- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Потапова Н.Н. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Статус документа
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Рабочая программа составлена с учётом примерной программы общеобразовательных учреждений Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова, Москва «Просвещение» 2009г.
Реализация рабочей программы рассчитана на 86 часов (2 часа в неделю в первом полугодии и 3 часа в неделю во втором полугодии), предусмотрено 5 контрольных работ.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование учебников: А.Н. Колмогоров «Алгебра и начала анализа» 10-11кл.,2009; М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н., Решетников, А. В. Шевкин «Алгебра и начала анализа» 10 кл., 2003.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Цели:
Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
-
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
-
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
-
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
1
Повторение производной
4
2
Первообразная
8
3
Интеграл
10
4
Обобщение понятия степени
12
5
Показательная и логарифмические функции
17
6
Производная показательной и логарифмической функций
15
7
Элементы теории вероятностей
8
8
Итоговое повторение
12
9
Итого
86
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Первообразная и интеграл.
Первообразная. Первообразные степенной функции с целым показателем (n ≠ - 1), синуса и косинуса. Простейшие правила нахождения первообразных.
Площадь криволинейной трапеции. Интеграл. Формула Ньютона - Лейбница. Применение интеграла к вычислею площадей и объемов.
Основная цель - ознакомить с интегрированием как операцией, обратной дифференцированию; показать применение интеграла к решению геометрических задач.
Задача отработки навыков нахождения первообразных не ставится, упражнения сводятся к простому применению таблиц и правил нахождения первообразных.
Интеграл вводится на основе рассмотрения задачи о площади криволинейной трапеции и построения интегральных сумм. Формула Ньютона - Лейбница вводится на основе наглядных представлений.
В качестве иллюстрации применения интеграла рассматриваются только задачи о вычислении площадей и объемов. Следует учесть, что формула объема шара выводится при изучении данной темы и используется затем в курсе геометрии.
Материал, касающийся работы переменной силы и нахождения центра масс, не является обязательным.
При изучении темы целесообразно широко применять графические иллюстрации.
2. Показательная и логарифмическая функции.
Понятие о степени с иррациональным показателем. Решение иррациональных уравнений.
Показательная функция, ее свойства и график. Тождественные преобразования показательных уравнений, неравенств и систем.
Логарифм числа. Основные свойства логарифмов. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Решение логарифмических уравнений и неравенств.
Производная показательной функции. Число е и натуральный логарифм. Производная степенной функции.
Основная цель - привести в систему и обобщить сведения о степенях; ознакомить с показательной, логарифмической и степенной функциями и их свойствами; научить решать несложные показательные, логарифмические и иррациональные уравнения, их системы.
Следует учесть, что в курсе алгебры девятилетней школы вопросы, связанные со свойствами корней n-й степени и свойствами степеней с рациональным показателем, возможно, не рассматривались, изучение могло быть ограничено действиями со степенями с целым показателем и квадратными корнями. В зависимости от реальной подготовки класса эта тема изучается либо в виде повторения, либо как новый материал.
Серьезное внимание следует уделить работе с основными логарифмическими и показательными тождествами, которые используются как при изложении теоретических вопросов, так и при решении задач.
Исследование показательной, логарифмической и степенной функции производится в соответствии с ранее введённой схемой. Проводится краткий обзор свойств этих функций в зависимости от значений параметров.
Раскрывается роль показательной функции как математической модели, которая находит широкое применение при изучении различных процессов.
Материал об обратной функции не является обязательным.
