- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре. 9 класс
Рабочая программа по алгебре. 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Захарычева Г.Г. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Спешнево-Ивановское
Данковского муниципального района Липецкой области
«Принято»
на заседании педагогического совета
Протокол от 26.08.2015 г. № 1
«Утверждено»
Директор
МБОУ СОШ с.Спешнево-Ивановское ___________Шадрина Е.А.
Приказ № 131 от «26»августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Алгебра»
9 класс
Базовый уровень
Составитель: учитель математики
Захарычева Галина Геннадиевна
I квалификационная категория
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УМК по предмету «Алгебра - 9 класс» - авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.Н.Нешков, С.Б.Суворова.
Настоящая программа по алгебре для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования РФ,примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре к УМК для 7-9 классов (составитель Бурмистрова Т. А.- М: «Просвещение», 2010. - с. 50-60).
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Рабочая программа по алгебре (базовый уровень) составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
-
Примерной программы основного общего образования и авторской программы Ю.Н. Макарычева.
-
Федеральный базисный учебный план для среднего общего образования.
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015- 2016 учебный год;
-
Базисного учебного плана 2015 - 2016 учебного года;
-
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2012 г.
-
Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Программа соответствует учебнику «Алгебра. 9 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2012 .
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9 класс отводится 3 ч в неделю, всего 102 ч.
Преподавание ведется по варианту - 4 часа в неделю, всего 136 часов. На итоговое повторение и на подготовку к государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классе по алгебре в конце года 55 часов, остальные часы распределены по всем темам.
В том числе: Контрольных работ - 8 (включая итоговую контрольную работу)
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ, тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения - базовый.
Содержание тем учебного курса
Вводное повторение курса алгебры 8 класса
Квадратичная функция
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция y=ax2 + bx + с, её свойства, график. Простейшие преобразования графиков функций. Решение неравенств второй степени с одной переменной. [Решение рациональных неравенств методом интервалов.]
Цель - выработать умение строить график квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной.
Знать основные свойства функций, уметь находить промежутки знакопостоянства, возрастания, убывания функций
Уметь находить область определения и область значений функции, читать график функции
Уметь решать квадратные уравнения, определять знаки корней
Уметь выполнять разложение квадратного трехчлена на множители
Уметь строить график функции у=ах2 , выполнять простейшие преобразованияграфиков функций
Уметь строить график квадратичной функции, выполнять простейшие преобразования графиков функций
Уметь строить график квадратичной функции» находить по графику нули функции, промежутки, где функция принимает положительные и отрицательные значения.
Уметь построить график функции y=ax2 и применять её свойства. Уметь построить график функции y=ax2 + bx + с и применять её свойства
Уметь находить токи пересечения графика Квадратичной функции с осями координат. Уметь разложить квадратный трёхчлен на множители.
Уметь решать квадратное уравнение.
Уметь решать квадратное неравенство алгебраическим способом. Уметь решать квадратное неравенство с помощью графика квадратичной функции
Уметь решать квадратное неравенство методом интервалов. Уметь находить множество значений квадратичной функции.
Уметь решать неравенство ах2 +вх+с.≥0 на основе свойств квадратичной функции
Степенная функция. Корень n-й степени.
Четная и нечетная функции. Функция y=xn, Определение корня n-й степени.
Цель - ввести понятие корня n-й степени.
Знать определение и свойства четной и нечетной функций
Уметь строить график функции у=хn , знать свойства степенной функции с натуральным показателем, уметь решать уравнения хn=а при: а) четных и б)нечетных значениях n
Знать определение корня n- й степени, при каких значениях а имеет смысл выражение .
Уметь выполнять простейшие преобразования и вычисления выражений, содержащих корни, применяя изученные свойства арифметического корня n-й степени
Знать, что степень с основанием, равным 0 определяется только для положительного дробного показателя и знать, что степени с дробным показателем не зависят от способа записи r в виде дроби
Знать свойства степеней с рациональным показателем, уметь выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем
Уметь выполнять преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем
Уравнения и неравенства.
Целое уравнение и его корни. Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной.
Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности. Решение систем, содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение задач методом составления систем. Решение систем двух уравнений второй степени с двумя переменными.
Цель - выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Знать методы решения уравнений:
а) разложение на множители;
б) введение новой переменной;
в)графический способ.
Уметь решать целые уравнения методом введения новой переменной
Уметь решать системы 2 уравнений с 2 переменными графическим способом
Уметь решать уравнения с 2 переменными способом подстановки и сложения
Уметь решать задачи «на работу», «на движение» и другие составлением систем уравнений.
Прогрессии.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии.
Цель - дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Добиться понимания терминов «член последовательности», «номер члена последовательности», «формула n -го члена арифметической прогрессии»
Знать формулу n -го члена арифметической прогрессии, свойства членов арифметической прогрессии, способы задания арифметической прогрессии
Уметь применять формулу суммы n -первых членов арифметической прогрессии при решении задач
Знать, какая последовательность является геометрической, уметь выявлять, является ли последовательность геометрической, если да, то находить q
Уметь вычислять любой член геометрической прогрессии по формуле, знать свойства членов геометрической прогрессии
Уметь применять формулу при решении стандартных задач
Уметь применять формулу S= при решении практических задач
Уметь находить разность арифметической прогрессии
Уметь находить сумму n первых членов арифметической прогрессии. Уметь находить
любой член геометрической прогрессии. Уметь
находить сумму n первых членов геометрической
прогрессии. Уметь решать задачи.
Элементы статистики и теории вероятностей.
Комбинаторные задачи. Перестановки, размещения, сочетания. Перестановки. Размещения. Сочетания Вероятность случайного события
Знать формулы числа перестановок, размещений, сочетаний и уметь пользоваться ими.
Уметь пользоваться формулой комбинаторики при вычислении вероятностей
Повторение. Решение задач.
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 9 класса).
Учебно-тематический план
№ темы
Название темы
Количество часов
1.
Вводное повторение курса алгебры 8 класса
4
2.
КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ.
22
3.
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
14
4.
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ.
17
5.
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ.
15
6.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.
13
7.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
51
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать1
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Алгебра
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
-
составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
-
нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
расчетов по формулам, описания с помощью функций различных зависимостей,
представления их графически, интерпретации графиков.
Литература
-
Базовый учебник: Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.В.Суворова]; под ред. С.А.Теляковского. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Используемая учебно-методическая литература (учебники других авторов, сборники упражнений, поурочное планирование):
-
Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
-
Жохов В.И. Уроки алгебры в 9 классе: кн. для учителя / В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева. - М.: Просвещение, 2012.
-
Ткачева М.В. Элементы статистики и вероятность: учеб. пособие для 7-9 кл. / М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, - М.: Просвещение, 2012.
-
Математика: 9 кл.: кн. Для учителя / С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева. - М.: Просвещение, 2012.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2012 г.
-
Тексты контрольных работ взяты из методической литературы: Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. - М.: Просвещение, 2012.
Приложение
Календарно - тематическое планирование учебного материала
4 ч в неделю, всего 136 ч
Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова
№ параграфа
№ урока
Содержание материала
Кол-во часов
Дата
проведения
Дата
фактического
проведения
Примечание
1-3
Вводное повторение курса алгебры 8 класса
3
02.09\03.0903.09
4
Входная контрольная работа
1
07.09
Глава I. Квадратичная функция.
22
§1. Функции и их свойства.
5
5-6
п.1. Функция. Область определения и область значения функции
2
09.09\10.09
7-9
п.2. Свойства и графики основных функций.
3
10.09\14.09
16.09
§2. Квадратный трёхчлен.
5
10-11
п.3. Корни квадратного трехчлена
2
17.09\17.09
12-13
п.4. Разложение квадратного трехчлена на множители
2
21.09\23.09
14
Контрольная работа №1 "Функции. Квадратный трёхчлен".
1
24.09
§3. Квадратичная функция и её график.
6
15-16
п.5. Функция y=ax2, её график и свойства.
2
24.09\28.09
17-18
п.6. График функции y=ax2 + n и y=a(x-m)2
2
30.09\01.10
19-20
п.7. Построение графика квадратичной функции.
