Учёт индивидуальных особенностей детей в системе обучения математике

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учёт индивидуальных особенностей детей в системе обучения математике

Сазонова Т.В. (г. Ставрополь, учитель математики ЧОУ гимназии «ЛИК-Успех»)

Аннотация. В статье освещается способ индивидуализации обучения математике детей с ослабленным здоровьем, а также детей с повышенной утомляемостью и отвлекаемостью. Предлагаемые методы помогают ребенку осознать и научиться использовать в учебной деятельности свои достоинства, сделать их ведущими в процессе формирования успешной учебной деятельности. Такие формы работы учитывают индивидуальные особенности детей, помогают учащимся активизировать познавательную деятельность и отрабатывать умения адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни, а самое главное, сохраняют и укрепляют их здоровье.

Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка, поскольку без их учета любое педагогическое воздействие может иметь совсем не тот эффект, на который оно было рассчитано. Изучение индивидуальных особенностей учащихся требует значительного времени и систематических наблюдений. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. С этой целью ведётся дневник, в нём записываются особенности поведения учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях. Периодически делаются краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные особенности ребенка связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным, поэтому в начале обучения стараюсь больше узнать о семье ребёнка.

В коррекционных классах общеобразовательной школы, где я работаю, обучаются дети с недоразвитием речи, задержкой психо-речевого развития, нарушением зрения и даже интеллекта. Многим особенно трудно даётся усвоение программного материала по математике. Работая в классах коррекции, мне пришлось несколько пересмотреть свои методы обучения. Задержка развития учащихся требует особого подхода. Для этих детей почти всё трудно, поэтому каждый урок приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным. Если у таких детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышаются их познавательные способности. Вопрос о реализации индивидуального подхода к ребенку в процессе обучения в классах ККО представляет собой не только психолого-педагогическую, но и серьезную методическую проблему практически для всех учителей математики. Предлагаю способ индивидуализации обучения математике в классах ККО, основанный на учете трудностей в обучении у детей со слабым здоровьем, а также у детей с повышенной утомляемостью и отвлекаемостью.
Мной используются:

- тесты по математике 5-9 классов;

- задачи практического содержания;

- уроки-путешествия;

- уроки проектной деятельности;

- внеклассные мероприятия;

- элементы здоровье сбережения.

Тесты составлены по тем темам, где возможно выполнить задания, не прибегая к письменным вычислениям. Они используются на уроках для закрепления пройденного материала, для самоконтроля знаний, а также в качестве дополнительных заданий для отдельных учеников. Данные тесты относятся к тестам закрытого типа. Среди них есть задания альтернативных ответов. Большинство тестов - задания множественного выбора. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, который он считает правильным. Тесты позволяют за короткое время проверить уровень усвоения темы учащимися всего класса. Введение тестов в классах ККО позволяют оценить уровень знаний и умений, а также позволяют осуществлять индивидуальный подход в обучении.

Основной задачей обучения детей в классах коррекции является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни. Предлагаю задачи практического содержания по темам «Десятичные дроби, «Арифметические действия с десятичными дробями» и «Проценты». Через решение арифметических задач, направленных на формирование прикладных умений, идёт подготовка учащихся к самостоятельной жизни, трудовой деятельности. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционных классов является для них жизненно важным. Наиболее общее понятие экономики - способ ведения хозяйства. Применительно к домашнему хозяйству экономика-это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личностные и своей семьи. При изучении десятичных дробей использую счета-квитанции по уплате за коммунальные услуги. Прошу принести из дома копию счёта-квитанции, по ним составляем и решаем задачи на расчёт платежей за коммунальные услуги. Также решаем задачи на расчёт налогов, о ссудах, подоходном налоге, скидках на товар и др.

Пример задач на расчёт платежей за коммунальные услуги и электроэнергию.

Задача 1. В семье 2 человека. Сколько стоит оплата в месяц за холодную воду, если не установлен счётчик? Сколько стоит оплата в месяц, если в семье 3,4,5 человек?

Задача 2: Показание счётчика на 1.08.10 - 7232 кВт·ч, через месяц на 1.04 - 7402 кВт·ч. Сколько нужно заплатить за электроэнергию?

Проценты и нахождение процента от числа

В магазине распродажа, скидки на 40%. Сколько будут стоить следующие товары со скидкой?

Куртка женская стоит 3200 руб., куртка женская стоит 2025 руб., свитер мужской - 1035 руб.,

Свитер женский - 1980 руб., джинсы - 1200 руб.

Дети со слабой нервной системой любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задания, поэтому для них благоприятны задачи, требующие последовательности, планомерности, когда расписаны каждый этап и их очередность. Они эффективно и с удовольствием решают такие задачи, так как знают определённый алгоритм, правило вычислений. Такие задачи способствуют успешной интеграции учащихся в социум.
Дети, обучающиеся в классах ККО, редко посещают музеи, совершают экскурсии и путешествуют. Поэтому такие уроки, как заочная экскурсия, путешествие, прогулки являются составной частью учебного процесса.

Целью таких уроков является:

- обучение решению текстовых задач;

- усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей;

- демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.

Большую помощь в проведении уроков путешествий по городу Ставрополю, оказывают сами дети, находя задачи, сюжет и содержание которых интересны, прежде всего, им самим. Основным условием для принятия задачи, является необходимость сопроводить её исторической справкой, которая содержит числовые данные. Учащиеся ищут сведения в различных источниках: энциклопедиях, электронных справочниках, в Интернете. Они составляют презентации, которыми учитель пользуется на уроках. Собранный материал содержит много интересного о нашем городе и его истории. Он распределён по трём разделам:

- исторические памятники;

- большие и малые реки;

- экологические задачи.

Для повышения познавательного интереса учащихся, для того, чтобы математика стала для детей интересной, мной используются различные формы внеклассной работы, в том числе и внеклассные мероприятия в игровой форме. Здесь очень существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной и индивидуальной деятельности. Игры с групповым участием воспитывают в ребятах терпимость друг к другу, умение выслушать друг друга, принимать коллективные решения. Особенно детям из классов ККО нравятся игры, составленные по аналогии с телевизионными играми. С удовольствием они участвуют в играх: «Слабое звено», «Кто хочет стать отличником?», «Счастливый случай». В праздниках «Старинная ярмарка», «Ох, уж эта математика», «Что мы знаем о числах?» учащиеся играют по отдельности, что воспитывает ответственное отношение к принимаемым решениям, упорство, желание победить. В таких играх ребята испытывают меньше неудобств, они приобретают вкус к самостоятельности и умение действовать в одиночку, рассчитывая на свои силы и способности. Это способствует саморазвитию, самовоспитанию, формированию умения без посторонней помощи приобретать знания, творчески их преобразовывать, открывать новое. В начале мероприятия подробно объясняются условия игры. Класс красочно оформляется, готовятся необходимые атрибуты. Все мероприятия тщательно готовятся, подводятся итоги, и дети обязательно поощряются.

На уроках итогового повторения используется метод проектов, который организовывает познавательно-трудовую деятельность учащихся и позволяет учитывать индивидуальные особенности детей. Темы проектов учащиеся выбирают сами, по материалу, изучаемому в течение года. Одни учащиеся выбирают парные проекты, другим предлагаются групповые. Чаще это проекты информационные, практико-ориентированные, творческие. К проектам создаются презентации, представление которых формирует артистические умения, умение уверенно держать себя во время выступления. Как показывает практика, сочетание метода проектов и ИКТ дает высокий образовательный эффект. Такие уроки снимают общее утомление, тревожность, укрепляют эмоциональную устойчивость, поднимают настроение, повышают готовность к деятельности.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся, стали особенно актуальными и для учителей. Оздоровление ребят проходит во время уроков параллельно с их обучением. Для родителей учащихся 5 классов в начале года проводится анкетирование, которое позволяет выявить состояние здоровья учащихся. Анкета обрабатывается совместно с медицинской сестрой школы, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся при проведении динамических пауз во время уроков.

Предлагаются нетрадиционные методы оздоровления, которые дают положительные результаты. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе. Если ребята по каким-то причинам не желают их выполнять, то во время их проведения могут посидеть спокойно или выполнить их частично.

Основная цель проведения этих упражнений:

- учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;

- подводить учащихся к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими.

Гимнастика для учащихся 5-6 классов.

  1. «Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке» отставляем ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, опираясь о спинку.

  2. «Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.

  3. «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем бережное отношение.

  4. «Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку. Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.

  5. «Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием пальцами (моем голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.

  6. «Буратино». Лепим (мысленно) красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик и др.

  7. «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладонями до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой.

Снять напряжение с нервной системы ребёнка, успокоить его, расслабить, чтобы улучшить его работоспособность, помогает система расслабляющих упражнений, т.е. упражнения на релаксацию, которые выполняются всеми ребятами. Сначала учимся принимать позу покоя.

Как принять позу покоя

Учитель: На наших занятиях мы будем учиться экономно расходовать свои силы. Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, заниматься спортом, правильно говорить, писать, считать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отдыхать!

Сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. Это поза покоя. Все занятия мы будем начинать с позы покоя.

Упражнения для расслабления руководитель, ног и корпуса по контрасту с напряжением.

«Олени».

Учитель показывает и объясняет: «Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя» (Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем проверяем степень напряженности мышц каждого ребенка). «Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени. Расслабились руки. Слушайте стихи и повторяйте упражнения:

«А сегодня мы - олени,

Ветер рвется нам навстречу.

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени.

И теперь - немножко лени.

Руки не напряжены и расслаблены.

Знают девочки и мальчики:

Отдыхают все их пальчики».

«Загораем»

Учитель показывает и объясняет: «Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле. Ноги и руки поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте, как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Держим, держим, напрягаем.

Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки на колени). Ноги не напряжены, руки не напряжены и расслаблены.

Упражнение для расслабления мышц живота.

«Шарик»

учитель показывает и объясняет: «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух - будто шарик лопнул. Живот расслабляется. Слушайте и делайте, как я:

Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул - выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Упражнение для расслабления мышц шеи.

«Любопытная Варвара».

Ведущий показывает и объясняет: «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно.

Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед, тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и расслаблена.

Упражнение для расслабления мышц речевого аппарата - губ, челюстей и языка.

Упражнение проводится аналогично предыдущим. Образы и техника релаксации подсказываются рифмованным текстом.

«Лягушки»

Вот понравится лягушкам: тянем губы прямо к ушкам!

Потяну - и перестану, но нисколько не устану.

Губы не напряжены и расслаблены.

«Орешек»

Зубы крепче мы сожмем, а потом их разожмем.

Губы чуть приоткрываются и приятно расслабляются.

Как показывает опыт, систематические сеансы релаксации эффективны для детей любого школьного возраста. Они помогают ребятам стать более спокойными и работоспособными, способствуют созданию радостной и свободной обстановки на уроках.

Упражнения для развития тонкой моторики помогают снять эмоциональное упражнение, тревогу, беспокойство, меланхолию, тоску и депрессию. Они улучшают наблюдательность и глазомер, активизируют память, повышают готовность к деятельности. Упражнения для глазодвигательной системы уменьшают нагрузки на глазной нерв, являются профилактикой близорукости [1,2,3].

Все названные методы работы в классах ККО, учитывают индивидуальные особенности детей, помогают учащимся активизировать познавательную деятельность и отрабатывать умения адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

Используемая литература.

1. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224с.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272с.

3. Трошин В.В. Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками на уроках и внеклассных занятиях. - Волгоград: Учитель, 2006. - 229с.




© 2010-2022