Тематическое планирование по алгебре и началам анализа
(2 часа в неделю в первом полугодии и 3 часа в неделю во втором полугодии, всего 86 часов)
№
пункта
Содержание материала
Кол-во
часов
Сроки
проведения
Повторение
4
1.09-12.09
1
2
3
4
Определение производной
Производная тригонометрических функций
Производная степенной функции
Правила вычисления производных
Применение производной
1
1
1
1
§7. Первообразная
8
14.09-10.10
26
27
28
29
Определение первообразной
Основное свойство первообразной
Три правила нахождения первообразных
Контрольная работа № 1
2
2
3
1
§8. Интеграл
10
12.10-21.11
30
31
Криволинейная трапеция
Построение криволинейной трапеции
Площадь криволинейной трапеции
Формула Ньютона-Лейбница
Применение интеграла
Контрольная работа № 2
1
1
1
3
3
1
§9. Обобщение понятия степени
12
23.11-16.01
32
33
34
Корень п-й степени
Свойства корня п-й степени
Применение свойств при решении задач
Иррациональные уравнения
Системы иррациональных уравнений
Степень с рациональным показателем
Контрольная работа № 3
1
1
2
2
2
3
1
§10. Показательная и логарифмическая функции
17
10.01-27.02
35
36
37
38
40
39
Показательная функция
Свойства показательной функции
Решение показательных уравнения
Решение показательных неравенств
Логарифмы
Свойства логарифмов
Логарифмическая функция
Свойства логарифмической функции
Понятие обратной функции
Решение логарифмических уравнений
Решение логарифмических неравенств
Контрольная работа № 4
1
1
1
2
2
2
1
1
1
2
2
1
§11. Производная показательной и логарифмической функции
15
1.03-14.04
12
13
14
15
16
17
Производная показательной функции
Число е
Производная логарифмической функции
Степенная функция
Понятие о дифференциальных уравнениях
Контрольная работа № 5
3
3
4
3
4
1
Элементы теории вероятностей [9], гл. I, § 1, доп. гл. II
8
14.04-3.05
Перестановки
Размещения
Сочетания
Понятие вероятности события
2
2
2
2
Итоговое повторение
12
4.05-22.05
Итоговая контрольная работа
2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
-
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
-
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
-
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
-
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
-
вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
Уметь:
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-
применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
-
находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
-
выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
-
проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь
-
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
-
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
-
решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
Уметь
-
находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;
-
вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
-
исследовать функции и строить их графики с помощью производной,;
-
решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
-
решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
-
вычислять площадь криволинейной трапеции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-
решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
Уметь
-
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
-
доказывать несложные неравенства;
-
решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
-
изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
-
находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
-
решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-
построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
-
вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся демонстрирует полное понимание сути теории и свободно оперирует ей, творчески применяет теоретические знания на практике. При решении задач наблюдаются четко осознанные действия. Решает нестандартные задачи. Не допускает вычислительных ошибок. Умеет самостоятельно получать знания, работая с дополнительной литературой (учебником, компьютером, справочной литературой)
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов. Не задумываясь решает задачи по известному алгоритму, проявляет способность к самостоятельным выводам. Допускает вычислительные ошибки крайне редко и, если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов, то может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся запомнил большую часть теоретического материала, без которого невозможна практическая работа по теме. Решает самостоятельно только те практические задачи, в которых известен алгоритм, а остальные задания может выполнить только с помощью учителя и учащихся. Допускает много вычислительных ошибок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Не может выполнить ни одного практического задания с применением данной теории.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик присутствовал на занятиях, смотрел, списывал с доски, не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
-
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
-
К негрубым ошибкам следует отнести
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
-
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература (основная и дополнительная).
Программа
Автор
Название
Издательство
Год
Бурмистрова Т.А.
Программы общеобразовательных учреждений Алгебра и начала математического анализа 10-11 кл., типовая
Москва «Просвещение»
2009
Учебники
Автор
Название
Издательство
Год
А.Н. Колмогоров
«Алгебра и начала анализа» 10-11кл.
