- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка занятия Простейшие тригономтрические уравнения
Методическая разработка занятия Простейшие тригономтрические уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ерушова Л.С. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Данное учебное пособие создано для преподавателей и студентов I курса в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО «Сестринское дело»
Цель: Осознание изучение студентами математики в свете выбранной профессии.
Задачами данного пособия являются:
-
Повторение основ курса математики по программе 9-летней школы.
«Тригонометрические функции»
-
Введение понятия «Простейшие тригонометрические уравнения» и выработка умений и навыков решения простейших тригонометрических уравнений
-
Закрепление математических умений и навыков, требуемых для изучения последующих тем математики, профессиональной деятельности и продолжения образования.
3. Коррекция знаний
Учебное пособие «Тригонометрические функции» предназначено для преподавателей и студентов, для оказания помощи при изучении нового материала. В пособие входит одна из основных тем программы 9-летнего образования. Наряду с изучением теоретического материала, уделяется большое внимание решению типовых задач и упражнений Приведены примеры с решениями, иллюстрирующие теорию и используемые для закрепления и контроля знаний. Каждое задание посвящено конкретной теме учебной программы Они расположены в порядке нарастания сложности. Ко всем задачам и примерам даются эталоны ответов. Данное пособие позволяет оценить уровень подготовки студентов и провести работу по ликвидации пробелов в знаниях. Оно может быть использовано и на внеаудиторных занятиях. При составлении пособия использованы действующие учебники, задачники, дидактические материалы и методические рекомендации специалистов. В пособии использована привычная терминология.
Тема «Простейшие тригонометрические уравнения»
Обоснование темы занятия:
Тема «Простейшие тригонометрические уравнения» является одной из основных тем предложенных для рассмотрения в разделе «Тригонометрия» курса математики на 1 курсе. Данная тема является связующим звеном между школьным курсом раздела «Тригонометрия» и ее дальнейшим изучением. Полученные знания также помогут при изучении таких дисциплин, как геометрия, физика и химия. В пособии сохранена привычная для студентов терминология, принятая в школьных учебниках
Цель занятия:
Сформировать теоретические знания и умения решать простейшие тригонометрические уравнения
выражениями.
Задачи:
1. Учебная:
- Повторить теоретический материал по теме «Тригонометрические функции»;
- Вывести формулы решения простейших тригонометрических уравнений;
- Научить применять полученные формулы при решении простейших тригонометрических уравнений;
- Закрепить изученное в ходе выполнения упражнений.
2. Воспитательная:
- Воспитывать аккуратность, четкость, последовательность, умение слушать.
3. Развивающая
-Развивать логическое мышление, трудолюбие, отрабатывать вычислительные навыки, добиваться четкого выполнения алгоритма решения упражнений
Компетенции и их оценка:
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные промежуточные
показатели оценки результатов
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные итоговые показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
3
4
5
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Планирование профессиональной карьеры.
Нахождение и выделение профессионально значимых компонентов в изучаемом материале.
Умения:
Производить действия с тригонометр. выражениями.
Знания:
Знать формулы сокращенного умножения и тригонометрич. формулы
Определение сферы применения полученных знаний в других дисциплинах.
Тестовые задания.
Проверочная
работа.
(приложение 2)
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
Выделение главного и существенного при решении задач.
Нахождение эффективного решения.
Обоснование способа и метода решения
Умения:
Уметь выделить необходимые формулы.
Знания:
Знать правила применения формул
Организация
самостоятельной работы вне аудитории.
Тестовые задания.
Проверочная работа.
(приложение 2)
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Планирование и проектирование учебной деятельности
Умения:
Уметь работать с учебником, справочниками
и ПК.
Знания:
Знать основные способы и методы решения задач
Своевременное выполнение домашних заданий
Фронтальный опрос у доски.
(приложение 1)
Домашнее задание.
(приложение 3)
Межпредметные связи:
Физика
Алгебраические
выражения
Химия
Математика
Геометрия
тригонометрияВнутрипредметные связи:
Показательная
функция
Простейшие тригонометрические уравнения
Алгебраические
выражения
Логарифмы
Производные
Интегралы
Геометрия
Теоретическая часть
-
Уравнение .
Очевидно, что если , то уравнение
(1)
не имеет решений, поскольку для любого .
Пусть . Надо найти все такие числа , что На отрезке существует только одно решение - число на отрезке длиной 2 имеет два решения: (совпадающие при ).
