- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре для 9 класса по учебнику МакарычеваЮ. Н. и. др
Рабочая программа по алгебре для 9 класса по учебнику МакарычеваЮ. Н. и. др
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скляр Г.А. |
Дата | 12.05.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Г. ТАМБОВ
Рабочая программа по алгебре для
9 класса по учебнику Макрычева Ю.Н. и др.
-
Составила учитель математики Скляр Г.А.
г. Тамбов 2014 год
Пояснительная записка.
Настоящая программа по математике (алгебре) для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по математике, составитель: Т.А. Бурмистрова
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:
-
Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
-
приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана общего образования»;
-
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
-
Закона Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 212-З
"О региональном компоненте государственного образовательного
стандарта начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования Тамбовской области" -
Учебного плана МБОУ СОШ №11 на 2013-2014 учебный год.
Программа соответствует учебнику алгебры для 9 класса образовательных учреждений Ю.А. Макарычев, К.Е. Миндюк и др. М.»Просвещение»2012
Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).
Целью изучения алгебры в 9 классе является формирование у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности, выработка умений для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.
В процессе обучения алгебры в 9 классе реализуются следующие задачи:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе освоения содержания курса алгебры в 9 классе учащиеся
овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Структура документа
Рабочая программа по математике включает разделы: пояснительную записку; цели изучения математики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, список литературы.
Цели изучения математики
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
-
ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
математической речи;
-
сенсорной сферы; двигательной моторики;
-
внимания; памяти;
-
навыков само и взаимопроверки.
-
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
-
культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
волевых качеств;
-
коммуникабельности;
-
ответственности.
Изучение математики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
-
систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики.
-
выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
-
обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
-
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
-
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.
Обязательные результаты составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами основного общего образования.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и наглядности. Учащиеся овладевают приёмами аналитико-синтетической деятельности при решении задач. Курс опирается на следующие виды деятельности: заучивание определений, алгоритмов, формул, их применение при выполнении упражнений, анализ задач и полученных результатов.
Учебные занятия строятся в форме уроков различного типа, на которых применяются разнообразные технологии обучения, повышающие интерес к предмету, развивающие логику мышления, быстроту вычислений, самостоятельность, математическую грамотность.
Элементы проблемного обучения, организация дифференцированного обучения создают условия для повышения мотивации обучения и усвоения базового уровня.
Контроль осуществляется в форме устного опроса, написания контрольных и самостоятельных работ, зачётов, тестов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
-
понятие математического доказательства; примеры доказательств;
-
понятие алгоритма; примеры алгоритмов;
-
использовать математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Арифметика
уметь
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
-
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
Алгебра
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n у= а(х - m) 2 ), строить их графики;
-
выполнять расчеты по формулам, находить нужные формулы в справочных материалах;
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
-
вычислять средние значения результатов измерений;
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
Содержание курса.
Повторение (1 час)
Глава №1. Квадратичная функция.(21час)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция аx2+bx+c , ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель- расширить сведения о свойствах функций , ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
Глава №2. Уравнения и неравенства с одной переменной.(14часов)
Целые уравнения. Дробные, рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель -систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида аx2+bx+c>0;аx2+bx+c<0, где а≠0.
Глава №3 Уравнения и неравенства с двумя переменными.(16часов)
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Глава №4. Арифметическая и геометрическая прогрессии.(14часов)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го элемента и суммы первых n элементов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель -дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Глава №5. Элементы комбинаторики теории вероятностей.(12часов)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель - ознакомить учащихся с понятиями перестановки, сочетания и соответствующими формулами иx подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Повторение: 24часа
Учебно-тематический план.
№ урока
Название разделов, тем уроков.
Количество часов
1
Повторение. Тождественное преобразование алгебраических выражений
1
Глава 1. Квадратичная функция.
§1. ФУНКЦИИ И ИХ СВОЙСТВА.
2
Функция. Область определения и область значений функции, п.1.
1
3,4,5
Свойства функций, п.2.
2
§2. КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН.
6,7
Квадратный трехчлен и его корни, п.3.
2
8,9
Разложение квадратного трехчлена на множители, п.4.
2
10
Контрольная работа №1 по теме «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен», п.п. 1 - 4.
1
§3. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ ГРАФИК.
11,12
Функция y=ax2 , ее график и свойства, п.5.
2
13,14
Графики функций y=ax2+ n, y=a(x-m)2, п.6.
2
15-18
Построение графика квадратичной функции , п.7.
4
§4. СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ. КОРЕНЬ п-ой СТЕПЕНИ.
19
Функция у=хп, п. 8.
