Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс Решение планиметрических задач

Одной из самых важных целей преподавания геометрии является формирование и развитие у учащихся пространственных представлений, а также способности и умения производить операции над про­странственными объектами. Достижение этой цели важно не только для тех учащихся, которые в дальнейшем посвятят себя техническим профессиям, но и для тех, кто выберет специальности художника, ди­зайнера, модельера, хирурга, астронома и других. Слабое развитие пространственных представлений затрудняет изучение ряда ...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ «Центрально-Любинская СОШ»



Принята:

на заседании методического

объединения учителей

естественно-научного цикла

Протокол №____от «____»_______2014 г.

Руководитель МО ________/___________/

Согласована:

заместитель директора по учебно - воспитательной работе___________/Ю. А. Гриценко /

«____»__________________2014г.

Утверждена:

директор МБОУ «Центрально-Любинская СОШ»

______________/М.А.Горбачева/

Приказ №____от «___»_____2014 г.


ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по геометрии для 9 класса

"Решение планиметрических задач"

на 2014-2015 учебный год

Кох Елены Леонидовны,

учителя математики


Количество часов по программе: 35 ч.

Количество часов по планированию: 35 ч.



п. ЦентральноЛюбинский

2014 год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В 2012 году изменилась структура экзаменационной работы по математике за курс основной школы: включен модуль "Геометрия". Введение в практику новой модели экзамена продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля. Но по итогам экзаменов видно, что учащиеся плохо справляются с этими заданиями. Поэтому можно выделить следующие недостатки в подготовке выпускников:

  • формальное усвоение теоретического содержания курса геометрии;

  • неумение использовать изученный материал в ситуации, которая отличается от стандартной.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся.

Одной из самых важных целей преподавания геометрии является формирование и развитие у учащихся пространственных представлений, а также способности и умения производить операции над про­странственными объектами. Достижение этой цели важно не только для тех учащихся, которые в дальнейшем посвятят себя техническим профессиям, но и для тех, кто выберет специальности художника, ди­зайнера, модельера, хирурга, астронома и других. Слабое развитие пространственных представлений затрудняет изучение ряда учебных дисциплин, а в деятельности взрослого человека может стать причи­ной многих неудач. Например, конструктору этот недостаток может помешать реализовать творческие планы. Систематическая работа над формированием и развитием пространственных представлений приво­дит к их улучшению даже при наличии средних природных данных.

Содержание курса представ­ляет собой углубленный вариант базового курса планиметрии, программа курса рассчитана на 35 часов и со­ответствует современным тенденциям развития школьного курса гео­метрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся.. Технологии, используемые в системе курса, ори­ентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему успешно сдать экзамен по математике (в демоверсии ГИА по математике заявлено 6 геометрических задач). Основное содержание курса дает познакомиться также с нестандартными способами решения планиметрических за­дач, способствует формированию и развитию таких качеств, как ин­теллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.

Данный курс «Решение планиметрических задач» ориентирован на обучающихся 9 класса для приобретения определенного опыта решения планиметрических задач. Курс имеет практико-ориентированную направленность. Формы занятий: лекции, семинары, практикумы, зачеты.

На занятиях можно применять:

  • тренажеры;

  • on-line тестирование (uztest.ru , reshuege.ru);

  • работу в инструментальной среде «Живая математика» и др.

Цели курса:

  • углубить теоретическое и практическое содержание курса планиметрии;

  • развивать пространственные представления и логическое мышление;

  • развивать умение применять знания на практике, в новой си­туации, приводить аргументированное решение, анализировать усло­вие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения.

Задачи курса:

  • дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;

  • расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;

  • обеспечить, исходя из высокого уровня абстрактности темы, наглядность, логическую строгость рассуждений и обоснованность выводов;

  • создать условия для выдвижения различных гипотез при поис­ке решения задачи и доказательства верности или ложности этих ги­потез;

  • способствовать практической направленности курса, реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач; ,л

  • развить интерес и положительную мотивацию изучения гео­метрии, создать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА по математике.

Структура курса представляет собой 3 логически законченных и содержательно взаимосвязанных темы, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений уче­ников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени под­готовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базо­вого курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонно­стей, интересов и уровня подготовленности учеников.

Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвое­ния материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомен­дуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА

Обучающиеся должны знать:

  • ключевые теоремы, формулы курса планиметрии в разделах "Треугольники", "Многоугольники", "Окружность";

  • знать свойства геометрических фигур, формулы и уметь применять их при решении планиметрических задач;

  • знать опорные задачи планиметрии: задачи - факты и задачи - методы;

Обучающиеся должны уметь:

  • построить хороший, грамотный чертеж;

  • грамотно читать математический текст, правильно анализировать условие задачи;

  • выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;

  • точно и грамотно излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

  • уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;

  • применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;

  • применять свойства геометрических преобразований к решению задач.

  • использовать возможности Интернета (например, работа с тестами uztest.ru).

Обучающийся должен владеть:

  • анализом и самоконтролем;

  • исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Тема 1. Треугольники (12 часов)

  • Треугольники и их виды. Соотношения между сторонами и углами треугольника

  • Прямоугольные треугольники

  • Общие треугольники. Теоремы синусов, косинусов

  • Четыре замечательные точки треугольника. Свойства замечательных точек треугольника.

  • Средняя линия треугольника

  • Подобие треугольников

  • Площади. Отношение площадей

Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.

Тема 2. Окружность (8 часов)

  • Центральные и вписанные углы

  • Свойство касательной к окружности

  • Вписанная и описанная окружность

Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.

Тема 3. Многоугольники (14 часов)

  • Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат

  • Трапеция

  • Правильные многоугольники

  • Площади многоугольников

Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки


Тема 1. Треугольники (12 часов)

1

Треугольники и их виды. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

04.09.

2-3

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

2

11.09., 18.09.

4-5

Теорема Пифагора.

2

25.09., 02.10.

6-8

Теорема синусов. Теорема косинусов.

3

09.10., 16.10., 23.10.

8

Четыре замечательные точки треугольника.

1

30.10.

10

Средняя линия треугольника

1

13.11.

11-12

Подобие треугольников

2

20.11., 27.11.


Тема 2. Окружность (8 часов)

13-16

Центральные и вписанные углы

4

04.12., 11.12.,

18.12., 25.12.

17-18

Свойство касательной к окружности

2

15.01., 22.01.

19-20

Вписанная и описанная окружность

2

29.01., 05.02.


Тема 3. Многоугольники (14 часов)

21-25

  • Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат

5

12.02., 19.02.

26.02., 05.03., 12.03.

26-27

  • Трапеция

2

19.03., 02.04.

28-29

  • Правильные многоугольники

2

09.04., 16.04.

30-35

Площадь параллелограмма, треугольника, ромба, квадрата, прямоугольника

6

23.04., 30.04, 07.05.,

14.05., 21.05., 28.05.

ЛИТЕРАТУРА

Д л я у ч а щ и х с я:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 8 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. - 3-е изд. - Вита-Пресс, 2003.

  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 9 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. - 3-е изд. - Вита-Пресс, 2003.

  3. Гнеденко Б.В. Энциклопедический словарь юного математика. - М.: Педагогика, 1989.

  4. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. - М.: Просвещение, 1992.

Д л я у ч и т е л я:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 8 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. - 3-е изд. - Вита-Пресс, 2003.

  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 9 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. - 3-е изд. - Вита-Пресс, 2003.

  3. Делоне Б., Житомирский О. Задачник по геометрии. М. - Л.: ГИТТЛ, 1950.

  4. Прасолов В.В. Задачи по планиметрии: Учебное пособие. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2006.

  5. Смирнов В.А. Геометрия. Планиметрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. - М.: МЦНМО: 2009.



© 2010-2022