Вследствие периодичности функции все остальные решения отличаются от этих на 2, уравнения (1) такова:
2,
y
0 Px
-1 1 x
Px
Решение уравнения (1) проиллюстрировано на единичной окружности. По определению - это абсцисса точки Px единичной окружности. Если , то таких точек две (см. рисунок); если же или , то одна.
При числа совпадают (они равны нулю), потому решения уравнения
Принято записывать в виде
2,
Особая форма записи решений принята также и для следующих уравнений:
2,
, ,
Примеры:
1.1.
2,
2,
Ответ: 2,
1.2.
2,
2,
2,
2,
Ответ: 2,
-
Уравнение .
Очевидно, что если , то уравнение
(2)
не имеет решений, поскольку для любого .
Пусть . Надо найти все такие числа , что На отрезке существует только одно решение - число На отрезке уравнение (2) также имеет один корень равный числу Итак, уравнение (2) на отрезке имеет два решения: ( совпадающие при ).
Вследствие периодичности функции все остальные решения отличаются от этих на 2, уравнения (2) таковы:
2,
2,
Удобно решения уравнения не двумя, а одной формулой:
,
При числа совпадают, поэтому решения уравнения
Принято записывать в виде
2,
Особая форма записи решений принята также и для следующих уравнений:
2,
, ,
Примеры:
2.1.
,
,
Ответ:
2.2.
Функция нечетная. Поэтому
,
,
,
,
Ответ: ,
-
Уравнение .
При любом на интервале имеется ровно одно такое число , что , это arctg a. Поэтому уравнение имеет на интервале длиной единственный корень.
Вследствие периодичности тангенса все остальные решения отличаются от этих на , уравнения такова:
,
Примеры:
,
,
Ответ: ,
,
,
Ответ: ,
-
Уравнение ctg x=a.
При любом на интервале имеется ровно одно такое число , что , это arсctg a. Поэтому уравнение имеет на интервале длиной единственный корень.
Вследствие периодичности котангенса все остальные решения отличаются от этих на , уравнения такова:
,
Примеры:
-
c
,
,
Ответ: ,
-
c
,
,
Ответ: ,
Приложение 1.
Примеры решения простейших тригонометрических уравнений:
№136 -141(б) «Алгебра и начала анализа 10 - 11 кл.» под редакцией Колмогорова А.Н.
№136(б)
2,
2,
Ответ: 2,
137(б)
2,
2,
Ответ: 2,
№138(б)
,
,
,
Ответ: ,
№139(б)
,
,
,
Ответ: ,
№140(б)
c
,
,
Ответ: ,
№141(б)
c
c
,
,
Приложение 2
Варианты самостоятельной работы.
Вариант 1
Ответы
Решить уравнения:
А). cos
Б). c
В).
А).
Б).
В).
Вариант 2
Ответы
Решить уравнения:
А). c
Б). 2
В). c
А).
Б). ,
В).
Вариант 3
Ответы
Решить уравнения:
А). cos
Б).
В).
А).
Б).
В).
Приложение 3
Домашнее задание
1. «Алгебра и начала анализа 10 - 11 кл.» под редакцией Колмогорова А.Н.
Москва «Просвещение» - 2000 г.
п.9 Решение простейших тригонометрических уравнений, стр67;
Упражнения №136-141(а). стр.71.
Литература.
Для преподавателей:
1. «Алгебра и начала анализа 10 - 11 кл.»
под редакцией Колмогорова А.Н.
Москва «Просвещение» - 2000 г.
2. «Математика. Контрольные и проверочные работы 10-11 кл.» Н.В. Богомолов
АСТ «Астрель» Москва 2002 г.
3. « Сборник вопросов и задач по математике для поступающих в техникумы»
Л.А.Кондратьева, В.С.Соломонник . Москва «Высшая школа» 1983 г.
4. «Математика», пособие для поступающих в техникумы. В.А.Гусев.
Москва «Высшая школа» 1983 г.
Для студентов:
- основная
1. «Алгебра и начала анализа 10 - 11 кл.»
под редакцией Колмогорова А.Н.
Москва «Просвещение» - 2000 г.
- дополнительная
2. «Математика», пособие для поступающих в техникумы. В.А.Гусев.
Москва «Высшая школа» 1983 г.
Оглавление:
-
Пояснительная записка 2
-
Обоснование темы занятия 3
-
Компетенции и их оценка 4
-
Межпредметные связи 5
-
Внутрипредметные связи 5
-
Теоретическая часть 6
-
Примеры решения простейших тригонометрических
уравнений (приложение 1) 10
-
Варианты самостоятельной работы (приложение 2) 11
-
Домашнее задание (приложение3) 11
-
Литература 12
15