1
20,21
Корень п-ой степени, п. 9.
2
22
Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция», п 5-11.
1
ГЛАВА II. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
13
§5. УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
23
Целое уравнение и его корни, п.12.
1
24-26
Уравнения, приводимые к квадратным.
3
27-2 9
Дробные рациональные уравнения, п. 13.
3
§6. НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
30,31
Решение неравенств второй степени с одной переменной, п. 14.
2
32,33
Решение неравенств методом интервалов, п. 15.
2
34
Обобщающий урок. Некоторые приемы решения целых уравнений, п. 16.
1
35
Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной», п.п. 12 - 16.
1
ГЛАВА III. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ.
17
§7. УРАВНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ И ИХ СИСТЕМЫ.
36
Уравнение с двумя переменными и его график, п.17.
1
37- 9
Графический способ решения систем уравнений, п.18.
3
40-43
Решение систем уравнений второй степени, п. 19.
4
44-46
Решение задач с помощью уравнений второй степени, п. 20.
4
§8. НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ И ИХ СИСТЕМЫ.
47,48
Неравенства с двумя переменными, п. 21.
2
49
Системы неравенств с двумя переменными, п. 22.
1
51
Обобщающий урок. Некоторые приемы решения систем уравнений с двумя переменными, п. 23.
1
52
Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными», п.п. 17 - 23.
1
ГЛАВА IV. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ.
11
§9. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ.
53
Последовательности, п. 24.
1
54-55
Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии, п.25.
2
56-58
Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии, п.26.
3
59
Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия», п.п. 24 - 26.
§10. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ.
60
Анализ контрольной работы.
Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии, п. 27.
1
61,62
Формула n - го члена геометрической прогрессии
63,64
Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии, п. 28.
2
65
Бесконечная геометрическая прогрессия.
1
66
Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия», п.п. 27 - 29.
1
ГЛАВА V. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.
10
§11. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ.
67,68
Решение комбинаторных задач, п. 30.
2
69,70
Перестановки, п. 31.
2
71
Размещения, п. 32.
1
73,74
Сочетания, п. 33.
2
§12. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.
75,76
Относительная частота случайного события, п. 34.
1
77
Вероятность равновозможных событий, п. 35.
1
78
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей», п.23, 24.
1
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО КУРСУ VII - IX КЛАССОВ.
25
79,80
Числовые выражения. Выражения с переменными
2
81
Линейные уравнения и их системы
1
82
Преобразование целых выражений
1
83
Преобразование дробных выражений
1
84
Степень и её свойства
1
85
Квадратные уравнения и их корни
1
86
Целые уравнения
1
87
Решение линейных и квадратных неравенств
1
88
Решение линейных и квадратных неравенств
1
89
Функции и их графики
1
90
Решение текстовых задач
1
91
Решение текстовых задач
1
92
Арифметическая прогрессия
1
93
Геометрическая прогрессия
1
94-99
Решение задач, предлагавшихся на итоговой аттестации
6
100
Итоговая контрольная работа №7
1
101
Урок обобщения и систематизации
1
102
Итоговый урок
1
Литература:
1.Программы общеобразовательных учреждений Алгебра 7-9 классы./Составитель: Т,А.Бурмистрова.2-е издание, Москва, «Просвещение», 2009.
2.Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова./; под редакцией С.А. Теляковского.-14-ое издание.- М.: Просвещение,2007.
3.С.Н. Зеленская Дидактический материал для проведения проверочных работ по алгебре для 9 класса./Автор-составитель С.Н. Зеленская/ Волгоград: Учитель, 2004,-183с.
4.Учебно-методическая газета «Математика»(№11,2006).
5. Кузнецова, Л. В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс средней школы. 9 класс / Л. В. Кузнецова и др. - М.: Дрофа, 2004.
6. Крамор, В. С. Задачи с параметрами и методы их решения / В. С. Крамор. - М.: ООО «Издательство "Оникс"»; ООО «Издательство "Мир и Образование"», 2007.
7. Лысенко, Ф. Ф. Предпрофильная подготовка итоговой аттестации / Ф. Ф. Лысенко. - Ростов н/Д.: Легион, 2006; 2007; 2008.
8. Лысенко, Ф. Ф. Учебно-тренировочные тестовые задания «малого» ЕГЭ по математике / Ф. Ф. Лысенко. - Ростов н/Д.: Легион, 2008.
9. Студенецкая, В. Н. Математика: система подготовки учащихся к ЕГЭ / В. Н. Студенецкая. - Волгоград: Учитель, 2004.
Интернет-ресурс
1. edu - "Российское образование"Федеральный портал.
2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов