- Преподавателю
- Математика
- Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее
Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Jampissova M.S. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
АКТУАЛЬНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ
Джамписова М.Ш.,
преподаватель математики высшей категории
экономического лицея города Актау
Мангистауской области
…Вы знаете,
мне по-прежнему верится,
что если останется жить земля, -
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский.
Учитель! Пред именем твоим позволь мне преклонить колени!
Можно об учителе говорить много. Ведь именно мы, учителя, обучаем и воспитываем. Кому, как ни нам, создавать новые технологии, новые программы? Вспоминаются слова из стихотворения Г.П. Петелиной:
В нашей жизни всё неповторимо,
Так ведётся издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил - живёт в учениках.
Да…Современный учитель должен быть, прежде всего, умным и эрудированным. Особенно учитель математики. Ведь сейчас и программы не такие, чтобы всех поголовно научить хорошо, и учебники не компенсируют пустоту уроков. Программы, конечно, претерпевают кое-какие изменения, но даже если бы из года в год приходилось читать одно и то же, буква в букву, интересным учебный процесс стать не может. Ведь дети-то всегда разные, более того, не бывает даже одинаковых классов.
Когда были созданы гимназии, лицеи, то возрос интерес к учебе тех детей, которые действительно хотят учиться.
В целях выполнения распоряжения Президента страны «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей» решением акима области от 24 октября 1997 года № 527 был открыт и наш экономический лицей.
С 2004 года экономический лицей - базовая школа Казахской Академии имени Ыбрая Алтынсарина.
С 2007 года - специализированная школа с обучением на трех языках для одаренных детей.
Обучение в лицее ведем с седьмого класса. Срок обучения 5 лет.
Лицей реализует модель школы естественно-математического направления с углублённым изучением математики и обучением основ экономических знаний на трех языках.
Миссия лицея: создание условий, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей каждого ученика, психологический комфорт и высокий творческий настрой на все виды деятельности.
При поступлении к нам, в экономический лицей, приоритетным является предмет - математика. Нас спрашивают: «Почему вы не меняете название? Стали бы математической школой». На что мы отвечаем: «Мы не хотим менять названия, это наш бренд, нас знают именно как экономический лицей».
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева сказано: «Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие технического и профессионального образования».
В связи с этим математика является приоритетным предметом при поступлении в экономический лицей. Математика важна для повседневной практической деятельности человека.
Математика - наука, определяющая экономику страны и основа технического прогресса. Математика - поставщик умных людей. Поэтому математическая подготовка учащихся средней школы является необходимым условием ускорения научно- технического прогресса. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Классы с углубленным изучением математики существуют уже давно, они прочно вошли в систему школьного образования, помогли выпуску целого поколения математиков, инженеров, работников технических специальностей.
В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» говорится: «Приоритетным направлением функциональной деятельности старшей ступени среднего образования среднего образования (11-12 профильные классы) состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования. На третьей ступени должен быть обеспечен переход от установки на приобретение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, умении самостоятельно расширять и углублять их».
Поэтому экономический лицей готов к переходу на профильное обучение.
Сейчас кроме основной программы углубленного изучения созданы программы факультативного курса для 7-9 классов и прикладного курса для 10-11 классов. Остановлюсь подробно на программе 10-11 классов.
Программа прикладного курса предназначена для 10-11 классов с углубленным изучением математики, содержит 68 часов и рассчитана на уже полученные знания математики по всем темам школьного курса. Данная программа существует с 2005 года и показала свою результативность. Она является прикладным курсом к основным часам (4 часа алгебры +3 часа геометрии).
Перед нами стоят задачи: углубление и расширение знаний учащихся по высшей математике, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, подготовка необходимого аппарата для изучения математики, физики на первом курсе технического высшего учебного заведения.
Программа прикладного курса опубликована в республиканском методическом журнале «Физика и математика» в 2005 году, несколько раз утверждалась методистами облИПК. Проведены открытые уроки на областном семинаре учителей математики, интерактивные уроки. Распространен опыт учителей в областных и городских щколах. Отправлены статьи для публикации в республиканский методический журнал в этом году.
На схемах показаны требования подготовки учащихся и тематика прикладного курса.
Если изучить схемы, то видно, что мы выпускаем наших выпускников готовыми для восприятия трудных тем математического анализа в вузах. Опыт показывает, что выпускники на «отлично» и «хорошо» сдают сессии на 1-2 курсах технических и экономических вузов.
Хотелось бы более подробно остановиться на теме «Матрицы. Матричные преобразования. Миноры».
Казалось бы, зачем эта тема нужна? Для ЕНТ она точно не нужна. Тогда для чего? Объясню: во многих странах мира в программе высшего образования есть раздел «Матричная алгебра». Студенты изучают матрицы для того, чтобы использовать знания для составления компьютерных программ. То есть данная тема связана с программированием. Разве это плохо, если выпускник будет знать основы операций с матрицами? Кроме этого ученики будут знать, что матрица - это не просто таблица чисел, но будут уметь работать с этими числами, чтобы применить навыки для создания компьютерных анимаций.
Анимацией называется искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов.
Принятое в мире профессиональное определение "анимация" (в переводе с латинского "анима" - душа, "анимация" - оживление, одушевление) как нельзя более точно отражает все современные технические и художественные возможности анимационного кино, ведь мастера анимации не просто оживляют своих героев, а вкладывают в их создание частичку своей души.
Что такое компьютерная анимация?
Это "оживление" изображений на экране дисплея, синтез динамических изображений на компьютере.
Большой вклад в создание анимационных роликов внесла математика, а точнее матричная алгебра.
Ведь чтобы создать движущийся объект на экране, нужны программы, в основе которых лежат матрицы. Объект имеет координаты в пространстве. Задавая матрицы трансформации: поворота, смещения, увеличения и т.д., мы можем заставить объект двигаться, вращаться, поворачиваться.
Покажу на конкретных примерах
Задача №1.
Даны точки Р(1;3), Q(3;0) и R(6;4). Используя матрицу трансформации М=, найти координаты точек ,,.
Решение: Умножим матрицу на координаты точек по правилу умножения, получим : ; ;
Ответ: ,
Если сделать рисунок, то видно, что произошла трансформация
(увеличение в размерах) треугольника PQR .
Задача №2.
Даны точки А(-6;2), В(-3;6) и С(-2;1). С помощью матрицы зеркального (симметричного) отображения М= найти координаты точек , , .
Решение: Умножим матрицу на координаты точек по правилу умножения, получим : ; ;
Ответ: .
На рисунке наглядно видна симметрия точек.
Теперь я, надеюсь, каждый преподаватель поймет меня. А если бы эти темы преподавать на английском языке, цены нам не было бы.
Республиканский дистанционный урок по теме «Матрицы» был проведен мною в 2013 году и его можно найти на youtube.com.
Математическое образование - актуальная проблема. Сейчас активно идет процесс воссоздания среды, содействующей развитию математических способностей.
Мы понимаем, что наша программа прикладного курса - это одно из звеньев полноценного математического образования.
Литература:
1.Официальный сайт Президента РК Н.Назарбаева akorda.kz/ru/mainpage . Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 года
2. Официальный сайт Президента РК Н.Назарбаева akorda.kz/ru/mainpage . Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана « Стратегия «Казахстан -2050»
3. Концепция 12-летнего среднего образования РК. Астана-2010
4.Andrew Admunson. Computer animations.
5. Д.Письменный. Конспект лекций по высшей математике. Айрис -пресс 2006.
5.К.Н.Лунгу. Сборник задач по высшей математике. 1 курс. Айрис-пресс 2006