Настольные дидактические игры на уроках мтематики

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным», с этой целью в своей педагогической деятельности использую дидактические игры. Именно в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей. Наибольший эффект получаю в группах, где преобладают студенты с неустойчивым вниманием, пониженным интересом, для которых математика кажется сухой и скучной наукой. На уроках математики интеллектуальные игры дают...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Настольные дидактические игры на уроках математики

Г.М. Захарова, преподаватель математики ГОУ СПО «Мариинский многопрофильный техникум»

Подростковый возраст известен как «Возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию», поэтому дидактические игры вызывают большой интерес. «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным», с этой целью в своей педагогической деятельности использую дидактические игры. Именно в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей.

В педагогической копилке имею серию коллективных и индивидуальных (настольных) дидактических игр. Каждый вид имеет свою педагогическую ценность.

Представляю несколько настольных дидактических игр к теме: «Логарифмы и их свойства». Такие игры вызывают у обучающихся особый интерес. Кроме того, настольные игры служат хорошим средством перехода от одной умственной работы к другой.

На уроках математики настольные интеллектуальные игры дают возможность обучающимся овладевать изучаемой темой с интересом, испытывать и осознавать притягательные стороны самого предмета, оказывать помощь в преодолении трудностей. В процессе работы с настольными дидактическими играми у ребят вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям и такие качества как усидчивость и настойчивость. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, закрепляют теорию практическими примерами, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.

Определим роль и место настольной дидактической игры в структуре урока. Целесообразность использования игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяются на повторительно-обобщающих уроках, при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Настольные дидактические игры в основном применяются на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов.

Теперь рассмотрим, в чем состоит их специфика и существенный признак. Любая настольная дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности и включает следующие основные структурные компоненты - это игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оформление и результат игры.

Настольная дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием индивидуального комплекта, четко поставленной целью обучения и соответствующего ей педагогического результата.

Рассмотрим более подробно структурные компоненты настольной дидактической игры.

Игровой замысел - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, придает игре познавательный характер, предъявляет к участнику игры определенные требования в отношении знаний.

Правила, которые определяют порядок действий в процессе игры. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом урока и индивидуальных возможностей обучающихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого играющего чувства успеха и удовлетворенности.

Правилами игры регламентируются игровые действия. Они способствуют познавательной активности ребят, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задач и примеров.

Основой любой дидактической игры, в том числе и настольной, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые необходимы при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Не мало важную роль играет оформление настольной игры - это, как правило, красочно оформленная карта с заданиями или игровой комплект, вызывающий интерес, любопытство и стремление приступить к игре.

Всякая дидактическая игра должна иметь определенный результат, который является финалом, придает игре законченность и дает обучающимся моральное и умственное удовлетворение. Для преподавателя результат игры - это, прежде всего, решение поставленной учебной задачи. Кроме того, он является показателем уровня достижений или усвоения знаний, или их применение обучающимися.

Для того чтобы подвести итог игры, использую в основном «шифры» (смотреть приложения), которые дают возможность сразу же проверить и оценить знания и умения обучающихся.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает ее организованность, эффективность, приводит к желаемому результату.

При составлении настольных дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики освоят обучающиеся в процессе игры? Какому моменту надо уделить особое внимание? Какова воспитательная цель игры?

  2. Как с наименьшей затратой времени познакомить с правилами игры?

  3. Определить время игры.

  4. Постараться обеспечить раздаточным материалом всех.

  5. Какие изменения можно внести, чтобы повысить интерес и активность игроков?

  6. Какие выводы следует сделать в заключение, после игры (лучшие моменты, недочеты, результат усвоения математических знаний, оценки участникам, замечания по нарушению дисциплины и т.д.).

Многолетняя практика показывает, что создание даже незначительных игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит эмоциональную окраску в учебную работу и разнообразие, развивает внимание, сообразительность, а самое главное - снимает утомление.

Дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания обучающихся, потому что их систематическое использование на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебой деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей.

Вашему вниманию предлагаю четыре настольные игры по теме «Логарифмы и их свойства»:

  • «Занимательный квадрат»

  • «Угадай слово»

  • «Индивидуальное лото»

  • «Логарифмическое домино».

Тема, цели и содержание игр, методические рекомендации по их реализации, т.е. правила, описаны непосредственно в каждой игре, которые прилагаются к данной пояснительной записке.

Огромные возможности компьютера позволяют создавать множество различных видов настольных дидактических игр, поэтому в моей педагогической копилке кроме предложенных вашему вниманию игр имеются и многие другие, причём выполненные не только на бумажных носителях, но и в компьютерном варианте: «Карусель», «Заколдованный круг», «Займи пьедестал первым», «Каждой фигуре своё место», «Кто быстрее?», «Кодированные упражнения».

Создание таких заданий требует от преподавателя большой подготовки, проявления определённого творчества, креативности, но когда видишь сосредоточенность ребят, их стремление получить хороший результат, то говоришь себе: «Это того стоит».



Приложение 1.

«Занимательный квадрат»

Тема: «Основные понятия логарифма».

Цель: Проверить усвоение основных понятий, развивать познавательный интерес,

интеллект, воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию

знаний.

Содержание

В специальных конвертах обучающимся предлагается набор, состоящий из большой карты - квадрата и карточек - фишек с ответами к заданиям, которые записаны на большом квадрате. Правила игры.

Правила игры:

1). Ответить на вопросы или выполнить задания в квадратах, расположенных на основном

игровом поле.

2). Найти фишку-квадратик с правильным ответом и положить её на выполненное задание

шифром кверху.

3). По окончании игры ответить на вопрос: «Почему квадрат называется занимательным?»

Указание: представить все числа шифра в виде степени числа 2.



1. Кто является изобретателем

логарифмов?


2. Какое условие является обязательным в понятии логарифма?



3. Назовите основное логарифмическое тождество

4. Какую формулу можно использовать для более простого вычисления

Настольные дидактические игры на уроках мтематики

5. Чему равен

lne ?



6. Кто доказал связь логарифмов с музыкой?



7. Вычислить:

Настольные дидактические игры на уроках мтематики




8. Найти значение выражения:

Настольные дидактические игры на уроках мтематики



9. Определить:


Настольные дидактические игры на уроках мтематики


Карточки-фишки

1. Джон Непер

4

Настольные дидактические игры на уроках мтематики

64

64


Ответы:

Настольные дидактические игры на уроках мтематики


Итог игры


4

Настольные дидактические игры на уроках мтематики

128Настольные дидактические игры на уроках мтематики

Настольные дидактические игры на уроках мтематики

64

Настольные дидактические игры на уроках мтематики

512


Настольные дидактические игры на уроках мтематики

32

Настольные дидактические игры на уроках мтематики

2


Настольные дидактические игры на уроках мтематики

16

Настольные дидактические игры на уроках мтематики

8

Настольные дидактические игры на уроках мтематики

256

Настольные дидактические игры на уроках мтематики

Ответ на вопрос: По всем вертикалям, горизонталям и диагоналям произведения чисел

будут равны. Это легко проверить с помощью свойства степени: при

умножении чисел с одинаковыми основаниями показатели степени

складываются.

Приложение 2.


«Угадай слово»

Тема: «Вычисление логарифмов».

Цель: Проверить знания понятия логарифма и его свойств, умение применять их в решении

примеров. Формировать навыки самостоятельной работы.

Содержание

Игра состоит из игрового поля, разделённого на две части. В правой части находятся различные задания на вычисление логарифмов, в левой части - буквы и числа.

Правила игры:

  • Устно или письменно выполните данные упражнения.

  • Найдите ответ в углу квадрата.

  • На отдельном листочке запишите номер примера, рядом - полученный ответ и в скобках соответствующую ему букву (например, 1.-5 (Ф) и т.д.).

  • Из всех полученных букв, соответствующих ответам, с помощью анаграммы составьте математическое слово.

Р

Г

Л

Т

1. Настольные дидактические игры на уроках мтематики

5. Настольные дидактические игры на уроках мтематики

-2


2


-3


4


И

К

О

С

2. Настольные дидактические игры на уроках мтематики

6. Настольные дидактические игры на уроках мтематики

1/2


12


25


9


Ч

П

А

Х

3. Настольные дидактические игры на уроках мтематики

7. Настольные дидактические игры на уроках мтематики

7


5


-4


21


М

Н

Б

Ф

4. Настольные дидактические игры на уроках мтематики

8. Настольные дидактические игры на уроках мтематики

3


18


6


-5


Результат игры: 1. - 5 (Ф); 2. 2 (Г); 3. -2 (Р); 4. -4 (А); 5. 25 (О); 6. -3 (Л); 7. 3 (М); 8. ½ (И).

ОТВЕТ: ЛОГАРИФМ.




Приложение 3.

«Индивидуальное лото»

Тема: «Решение простейших логарифмических уравнений».

Цель: Проверить умения студентов применять определение логарифма к решению простейших

логарифмических уравнений. Воспитывать стремление к непрерывному

совершенствованию своих знаний, целеустремлённость, усидчивость.

Содержание

В специальных конвертах обучающимся предлагается набор, состоящий из большой карты и нескольких малых карточек с ответами к уравнениям, которые записаны на большой карте (для более сильных студентов - маленьких карточек больше, чем заданий; для слабых - ровно столько, сколько заданий; задания дифференцированные), правила игры.

Правила игры:

  • Устно или письменно решите данные уравнения.

  • Среди маленьких карточек отыщите ответ и закройте уравнения лицевой стороной, то есть ответом вниз, а буквой или цифрой (шифром) кверху.

  • Если все примеры решены правильно, то на обратной стороне маленьких карточек появляется условный шифр.

Примечание: проходя по рядам, преподаватель легко определяет результат работы и количество

допущенных ошибок.


Основная карта с заданиями

Настольные дидактические игры на уроках мтематики



Настольные дидактические игры на уроках мтематики



Настольные дидактические игры на уроках мтематики





Настольные дидактические игры на уроках мтематики



Настольные дидактические игры на уроках мтематики



Настольные дидактические игры на уроках мтематики



Настольные дидактические игры на уроках мтематики





Настольные дидактические игры на уроках мтематики




Малые карточки для правого столбца

Лицевая сторона с ответами Обратная - с шифромНастольные дидактические игры на уроках мтематики

1

9

7

Настольные дидактические игры на уроках мтематики






Настольные дидактические игры на уроках мтематики


Настольные дидактические игры на уроках мтематики


Настольные дидактические игры на уроках мтематики


4







Настольные дидактические игры на уроках мтематики


Малые карточки для левого столбца

Лицевая сторона с ответами Обратная - с шифромНастольные дидактические игры на уроках мтематики

РНастольные дидактические игры на уроках мтематики

ОНастольные дидактические игры на уроках мтематики

МНастольные дидактические игры на уроках мтематики

Настольные дидактические игры на уроках мтематики

Настольные дидактические игры на уроках мтематики


Настольные дидактические игры на уроках мтематики


Настольные дидактические игры на уроках мтематики







А










Приложение 4.

«Логарифмическое домино»

Тема: «Логарифмирование и потенцирование»

Цель: Закрепить понятия логарифмирования и потенцирования путём выполнения практических

заданий в игровой форме. Формировать навыки математического и логического мышления.

Содержание

В отдельном мешочке студентам предлагаются косточки (деревянные, пластиковые, из пенопласта и т.д., см. фотографии в приложении), на которых записаны алгебраические выражения, логарифмические выражения, знаки равенства, знаки действий сложения и вычитания и пустые косточки.

К ним прилагается карта с правилами игры:

I вариант



  • Разложите перед собой косточки лицевой стороной кверху. Затем, среди них найдите алгебраическое выражение и прологарифмируйте его.

  • Например,

Настольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематики

1Настольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематики.


Настольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематики



II вариант

  • Составьте из имеющихся косточек с логарифмами их сумму и разность. Затем, выполните потенцирование и результат запишите на свободной косточке.

  • Например,

2Настольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематики.

Настольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематики

Настольные дидактические игры на уроках мтематики

Настольные дидактические игры на уроках мтематики


  • Каждое выполненное задание проверяется преподавателем.

  • После выполнения нескольких заданий каждому участнику игры выставляется оценка.

  • В данной игре одновременно могут принимать участие 2-4 человека (поочерёдно выкладывая необходимые косточки).

Приложение 5.

Отчёт


Настольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематики


Настольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематики


Настольные дидактические игры на уроках мтематикиНастольные дидактические игры на уроках мтематики



Отзывы обучающихся.

Кристина Буремец - I курс, гр. ТВ-14. «Настольные дидактические игры - это неординарный вид самостоятельной работы, которая проходит в более интересной и увлекательной форме. В такой работе кроется некоторая интрига…»

Валентина Панасова - I курс, гр. ТВ-14. «Время урока проходит незаметно. Самое главное - полученный результат и оценка, которую преподаватель ставит сразу же. Выполненные задания проверяются в течение 30 секунд, моментально указываются допущенные ошибки, которые можно тут же исправить, но в таком случае оценка снижается на один балл».

Руслан Хусаинов - I курс, гр. ТА-14. «Мне очень нравится выполнять такие задания. Даже самому хочется придумать какую-нибудь игру».

Павел Егоров - II курс, гр. ТА-13. «Интересно, захватывает, увлекаешься и не замечаешь, как проходит урок. Мне очень нравятся уроки математики».


© 2010-2022