Рабочая программа по математике в 5 классе

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание.

  1. Нормативно - правовая база.

  2. Пояснительная записка.

  3. Цели и задачи по изучению предмета.

  4. Дифференциация учащихся по возможностям обучения.

  5. Требования к ЗУНам учащихся, обучающихся по данной программе.

  6. Содержание программы учебного курса

  7. Учебно - методический комплекс.

  8. Календарно - тематическое планирование.






1. Нормативно-правовая база

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки.

Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1, В.В. Воронкова, Москва: гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-224 с.

2. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб.1. - 232с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 224с. и Рабочую тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. - М.: Просвещение, 2008.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.

3. Цели:

Личностное развитие ребёнка, дать математические знания как средство развития мышления детей, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.

Цели обучения математике:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи преподавания математики:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;

Задачи обучения:

Образовательные:

  • приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе; приобретение знаний ;

  • об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах;

  • приобретение знаний о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени.

  • Коррекционно - развивающие:

  • овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;

  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитания самоконтроля и

самооценки;

  • нормализация учебной деятельности.

  • Воспитывающие:

  • освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность;

  • развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Основные направления коррекционной работы:

  • Коррекция переключаемости и распределения внимания;

  • Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти;

  • Коррекция слухового и зрительного восприятия;

  • Коррекция произвольного внимания;

  • Коррекция мышц мелкой моторики;

  • Развитие самостоятельности, аккуратности.

Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

4. Дифференциация учащихся по возможностям обучения.

1 группа.

Относятся учащиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Большинство заданий ими выполняется самостоятельно, при выполнении работы, требующей переноса знаний в новые условия, они в основном правильно используют имеющийся опыт. Объяснения им даются относительно обобщенно, на доступном их возможностям уровне. При выполнении сравнительно сложных видов работ им нужна активизирующая помощь учителя.

2 группа.

Входят дети, также успешно обучающиеся в классе. Однако в ходе обучения они испытывают несколько большие трудности, чем дети первой группы; они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя и обобщения, и выводы сами делать не могут. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но при жтом заметно снижается темп работы, допускаются ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.

3 группа.

Относятся учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразной помощи со стороны учителя. Им трудно определить главное в изучаемом, отделить его от второстепенного, установить логическую связь между частями. Далеко не полностью понимая фронтальное объяснение, они нуждаются в дополнительных конкретных разъяснениях, малосамостоятельные.

Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у других детей, отнесенных ко второй группе. Их действия необходимо постоянно корректировать. Однотипные упражнения они выполняют сами, пока не встретятся с новым видом работ.

5. Основные требования к ЗУНам учащихся, обучающихся по данной программе

Базовый уровень

Учащиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;

- римские цифры;

- дроби, их виды;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;

- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;

- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;

- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;

- умножать и делить на однозначное число;

- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

- различать радиус и диаметр.

Примечания

Обязательно:

- продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;

- овладеть табличным умножением и делением;

- определять время по часам тремя способами;

- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.


Не обязательно:

- решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138);

- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);

- чертить треугольник по трем данным сторонам.

Минимальный уровень

Учащиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

Учащиеся должны уметь:

- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;

- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка;

- умножать и делить на однозначное число;

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

6. Содержание программы учебного курса.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2,20,200; по 5,50,500; по 25,250 устно, письменно, с использованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.

Округление чисел до десятков, сотен, знак ≈.

Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи).

Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.

Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение: 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости устно (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1м - 45 см; 8м55см±3м19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4м55см±3м;8м±19 см; 8 м ± 4 м 45 см).

Римские цифры. Обозначение чисел I-XII.

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 устно и письменно, их проверка.

Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.

Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : 4 и т. п.) устно.

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка.

Получение одной, нескольких долей предмета, числа.

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.

Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.

Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.

Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.

7. Учебно-методический комплекс

Основная литература:

1. Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г.М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2006.

2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2011.

3. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Дополнительная литература:

1. Перова М. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. - М., 1997.

2. Истомина Н. Б. Методика преподавания математики в начальных классах. - М., 1992.

3. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.

4. Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников. - М.: Просвещение. 1982 .

5. Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М.: Просвещение. 1995 .

Дидактический материал:

Памятки; наборы индивидуальных карточек; карточки с дополнительными заданиями; индивидуальные карточки и наглядность для устного счета; математические плакаты; инструктивные карточки, таблицы, календарь.

Оборудование и приборы:

Линейка; калькулятор; часы; мяч для устного счета; монеты; учебные презентации.


