• Преподавателю
  • Математика
  • «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИТК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИТК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИТК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - я научусь» (Древняя китайская мудрость)

Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.

Он заключается в том, что ребенок получает "удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата

(Б.И. Додонов).

Важнейшую роль в воспитании и обучении детей играют ощущение успеха. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы и дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Для того чтобы учащийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, приняты им и приобрели значимость.

Возникновение интереса к математике у учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, как построен урок и какие материалы учитель включил в данный урок.

Основная задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы и, главное, чтобы учение стало для ребят увлекательным, радостным и интересным делом.

Заслуга математики состоит в том, что она является действенным инструментом к самопознанию человеческого разума. Современный урок математики должен стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Высказываются различные точки зрения: наряду со многими положительными моментами специалисты отмечают и недостатки. Это, прежде всего отсутствие качественного программного обеспечения и невозможность прямого устного диалога с компьютером.

Но, несмотря, ни на что, компьютерные программы существуют и успешно используются при изучении различных предметов. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.

Информационно-коммуникационные технологии можно использовать для обучения математике в различных форматах: использование тренировочных программ; диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков; использование программ, имитирующих опыты и практические работы; использование информационно-справочных программ. Несмотря ни на что, учитель - основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения. Помощь от этого инструмента существенна.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося

На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Возможно создание проблемной ситуации. Даю задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагаю задачу, с которой ребята не знакомы.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет мне акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

Также возможности информационно-коммуникационных технологий используются для развития памяти учащихся, развития умений организации учебного труда. Кроме того, использование информационных технологий не только на уроках математики, но и в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества. Правильная организация работы с компьютерной техникой обеспечивает чувство удовлетворенности результатами своего труда.

На мой взгляд, использование ИКТ на уроках математики необходимо. На сегодня нет ни одной специальности, ни одной сферы деятельности, где бы ни использовался компьютер, поэтому обязанность школы научить учащихся использовать его по назначению.

Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей, так как дети постоянно помогают им. Поэтому такие понятия, как привесы, удои, урожайность, грузоподъемность, делают знания понятными и значимыми.

Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость.

Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатым в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады и сообщения.

Использовать ИКТ на уроках математики можно по-разному:

Использовать видеопроектор и экран, при этом все можно сделать в любом доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде должны отображать основные этапы урока. В моей работе, в последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы . Это - озвученные видеофрагменты, фотографии, модели, тексты, которые могут быть использованы для презентаций, докладов, рефератов и других творческих работ учителя и ученика.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для объявления темы

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

Учащиеся лучше включаются в работу, если в начале новой темы показать её связь с предыдущими занятиями. Например, в 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость» целесообразно актуализировать знания, уже известные учащимся. Это можно сделать через выполнение практического задания по теме «Координатная прямая».

2. Как сопровождение объяснения учителя

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, демонстрацию последовательности действий для выполнения практической работы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь. Показ такой презентации производится преподавателем на одном компьютере с применением средств проекции на настенный экран.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний.

Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте.

4. Для контроля знаний.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.

Преимущества использования мультимедийных презентаций

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Учащиеся получают довольно большой объем научно-познавательной информации, что позволяет им не только получать определенные знания, но и углублять их.

Результаты и выводы

Сделаю выводы о результатах моей работы на данный момент. Применение средств ИКТ на уроках позволило мне:

Экономить время на уроках;

Совершенствовать традиционные методы обучения;

Реализовывать личностный и дифференцированный подходы в обучении;

Повысить мотивацию обучения, а как следствие:

Улучшить усвоение предмета.

В дальнейшем я планирую продолжить изучение программных продуктов, ресурсов Интернет, их применение в образовательном процессе в качестве педагогических средств обучения. Результатом своей работы хочу увидеть:

дальнейшее повышение мотивации обучения, и, следовательно, качества знаний,

участие учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах по математике, в том числе и интеллектуального характера,

формирование компетентной личности в области ИКТ с целью дальнейшей социализации.

Я считаю, что использование современных образовательных технологий в практике обучения способствует созданию и поддержанию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; увеличивает объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков, является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Помня слова К. Ф. Гаусса, о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Работа по развитию внимания и памяти.

Упражнения на развитие памяти и внимания можно составить, используя презентацию. Например, предложить учащимся за 10-15 секунд запомнить изображение на экране геометрические фигуры (жёлтый треугольник, зелёный круг, красный прямоугольник, синий многоугольник). Количество, расположение и сложность фигур, определяются уровнем сформированности ВПФ. После чего изображение свернуть и задать учащимся вопросы.

Затем для проверки учащимся снова показывается изображение.

Работа по формированию и развитию логического мышления.

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Предлагаемые мною логические упражнения чаще не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно - воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.

Структура заданий:

1) загадки в числах;

2) ответы к загадкам и соответствующие им числа;

3) логические задачи.

Использование ИКТ при подготовке к таким урокам очень экономит время учителя. Учитель имеет возможность в любой момент заменить слайд, что значительно экономит время на поиски нужной информации. Нет необходимости вести записи на доске, учитель во время объяснения всегда обращен лицом к детям, имеет возможность постоянно наблюдать за ними и удерживать их внимание. При необходимости можно вернуться в любой момент объяснения, так как «записи» не стираются. Учитель имеет возможность еще и еще раз объяснить новый материал индивидуально, сидя с ребенком за компьютером.

Контроль и проверка знаний

Используя различные компьютерные программы (доступные контингенту класса), провожу различные тренинги и проверочные работы. Они выполняют тренировочную и контролирующую функции, а компьютер ведет подсчет баллов. Это нацеливает ребенка на внимательную работу и получение хорошего конечного результата. Значительно увеличивается объем выполненных заданий, так как нет необходимости записывать их в тетрадь, правильность выполнения «контролируется» компьютером, учащийся имеет возможность подумать и исправить ошибку. Проводя работу по овладению навыками работы на компьютере и знакомя детей с его работой и устройством, использую тренажёры-тесты «Проверка знаний»

Мы должны в школе готовить детей к жизни, и задача взрослых - сделать их жизнь интересней. Все учебные предметы должны быть связаны с жизненным опытом ребёнка, такая информация для него актуальна, интересна и полезна. Использование в образовательном процессе качественных информационных продуктов, разработанных на основе мультимедиа вызывают у детей устойчивый интерес. Дети при выполнении заданий не испытывают отрицательных эмоций, дискомфорта. Они не боятся допустить ошибку, так как всегда имеют возможность ее исправить, чувствуют свою успешность, сразу видят результат своей работы. Все это способствует повышению учебной мотивации, развивает познавательную активность.

Можно отметить, что с помощью использования информационных технологий обучающиеся в школах VIII вида достигают следующих результатов:

- дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;

- глубже постигаются понятия числа и множества;

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;

- тренируется внимание и память;

- дети раньше овладевают чтением и письмом;

- активно пополняется словарный запас;

- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;

- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

- развиваются воображение и творческие способности;

- развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.

Словарь сокращений:

ВДТ- видеодисплейный терминал

ВПФ - высшие психические функции

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии

ИТО - информационная технология обучения

ЦОР- цифровые образовательные ресурсы

ЭУИ- электронные учебные издания

© 2010-2022