- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс Решение планиметрических задач
Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс Решение планиметрических задач
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кох Е.Л. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Центрально-Любинская СОШ»
Принята:
на заседании методического
объединения учителей
естественно-научного цикла
Протокол №____от «____»_______2014 г.
Руководитель МО ________/___________/
Согласована:
заместитель директора по учебно - воспитательной работе___________/Ю. А. Гриценко /
«____»__________________2014г.
Утверждена:
директор МБОУ «Центрально-Любинская СОШ»
______________/М.А.Горбачева/
Приказ №____от «___»_____2014 г.
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по геометрии для 9 класса
"Решение планиметрических задач"
на 2014-2015 учебный год
Кох Елены Леонидовны,
учителя математики
Количество часов по программе: 35 ч.
Количество часов по планированию: 35 ч.
п. ЦентральноЛюбинский
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 2012 году изменилась структура экзаменационной работы по математике за курс основной школы: включен модуль "Геометрия". Введение в практику новой модели экзамена продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля. Но по итогам экзаменов видно, что учащиеся плохо справляются с этими заданиями. Поэтому можно выделить следующие недостатки в подготовке выпускников:
-
формальное усвоение теоретического содержания курса геометрии;
-
неумение использовать изученный материал в ситуации, которая отличается от стандартной.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся.
Одной из самых важных целей преподавания геометрии является формирование и развитие у учащихся пространственных представлений, а также способности и умения производить операции над пространственными объектами. Достижение этой цели важно не только для тех учащихся, которые в дальнейшем посвятят себя техническим профессиям, но и для тех, кто выберет специальности художника, дизайнера, модельера, хирурга, астронома и других. Слабое развитие пространственных представлений затрудняет изучение ряда учебных дисциплин, а в деятельности взрослого человека может стать причиной многих неудач. Например, конструктору этот недостаток может помешать реализовать творческие планы. Систематическая работа над формированием и развитием пространственных представлений приводит к их улучшению даже при наличии средних природных данных.
Содержание курса представляет собой углубленный вариант базового курса планиметрии, программа курса рассчитана на 35 часов и соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся.. Технологии, используемые в системе курса, ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему успешно сдать экзамен по математике (в демоверсии ГИА по математике заявлено 6 геометрических задач). Основное содержание курса дает познакомиться также с нестандартными способами решения планиметрических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.
Данный курс «Решение планиметрических задач» ориентирован на обучающихся 9 класса для приобретения определенного опыта решения планиметрических задач. Курс имеет практико-ориентированную направленность. Формы занятий: лекции, семинары, практикумы, зачеты.
На занятиях можно применять:
-
тренажеры;
-
on-line тестирование (uztest.ru , reshuege.ru);
-
работу в инструментальной среде «Живая математика» и др.
Цели курса:
-
углубить теоретическое и практическое содержание курса планиметрии;
-
развивать пространственные представления и логическое мышление;
-
развивать умение применять знания на практике, в новой ситуации, приводить аргументированное решение, анализировать условие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения.
Задачи курса:
-
дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
-
расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;
-
обеспечить, исходя из высокого уровня абстрактности темы, наглядность, логическую строгость рассуждений и обоснованность выводов;
-
создать условия для выдвижения различных гипотез при поиске решения задачи и доказательства верности или ложности этих гипотез;
-
способствовать практической направленности курса, реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач; ,л
-
развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии, создать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА по математике.
Структура курса представляет собой 3 логически законченных и содержательно взаимосвязанных темы, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА
Обучающиеся должны знать:
-
ключевые теоремы, формулы курса планиметрии в разделах "Треугольники", "Многоугольники", "Окружность";
-
знать свойства геометрических фигур, формулы и уметь применять их при решении планиметрических задач;
-
знать опорные задачи планиметрии: задачи - факты и задачи - методы;
Обучающиеся должны уметь:
-
построить хороший, грамотный чертеж;
-
грамотно читать математический текст, правильно анализировать условие задачи;
-
выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;
-
точно и грамотно излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
-
уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
-
применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
-
применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
-
использовать возможности Интернета (например, работа с тестами uztest.ru).
Обучающийся должен владеть:
-
анализом и самоконтролем;
-
исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Тема 1. Треугольники (12 часов)
-
Треугольники и их виды. Соотношения между сторонами и углами треугольника
-
Прямоугольные треугольники
-
Общие треугольники. Теоремы синусов, косинусов
-
Четыре замечательные точки треугольника. Свойства замечательных точек треугольника.
-
Средняя линия треугольника
-
Подобие треугольников
-
Площади. Отношение площадей
Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.
Тема 2. Окружность (8 часов)
-
Центральные и вписанные углы
-
Свойство касательной к окружности
-
Вписанная и описанная окружность
Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.
Тема 3. Многоугольники (14 часов)
-
Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат
-
Трапеция
-
Правильные многоугольники
-
Площади многоугольников
Введение в тему. Выполнение чертежа. Взаимное расположение фигур и их элементов с использованием наглядности, готовых чертежей. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение диагностических работ и тренировочных задач. Формы контроля: опрос, проверка самостоятельно выполненных заданий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Сроки
Тема 1. Треугольники (12 часов)
1
Треугольники и их виды. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
1
04.09.
2-3
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
2
11.09., 18.09.
4-5
Теорема Пифагора.
2
25.09., 02.10.
6-8
Теорема синусов. Теорема косинусов.
3
09.10., 16.10., 23.10.
8
Четыре замечательные точки треугольника.
1
30.10.
10
Средняя линия треугольника
1
13.11.
11-12
Подобие треугольников
2
20.11., 27.11.
Тема 2. Окружность (8 часов)
13-16
Центральные и вписанные углы
4
04.12., 11.12.,
18.12., 25.12.
17-18
Свойство касательной к окружности
2
15.01., 22.01.
19-20
Вписанная и описанная окружность
2
29.01., 05.02.
Тема 3. Многоугольники (14 часов)
21-25
-
Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат
5
12.02., 19.02.
26.02., 05.03., 12.03.
26-27
-
Трапеция
2
19.03., 02.04.
28-29
-
Правильные многоугольники
2
09.04., 16.04.
30-35
Площадь параллелограмма, треугольника, ромба, квадрата, прямоугольника
6
23.04., 30.04, 07.05.,
14.05., 21.05., 28.05.
ЛИТЕРАТУРА
Д л я у ч а щ и х с я:
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 8 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. - 3-е изд. - Вита-Пресс, 2003.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 9 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. - 3-е изд. - Вита-Пресс, 2003.
-
Гнеденко Б.В. Энциклопедический словарь юного математика. - М.: Педагогика, 1989.
-
Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. - М.: Просвещение, 1992.
Д л я у ч и т е л я:
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 8 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. - 3-е изд. - Вита-Пресс, 2003.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 9 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. - 3-е изд. - Вита-Пресс, 2003.
-
Делоне Б., Житомирский О. Задачник по геометрии. М. - Л.: ГИТТЛ, 1950.
-
Прасолов В.В. Задачи по планиметрии: Учебное пособие. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2006.
-
Смирнов В.А. Геометрия. Планиметрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. - М.: МЦНМО: 2009.