Москва «Просвещение»
2009
Дополнительная литература
(пособия для учителя, справочники)
Автор
Название
Издательство
Год
Е.И. Колусева
Математика. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования
Волгоград: «Учитель»
2006
А.Н. Рурукин
Поурочные разработки по алгебре и началам математического анализа: 11 класс
Москва «ВАКО»
2009
Решения и ответы. К учебнику А.Н. Колмогорова «Алгебра и начала анализа. 10-11 класс». 11 класс
Москва «Олимп»
2002
Д.А. Мальцев
А.А. Мальцев,
Л.И. Мальцева
Математика. Все для ЕГЭ 2012. Книга I.
НИИ школьные технологии
2011
В.А. Смирнов
Задача В6. Рабочая тетрадь. Планиметрия: углы и длины
ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
В.А. Смирнов
Задача В3. Рабочая тетрадь. Планиметрия: площади
ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
В.А. Смирнов
Задача В9. Рабочая тетрадь. Стереометрия: расстояния и углы в пространстве.
ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
В.А. Смирнов
Задача В11. Рабочая тетрадь. Стереометрия: объемы и площади ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
С.А. Шестаков
Задача В5. Рабочая тетрадь. Простейшие уравнения ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
С.А. Шестаков
Задача В7. Рабочая тетрадь. Значения выражений. ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
С.А. Шестаков
Задача В14. Рабочая тетрадь. Исследование функций. ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
И.В. Ященко,
П.И. Захаров
Задача В8. Рабочая тетрадь. Геометрический смысл производной. ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
Д.Э. Шноль
Задача В1. Рабочая тетрадь. Арифметические задачи. ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
М.А. Посицельская
С.Е. Посицельский
Задача В2. Рабочая тетрадь. Графики и диаграммы. ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
И.Р. Высоцкий
Задача В4. Рабочая тетрадь. Задачи наилучший выбор. ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
Д.Д. Гущин,
А.В. Малышев
Задача В12. Рабочая тетрадь. Задачи прикладного содержания. ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
С.А. Шестаков, Д.Д. Гущин
Задача В13. Рабочая тетрадь. Задачи на составление уравнений. ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко
Задача В10. Рабочая тетрадь. Теория вероятностей. ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
О.А. Коноплева
Алгебра и геометрия в таблицах 7-11 классы
СПб.: Тригон
2007
Список электронных ресурсов:
center.fio.ru/som/ - cетевое объединение методистов (огромный набор методических материалов по предметам)
teacher.fio.ru/ - каталог всевозможных учебных и методических материалов по всем аспектам преподавания в школе
school.holm.ru - школьный мир (каталог образовательных ресурсов)
iro.yar.ru:8101 - Ярославский институт развития образования (много методических материалов, ссылки)
edu.ru - Федеральный портал Российское образование
school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
ug.ru - «Учительская газета»
1september.ru - все приложения к газете «1сентября»
informika.ru/text/magaz/herald - «Вестник образования»
school-sector.relarn.ru -школьный сектор дистанционного образования
school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
gifchik.boom.ru/ - коллекция анимированных картинок
gifs.ru/ - коллекция анимированных картинок
solnet.ee/ - портал для детей и любящих их взрослых
picanal.narod.ru - Пиканал. Некоторый предметный справочник
vschool.km.ru - виртуальная школа Кирилла и Мефодия
college.ru/ - открытый колледж
mat-game.narod.ru/ - математическая гимнастика
kcn.ru/school/vestnik/n36.htm - математическая гостиная
zaba.ru - математические олимпиады и олимпиадные задачи
mathc.chat.ru/ - математический калейдоскоп
mccme.ru - московский центр непрерывного математического образования
krug.ural.ru/keng/ - Кенгуру
mathematics.ru - открытый Колледж. Математика
golovolomka.hobby.ru/ - головоломки для умных людей
sch0000.dol.ru/KUDITS/ - домашний компьютер и школа
math.child.ru - сайт и для учителей математики
archive.1september.ru/nsc/2002/28/2.htm - ребусы и кроссворды по геометрии
it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com - сеть творческих учителей/сообщество учителей математики
uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии
13