Раздел «СОТНЯ»


Цели

ЗУН

Наглядность

Словарная работа

- Закрепить и обобщить знания учащихся о составе числа, о разрядах, классах, разрядных единицах и разрядных числах, подводя учащихся к тому, что каждая единица высшего разряда содержит 10 единиц низшего разряда;

- Развивать умение сравнивать числа и результаты действий, конкретизировать выводы путем подбора к ним примеров;

-Воспитывать мотивацию к учению.

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- устное сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Таблицы:

  • разрядов и классов

  • мер стоимости

  • мер длины

  • мер массы

  • мер времени

  • сложения чисел

  • вычитания чисел

Счеты

Числовые карточки

Абак

Циферблат часов

Иллюстрированный материал

Разряд

Класс

Единицы

Десятки

Сотни

Однозначные числа

Двузначные числа

Четные числа

Нечетные числа

Слагаемое

Сумма

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

Тема

Упражнения, практическая работа

Методы и приемы

Устный счет

Контроль

Нумерация в пределах 100.

Стр. 3 - 10

№№ 1 - 60

Метод изложения знаний

Метод беседы

Метод самостоятельной работы

Работа по учебнику

Объяснительно - иллюстрационный метод

Частично - поисковый метод

Проблемное изложение знаний

Дидактические игры

Метод наглядности

Практические методы

Состав чисел в пределах 10, 100

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд

Проверочная работа

Нахождение неизвестного слагаемого

Стр. 11 - 15

№№ 61 - 79

Нахождение неизвестного уменьшаемого

Стр. 15 - 18

№№ 80 - 92

Нахождение неизвестного вычитаемого

Стр. 22 - 26

№№ 116 - 139

Раздел «ТЫСЯЧА»

Цели

ЗУН

Наглядность

Словарная работа

- Ознакомление учащихся с нумерацией чисел в пределах 1000, классом тысяч, показав, что количество разрядов и их названия в каждом классе одинаково

- Развивать умения сравнивать числа и результаты действий, конкретизировать выводы путем подбора примеров к ним примеров, анализировать задачу, выделять главное в задаче, соотносить вопрос и решение задачи, ориентироваться в задании, в задаче при помощи краткого условия;

- Развивать умение правильно формулировать вопрос к задаче, правильно строить предложение при ответе на вопросы путем перефразировки, способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале.

- Десятичный состав чисел в пределах 1000

- Единицы измерения длины, массы, времени и их соотношение

- Римские цифры

- Читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000

- выполнять сравнение чисел в пределах 1000

- Выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой

- Решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия

Таблицы:

  • разрядов и классов

  • мер стоимости

  • мер длины

  • мер массы

  • римской нумерации

  • сложения чисел

  • вычитания чисел

Иллюстрированный материал

Счеты

Числовые карточки

Калькулятор


разряд

класс

единицы

десятки

сотни

единицы тысяч

калькулятор

округление

  • - приблизительно

арабская нумерация

римская нумерация

стоимость

рубль

копейка

длина

метр

миллиметр

сантиметр

дециметр

километр

масса

грамм

килограмм

центнер

тонна

Тема

Упражнения, практическая работа

Методы и приемы

Устный счет

Контроль

Нумерация в пределах 1000


Метод изложения знаний

Метод беседы

Метод самостоятельной работы

Работа по учебнику

Объяснительно - иллюстрационный метод

Частично - поисковый метод

Проблемное изложение знаний

Дидактические игры

Метод наглядности

Практические методы

Круглые сотни, название круглых сотен

Образование чисел в пределах 10 000

Состав чисел

Разряды

Сравнение чисел

Сложение и вычитание в пределах 10, 20 с переходом через разряд

В пределах 100 без перехода через разряд

Сложение и вычитание круглых десятков и сотен

Тест

Проверочная работа

Округление чисел до десятков и сотен


Римская нумерация


Меры стоимости, длины и массы


Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости


Сложение и вычитание круглых сотен и десятков


Сложение и вычитание без перехода через разряд


Контрольная работа

Разностное сравнение чисел




Самостоятельная работа

Кратное сравнение чисел






Раздел «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 1000 С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД»


Цели

ЗУН

Наглядность

Словарная работа

- Ознакомление учащихся с письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 1000, показав, что эти действия основываются на умении складывать и вычитать числа в пределах 100

- Развивать умение соотносить действия сложения и вычитания

- Развивать умение проверять сложение и вычитание обратным действием

- Выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 1000 с последующей проверкой