2
01.10\05.10
§4. Степенная функция. Корень n-й степени.
6
21
п.8. Функция y=axn
1
07.10
22
п.9. Корень n-й степени.
1
08.10
23-24
п.10. Дробно-линейная функция и её график
2
08.10\12.10
25
п.11. Степень с рациональным показателем
1
14.10
26
Контрольная работа № 2 по теме "Квадратичная и степенная функция".
1
15.10
Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной.
14
§5. Уравнения с одной переменной.
5
27-29
п.12. Целое уравнение и его корни.
3
15.10\19.10
21.10
30-31
п.13. Дробные рациональные уравнения
2
22.10\22.10
§6. Неравенства с одной переменной.
9
32
п.14. Решение неравенств второй степени с одной переменной.
1
26.10
33-34
п.15.Решение неравенств методом интервалов.
2
28.10\29.10
35-36
п.15.Применение метода интервалов для решения неравенств
2
29.10\02.11
37
п.16. Некоторые приемы решения целых уравнений
1
04.11
38-39
п.16. Иррациональные уравнения и неравенства
2
12.11\12.11
40
Контрольная работа № 3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
1
16.11
Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
§7. Уравнения с двумя переменными и их системы.
8
41-42
п.17. Уравнения с двумя переменными и его график.
2
18.11\19.11
43-44
п.18. Графический способ решения систем уравнений.
2
19.11\23.11
45-46
п.19. Решение систем уравнений второй степени.
2
25.11\26.11
47-48
п.20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
2
26.11\30.11
§8. Неравенства с двумя переменными и их системы.
9
49-50
п.21. Графическое решение неравенства с двумя переменными
2
02.12\03.12
51-52
п.21. Системы неравенств с двумя переменными.
2
03.12\07.12
53-55
п.23. Некоторые приемы решения систем уравнений с двумя переменными
3
09.12\10.1210.12
56-57
Контрольная работа № 4 "Уравнения и неравенства с двумя переменными".
2
14.12\16.12
Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
15
§9. Арифметическая прогрессия.
6
58
п.24. Последовательности
1
17.12
59-60
п.25. Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
2
17.12\21.12
9
61-62
п.26. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
2
23.12\24.12
63
Контрольная работа № 5 "Арифметическая прогрессия".
1
24.12
§10. Геометрическая прогрессия.
9
64-65
п.27. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
2
28.12\11.01
66-67
п.28. Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии.
2
13.01\14.01
68-69
Смешанные задачи на прогрессии
2
14.01\18.01
70-71
п.29. Метод математической индукции
2
20.01\21.01
72
Контрольная работа № 6 "Геометрическая прогрессия".
1
21.01
Глава 5. Элементы комбинаторики.
13
§11. Элементы комбинаторики.
7
73
п.30. Примеры комбинаторных задач.
1
25.01
74-75
п.31. Перестановки.
2
27.01\28.01
76-77
п.32. Размещения.
2
28.01\01.02
78-79
п.33. Сочетания.
2
03.02\04.02
§ 12. Начальные сведения из теории вероятностей.
6
80
п.34. Относительная частота случайного события.
1
04.02
81-82
п.35. Вероятность равновозможных событий.
2
08.02\10.02
83-84
П.36. Сложение и умножение вероятностей.
2
11.02\11.02
85
Контрольная работа № 7 "Элементы комбинаторики и теории вероятности".
1
15.02
Повторение
51
86-134
Итоговое повторение курса 9 класса
49
17.02\18.02
18.02\22.02
24.02\25.02
25.02\29.02
02.03\04.04
04.03\07.03
09.03\10.03
10.03\14.0316.03\17.03
17.03\21.03
23.03\04.04
06.04\07.04
07.04\11.04
13.04\14.04
14.04\18.04
20.04\21.04
21.04\25.04
27.04\28.04
02.05
04.05\05.05
05.05\11.05
12.05\12.05
16.05\18.05
19.05\19.05
135-136
Итоговая контрольная работа
2
23.05\25.05
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР: Г.Г.Захарычева
1