- Преподавателю
- Математика
- Что выбрать: проект или исследование?
Что выбрать: проект или исследование?
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Родкина Н.В. |
Дата | 25.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МАОУ «Демиховский лицей» учитель математики Родкина Н.В.
Что выбрать:
проект или исследование?
Исследовательскую работу часто справедливо называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских вмешательств. Отправные точки - сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Очень важно уяснить учащимся разницу между проектом и исследованием, так как качество работы, выполненной в этих двух жанрах, оцениваются по разным критериям.
Исследование - деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Целью является - определить, изучить, получить данные, так как результат исследования заранее известен.
Проект - направлен на создание того, чего ещё не существует и предполагает проектный замысел, который достигается в процессе его реализации. Целью является - создать, построить, достичь.
Любой проект направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач, поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является возможность самостоятельно получить значимый результат.
Очень важно понимать разницу между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель в процессе выполнения исследования или проекта.
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
УЧИТЕЛЬ, смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования - повышения качества образования учащегося.
УЧАЩИЙСЯ, личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования.
Для ученика учебное исследование - это учебная задача, личная причастность к деятельности, ответственность за полученный результат и его представление. Для учителя учебное исследование - это творческий педагогический проект, где необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс к конкретной личности учащегося.
Научная новизна и практическая значимость не могут быть критериями результативности учебного исследования, ими являются уровень освоения навыков и новых знаний в этой области. Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных или исследовательских работ, также различаются.
Умения и навыки,
получаемые учащимися при выполнении
проектных и исследовательских работ
ПРОЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Умение продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства
Умение вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу
Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта.
Умение замечать, запоминать и следить за наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований.
Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности
Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов.
Никто не утверждает, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый из этих жанров творчества имеет свои целевые установки и особенности, которые нужно хорошо понимать. В любом случае учащийся получит возможность научиться самостоятельно, задумывать, планировать и выполнять учебное исследование или учебные и социальные проекты, использовать догадку, озарение, интуицию, целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства, осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного исследования или проекта.
Источники:
-
Исследовательская и проектная работа школьников, под редакцией А.В.Леонтовича, Москва, «ВАКО», 2014г.
-
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Основная школа. 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2014г.