Таблицы:

  • компонентов сложения и вычитания

  • сложения чисел

  • вычитания чисел

Арифметические записи чисел, действий, решений задач, примеров

Дидактический материал

Иллюстрированный материал

сложение

слагаемое

сумма

вычитание

уменьшаемое

вычитаемое

разность




Тема

Упражнения, практическая работа

Методы и приемы

Устный счет

Контроль

Сложение с переходом через разряд

Стр. 92 - 96

№№ 313 - 349

Метод изложения знаний

Метод беседы

Метод самостоятельной работы

Работа по учебнику

Объяснительно - иллюстрационный метод

Частично - поисковый метод

Проблемное изложение знаний

Дидактические игры

Метод наглядности

Практические методы

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд;

в пределах 100 с переходом через разряд

Самостоятельная работа

Вычитание с переходом через разряд

Стр. 97 - 109

№№ 350 - 441

Контрольная работа




Раздел «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»


Цели

ЗУН

Наглядность

Словарная работа

- Дать представление о дроби, доле, как части целого числа, подводя учащихся к выводу о том, что с дробями повсеместно сталкиваемся в повседневной жизни

- Ознакомить учащихся с понятием правильные и неправильные дроби

- Развивать умение получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби между собой и с единицей

- Дроби их виды

- Получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби

Таблицы образования дробей

Иллюстрированный материал

часть (доля) числа

обыкновенные дроби

числитель

знаменатель

дробная черта

правильные дроби

неправильные дроби



Тема

Упражнения, практическая работа

Методы и приемы

Устный счет

Контроль

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа

Стр. 109 - 112

№№ 442 - 458

Метод изложения знаний

Метод беседы

Метод самостоятельной работы

Работа по учебнику

Объяснительно - иллюстрационный метод

Частично - поисковый метод

Проблемное изложение знаний

Дидактические игры

Метод наглядности

Практические методы

Табличное умножение и деление

Внетабличное умножение и деление

Тест

Проверочная работа

Образование дробей

Стр. 113 - 117

№№ 459 - 473

Сравнение дробей

Стр. 118 - 121

№№ 474 - 496

Правильные и неправильные дроби

Стр. 121 - 124

№№ 486 - 496


Раздел «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 1 000»

Цели

ЗУН

Наглядность

Словарная работа

- Закрепить и обобщить знания учащихся о действиях умножения и деления, табличном умножении и делении

- Ознакомить учащихся с умножением числа 100, с делением на 10, 100 без остатка и с остатком

- Показать учащимся, что преобразования чисел, полученных при измерении, основывается на умножении и делении на 10, 100

- Дать представление о письменном умножении и делении

- Развивать умение определять количество цифр в частном

- Развивать умение соотносить действия умножения и деления

- Развивать умение проверять умножение и деление обратным действием

- Выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком

- Выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1 000

- Умножать и делить на однозначное число

Таблицы:

  • компонентов умножения и деления

  • мер стоимости

  • мер длины

  • мер массы

  • мер времени

Арифметические записи чисел, действий, решений задач, примеров

Иллюстрированный материал

Дидактический раздаточный материал

множитель

произведение

делимое

делитель

частное

високосный год

двузначное число

трехзначное число

Тема

Упражнения, практическая работа

Методы и приемы

Устный счет

Контроль

Умножение чисел 10, 100

Умножение и деление 10, 100

Стр. 125 - 129

№№ 497 - 535

Метод изложения знаний

Метод беседы

Метод самостоятельной работы

Работа по учебнику

Объяснительно - иллюстрационный метод

Частично - поисковый метод

Проблемное изложение знаний

Дидактические игры

Метод наглядности

Практические методы

Умножение и деление на 10, 100

Деление с остатком

Табличное умножение и деление

Умножение и деление круглых десятков и сотен

Проверочная работа

Преобразование чисел, полученных при измерении меры стоимости, длины, массы

Стр. 130 - 135

№№ 536 - 558

Меры времени. Год

Стр. 136 - 137

№№ 559 - 565

Контрольная работа

Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число

Стр. 137 - 142

№№ 566 - 603

Умножение и деление 2 -, 3 - значных чисел на однозначное число без перехода через разряд

Стр. - 142 - 162

№№ 604 - 761

Проверка умножения и деления

Стр. 162 - 164

№№ 762 - 769

Умножение и деление 2 - , 3 - значных чисел на однозначное число с переходом через разряд

Стр. 165 - 186

№№ 770 - 917


© 2010-2022