Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


АКТУАЛЬНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ

Джамписова М.Ш.,

преподаватель математики высшей категории

экономического лицея города Актау

Мангистауской области


…Вы знаете,

мне по-прежнему верится,

что если останется жить земля, -

высшим достоинством человечества

станут когда-нибудь учителя!

Р. Рождественский.

Учитель! Пред именем твоим позволь мне преклонить колени!

Можно об учителе говорить много. Ведь именно мы, учителя, обучаем и воспитываем. Кому, как ни нам, создавать новые технологии, новые программы? Вспоминаются слова из стихотворения Г.П. Петелиной:

В нашей жизни всё неповторимо,

Так ведётся издавна, в веках,

Только лишь одно бесспорно, зримо:

Кто учил - живёт в учениках.

Да…Современный учитель должен быть, прежде всего, умным и эрудированным. Особенно учитель математики. Ведь сейчас и программы не такие, чтобы всех поголовно научить хорошо, и учебники не компенсируют пустоту уроков. Программы, конечно, претерпевают кое-какие изменения, но даже если бы из года в год приходилось читать одно и то же, буква в букву, интересным учебный процесс стать не может. Ведь дети-то всегда разные, более того, не бывает даже одинаковых классов.

Когда были созданы гимназии, лицеи, то возрос интерес к учебе тех детей, которые действительно хотят учиться.

В целях выполнения распоряжения Президента страны «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей» решением акима области от 24 октября 1997 года № 527 был открыт и наш экономический лицей.

С 2004 года экономический лицей - базовая школа Казахской Академии имени Ыбрая Алтынсарина.

С 2007 года - специализированная школа с обучением на трех языках для одаренных детей.

Обучение в лицее ведем с седьмого класса. Срок обучения 5 лет.

Лицей реализует модель школы естественно-математического направления с углублённым изучением математики и обучением основ экономических знаний на трех языках.

Миссия лицея: создание условий, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей каждого ученика, психологический комфорт и высокий творческий настрой на все виды деятельности.

При поступлении к нам, в экономический лицей, приоритетным является предмет - математика. Нас спрашивают: «Почему вы не меняете название? Стали бы математической школой». На что мы отвечаем: «Мы не хотим менять названия, это наш бренд, нас знают именно как экономический лицей».

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева сказано: «Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие технического и профессионального образования».

В связи с этим математика является приоритетным предметом при поступлении в экономический лицей. Математика важна для повседневной практической деятельности человека.

Математика - наука, определяющая экономику страны и основа технического прогресса. Математика - поставщик умных людей. Поэтому математическая подготовка учащихся средней школы является необходимым условием ускорения научно- технического прогресса. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Классы с углубленным изучением математики существуют уже давно, они прочно вошли в систему школьного образования, помогли выпуску целого поколения математиков, инженеров, работников технических специальностей.

В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» говорится: «Приоритетным направлением функциональной деятельности старшей ступени среднего образования среднего образования (11-12 профильные классы) состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования. На третьей ступени должен быть обеспечен переход от установки на приобретение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, умении самостоятельно расширять и углублять их».

Поэтому экономический лицей готов к переходу на профильное обучение.

Сейчас кроме основной программы углубленного изучения созданы программы факультативного курса для 7-9 классов и прикладного курса для 10-11 классов. Остановлюсь подробно на программе 10-11 классов.

Программа прикладного курса предназначена для 10-11 классов с углубленным изучением математики, содержит 68 часов и рассчитана на уже полученные знания математики по всем темам школьного курса. Данная программа существует с 2005 года и показала свою результативность. Она является прикладным курсом к основным часам (4 часа алгебры +3 часа геометрии).

Перед нами стоят задачи: углубление и расширение знаний учащихся по высшей математике, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, подготовка необходимого аппарата для изучения математики, физики на первом курсе технического высшего учебного заведения.

