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Махно Т.Л. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Как помочь учащимся развить устный счет»
УМНОЖЕНИЕ
Я работаю в школе только второй год. Однако, буквально с первых дней заметила неожиданный для себя факт: большинство детей при устном счёте используют те же методы и приёмы, как если бы они выполняли вычисления письменно, например, умножение или деление «в столбик». Я часто прошу детей посчитать умножение, а так же деление двух-, трехзначных чисел в уме, на что первое время встречала в них недоумение, а затем попытки представить в уме эти самые «столбики» с «заниманием» и «сноской» цифр.
Пришлось переучивать детей, показывая им иные способы работы с числами. Я не искала специальных разработок по этому вопросу у известных авторов, а предложила детям те приёмы, которыми сама пользовалась еще в школьные годы. И уже через малое время увидела результат: дети стали не только быстрее считать «в уме», но так же у них появился интерес и даже азарт к устному счёту. Вот этими приёмами устного я счёта я бы и хотела поделиться.
Итак, умножение. Суть метода состоит в разложении двух-, трёхзначного числа по разрядам: на сотни, десятки и единицы (и первого, и второго множителей) с последующим перемножением слагаемых чисел по принципу умножения многочлена на многочлен. Возьмём, для примера, двузначные числа 23 и 48. Раскладываем числа на десятки и единицы: (20+3)(40+8). Далее, перемножаем: 20*40+3*40+20*8+3*8 = 800+120+160+24 = 1104. При этом сложение дети выполняют последовательно, сразу после умножения - в итоге им необходимо удерживать в уме только одно число - сумму предыдущих произведений.
Для того, чтобы учащиеся могли легче освоить этот метод устного счета, начинаю объяснение с умножения двузначного числа на однозначное. При этом, разумеется, я не даю им правило умножения многочлена на многочлен, а вместо этого рисую на доске следующую схему (можно вывесить на проекторе):
Надеюсь, мой опыт может быть полезен и для других учителей и их учеников!