Элективные курсы как составная часть предпрофильного образования

Профилизация обучения - прежде всего средство дифференциации и индивидуализации образования. При такой форме организации учебной деятельности максимально учитываются интересы, склонности и способности школьников. Педагогическая наука и практика показывают, что, как минимум, начиная со старшего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть построено, исходя их возможности реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. В связи с этим актуальн...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крючкова Ирина Анатольевна

МБОУ СОШ №1, Россия, г. Поронайск, Сахалинская область

Элективные курсы как составная часть профильного обучения

Профилизация обучения - прежде всего средство дифференциации и индивидуализации образования. При такой форме организации учебной деятельности максимально учитываются интересы, склонности и способности школьников.

Педагогическая наука и практика показывают, что, как минимум, начиная со старшего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть построено, исходя их возможности реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. В связи с этим актуальной является проблема организации предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

В начале работы была поставлена цель исследования: определить роль элективных курсов в самоопределении обучающихся в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: определить роль элективных курсов в предпрофильной подготовке, разработать программы элективных курсов для учащихся 9 классов.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ методической литературы по теме исследования, документов; изучение и анализ состояния исследуемого вопроса; обобщение; анкетирование; участие в экспериментальной работе по предпрофильному обучению; анализ результатов эксперимента.

Вся исследовательская работа проводилась среди учащихся 8-х, 9-х классов в МБОУ СОШ № 1г. Поронайска. Велась поэтапная работа: по поиску, изучению литературы по теме исследования, посещение семинаров, изучение первого опыта работы элективных курсов, наблюдение, беседы с учащимися, учителями; по разработке программы элективного курса, его апробации, далее, анализировались, обобщались результаты исследования.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

Предпрофильная подготовка - это комплексная подготовка девятиклассников к жизненно важному выбору. Уже в 9-м классе учащийся должен получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение.

Предпрофильное обучение реализуется через организацию элективных курсов, которые дают возможность ребёнку больше попробовать, формируют практический опыт в различных сферах деятельности человека, помогают приобретать представление о жизни.

Элективные курсы - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определённым желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Элективные курсы могут также являться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов.

Использование элективных курсов позволяет усилить линию алгоритмического мышления, перейти на более высокий уровень знаний, превысить государственный стандарт за счёт активизации обучения, совмещать информационные и деятельностные методы, сформировать навыки использования информационных ресурсов и информационных технологий в практике.

Предпрофильная подготовка должна начинаться со спланированных действий по информированию учащихся и их родителей о сущности предпрофильного обучения, об образовательных возможностях муниципальной образовательной сети.

На первом этапе исследовательской работы использовано анкетирование учащихся и их родителей (тест «Штурм» - школьный тест умственного развития) и интереса к профессиям (анкета «Интерес к профессии».)

Учитывая пожелания учеников, было предложено несколько элективных курсов, в том числе «Построение графиков функций», «Задачи с модулями и параметрами», разработанных мною. Данные программы прошли экспертизу в РМО и рекомендованы для использования в МБОУ СОШ№1.

Задачи, предлагаемые в курсе «Задачи с модулями и параметрами», позволяют повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике и подготовить учащихся к поступлению в ВУЗ и успешно сдать ЕГЭ. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.

Изучение курса способствует процессу самоопределения учащихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности.

Цель данного курса перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. При решении нестандартных задач школьники учатся мыслить логически, творчески, что способствует углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.

Основная цель данного курса - подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли в жесткой атмосфере конкурсного экзамена успешно справиться с задачами, содержащими модули и параметры.

Основные задачи данного курса: углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету; выявить и развить их математические способности; расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами; повышение уровня математического и логического мышления учащихся; развитие навыков исследовательской деятельности, обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования; обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Формы контроля: рейтинг - таблица, уроки самооценки и оценки товарищей, презентация учебных проектов.

Для того чтобы урок - презентация получился интересным, виды проектов должны соответствовать уровню и интересам учащихся, а также должны быть интересными по форме и содержанию.

Работы были как индивидуальные, так и парные, групповые. Данные уроки проводились в виде конкурса, где победителей определяли сами учащиеся.

Административной проверки усвоения материала курса не предполагалось, т.к. соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.

В технологии проведения занятий присутствовал этап самопроверки, который представлял учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал.

В свою очередь я проводила обучающие самостоятельные работы, которые позволяют оценить уровень усвоения вопросов курса.

Формой итогового контроля стала тестовая работа.

Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать.

Поэтому учащимся 9-х классов необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовым к выбору профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. В связи с этим необходима целенаправленная опережающая работа по подготовке учащихся к данному шагу. Элективная дифференциация как раз и позволяет школьникам с нашей помощью самоопределиться в собственных способностях, интересах, склонностях и удовлетворить свои познавательные способности.

© 2010-2022