Программа прикладного курса опубликована в республиканском методическом журнале «Физика и математика» в 2005 году, несколько раз утверждалась методистами облИПК. Проведены открытые уроки на областном семинаре учителей математики, интерактивные уроки. Распространен опыт учителей в областных и городских щколах. Отправлены статьи для публикации в республиканский методический журнал в этом году.

На схемах показаны требования подготовки учащихся и тематика прикладного курса.

Если изучить схемы, то видно, что мы выпускаем наших выпускников готовыми для восприятия трудных тем математического анализа в вузах. Опыт показывает, что выпускники на «отлично» и «хорошо» сдают сессии на 1-2 курсах технических и экономических вузов.

Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее

Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее

Хотелось бы более подробно остановиться на теме «Матрицы. Матричные преобразования. Миноры».

Казалось бы, зачем эта тема нужна? Для ЕНТ она точно не нужна. Тогда для чего? Объясню: во многих странах мира в программе высшего образования есть раздел «Матричная алгебра». Студенты изучают матрицы для того, чтобы использовать знания для составления компьютерных программ. То есть данная тема связана с программированием. Разве это плохо, если выпускник будет знать основы операций с матрицами? Кроме этого ученики будут знать, что матрица - это не просто таблица чисел, но будут уметь работать с этими числами, чтобы применить навыки для создания компьютерных анимаций.

Анимацией называется искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов.

Принятое в мире профессиональное определение "анимация" (в переводе с латинского "анима" - душа, "анимация" - оживление, одушевление) как нельзя более точно отражает все современные технические и художественные возможности анимационного кино, ведь мастера анимации не просто оживляют своих героев, а вкладывают в их создание частичку своей души.

Что такое компьютерная анимация?

Это "оживление" изображений на экране дисплея, синтез динамических изображений на компьютере.

Большой вклад в создание анимационных роликов внесла математика, а точнее матричная алгебра.

Ведь чтобы создать движущийся объект на экране, нужны программы, в основе которых лежат матрицы. Объект имеет координаты в пространстве. Задавая матрицы трансформации: поворота, смещения, увеличения и т.д., мы можем заставить объект двигаться, вращаться, поворачиваться.

Покажу на конкретных примерах

Задача №1.

Даны точки Р(1;3), Q(3;0) и R(6;4). Используя матрицу трансформации М=Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее, найти координаты точек Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее ,Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее,Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее.

Решение: Умножим матрицу на координаты точек по правилу умножения, получим : Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее ; Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее ; Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее

Ответ: Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее , Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее

Если сделать рисунок, то видно, что произошла трансформация

(увеличение в размерах) треугольника PQR .

Задача №2.

Даны точки А(-6;2), В(-3;6) и С(-2;1). С помощью матрицы зеркального (симметричного) отображения М=Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее найти координаты точек Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее , Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее , Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее .

Решение: Умножим матрицу на координаты точек по правилу умножения, получим : Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее ; Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее ; Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее

Ответ: Доклад Актуальность математического образования в экономическом лицее .

На рисунке наглядно видна симметрия точек.

Теперь я, надеюсь, каждый преподаватель поймет меня. А если бы эти темы преподавать на английском языке, цены нам не было бы.

Республиканский дистанционный урок по теме «Матрицы» был проведен мною в 2013 году и его можно найти на youtube.com.

Математическое образование - актуальная проблема. Сейчас активно идет процесс воссоздания среды, содействующей развитию математических способностей.

Мы понимаем, что наша программа прикладного курса - это одно из звеньев полноценного математического образования.

Литература:

1.Официальный сайт Президента РК Н.Назарбаева akorda.kz/ru/mainpage . Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 года

2. Официальный сайт Президента РК Н.Назарбаева akorda.kz/ru/mainpage . Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана « Стратегия «Казахстан -2050»

3. Концепция 12-летнего среднего образования РК. Астана-2010

4.Andrew Admunson. Computer animations.

5. Д.Письменный. Конспект лекций по высшей математике. Айрис -пресс 2006.

5.К.Н.Лунгу. Сборник задач по высшей математике. 1 курс. Айрис-пресс 2006


© 2010-2022