- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа во внеурочной деятельности Математический клубок
Рабочая программа во внеурочной деятельности Математический клубок
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Матросова И.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА г.ВОРОНЕЖ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 7
«РЕКОМЕНДОВАНО»
На заседании
педагогического совета
МБОУ лицей №7
протокол № ___ от__________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ лицей №7
___________О.В.Япрынцев
Пр. № _____ от___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСОВ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Математический клубок»
для детей среднего школьного возраста
срок обучения - 1 год
Руководитель: Матросова И.В.,
учитель математики
г. Воронеж
2015
Тема: «Математический клубок»
Автор: Матросова И. В., учитель математики МБОУ лицей №7,
г. Воронеж
Форма: курсы по внеурочной деятельности
Вид внеучебной деятельности: познавательная
Направление развития личности: общеинтеллектуальное
Пояснительная записка
Представленный модуль сориентирован на преподавание курса внеурочной занятости, осуществляемого в рамках внеурочной деятельности обучающихся (дополнительном образовании обучающихся в образовательных учреждениях, в системе УДО и др.)
Модуль построен на основе требований ФГОС ООО.
Данная программа расширяет содержание программ общего образования, предназначена для обучающихся 5 классов, желающих повысить свой математический уровень, т.к. именно в этом возрасте формируются способности и устойчивый интерес к математике.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Занятия курсов внеурочной деятельности «Математический клубок» позволяют познакомить обучающихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, решению интересных задач.
Цель программы - формирование интереса обучающихся к математике и расширение предметных знаний и умений.
Задачи:
- выявить и развить продуктивное, эвристическое, творческое мышление обучающихся;
- формировать устойчивую мотивацию к учению и самосовершенствованию;
- обучить навыкам самообразования и научно - исследовательского труда.
Организация работы курсов внеурочной деятельности:
В основе работы курсов внеурочной деятельности лежит принцип добровольности. Они организованы для всех желающих. В течение года занятия связаны с другими формами внеклассной работы по математике.
Формы работы:
- упражнения;
- беседа;
- практикумы;
- групповые занятия;
- викторины;
- индивидуальные занятия;
- защиты творческих работ.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 35 рабочих недель. Группы обучения не менее 15 человек.
Прогнозируемые результаты:
Первый уровень: - решение несложных практических расчетных задач, в том
числе c использованием при необходимости справочных
материалов, калькулятора.
Второй уровень: - овладение навыком решения задач повышенной трудности.
Третий уровень: - участие в математических олимпиадах разного уровня.
Проверка результатов проходит в форме:
-
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
-
тестирования,
-
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Используемые технологии
Количество часов
Всего Теория Практика
1
О математике с улыбкой. Весёлая викто-
рина. Высказывания великих людей о математике
Элементы технологии развивающего обучения
2
1
1
2
Из истории чисел: арабская и римская нумерация чисел и действия с ними
Технология индивидуализированного обучения
2
0,5
1,5
3
Игры
Технология развивающего обучения
2
-
2
4
Четные и нечетные числа
Элементы технологии проблемного обучения
2
-
2
5
Задачи-шутки, задачи-загадки
Технология индивидуализированного обучения
2
-
2
6
Задачи, решаемые с конца
Элементы проблемного обучения
2
0,5
1,5
7
Задачи на взвешивание
Технология развивающего обучения
2
-
2
8
Логические задачи
Технология развивающего обучения
2
-
2
9
Задачи на разрезание и складывание фигур
Элементы проблемного обучения
2
-
2
10
История календаря
Традиционная технология
2
1
1
11
Математическая олимпиада
Элементы проблемного обучения
2
-
2
12
Старинные математические истории
Технология развивающего обучения
2
-
2
13
Математические ребусы
Элементы проблемного обучения
2
0,5
1,5
14
Упражнения на быстрый счет
Технология развивающего обучения
2
-
2
15
Переливания
Элементы проблемного обучения
2
-
2
16
Выпуск математической газеты
Традиционная технология
3
-
3
17
Итоговые занятия
Технология развивающего обучения
2
-
2
Итого
35
3,5
31,5
Содержание программы курса
Тема 1. О математике с улыбкой. Веселая викторина. Высказывания великих людей о математике (2 ч)
Теоретическое занятие: Знакомство с основными разделами математики.
Информация об ученых (1 ч)
Практическое занятие: Решение интересных задач (1 ч)
Тема 2. Из истории чисел: арабская и римская нумерация чисел и действия с ними (2 ч)
Теоретическое занятие: История арабских чисел, римская нумерация (0,5 ч)
Практическое занятие: Решение заданий (1,5 ч)
Тема 3. Игры (2 ч)
Практическое занятие: Игры: 1) Игра «Не собьюсь»; 2) Игра «Попробуй сосчитать!» (2 ч)
Тема 4. Четные и нечетные числа (2 ч)
Практическое занятие: Решение задач. Большинство задач можно решить с помощью свойств, сформулированных Евклидом (2 ч)
Тема 5. Задачи-шутки. Задачи-загадки (2 ч)
Практическое занятие: Решение задач «Таинственные истории» (2 ч)
Тема 6. Задачи, решаемые с конца (2 ч)
Теоретическое занятие: Знакомство с задачами, решаемыми с конца (0,5 ч)
Практическое занятие: Решение обратных задач, используя круговую схему (1,5 ч)
Тема 7. Задачи на взвешивание (2 ч)
Практическое занятие: Решение задач (2 ч)
Тема 8. Логические задачи (2 ч)
Практическое занятие: Решение истинностных, задач с подвохом (2 ч)
Тема 9. Задачи на разрезания и складывание фигур (2 ч)
Практическое занятие: Решение задач, требующих применение интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения (2 ч)
Тема 10. История календаря (2 ч)
Теоретическое занятие: Определение календаря. Единицы измерения времени (1 ч)
Практическое занятие: Решение тематических задач (1 ч)
Тема 11.Математическая олимпиада (2 ч)
Практическое занятие: Решение задач повышенной сложности (2 ч)
Тема 12. Старинные математические истории (2 ч)
Практическое занятие: Решение задач в парах (2 ч)
Тема 13. Математические ребусы (2 ч)
Теоретическое занятие: Знакомство с математическими ребусами (0,5 ч)
Практическое занятие: Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне (1,5 ч)
Тема 14. Упражнения на быстрый счет
Практическое занятие: Знакомство с интересными приёмами устного счёта (2 ч)
Тема 15. Переливания (2 ч)
Практическое занятие: Решение задач (2 ч)
Тема 16. Выпуск математической газеты (3 ч)
Практическое занятие: Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты (3 ч)
Тема 17. Итоговые занятия (2 ч)
Практическое занятие: Систематизация знаний по изученным
разделам (2 ч)
Методическое обеспечение программы
Оборудование:
-столы;
-стулья;
-проектор;
-ноутбук
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности. Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы для педагогов
1.Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика 5-9кл. -М: Дрофа,2012.
2. Володкович В.А.. Сборник логических задач., М.: Дом педагогики»,2008.
3. Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2010.
4.Коннонова Е.Г. Математика. 5-11 классы. Подготовка к олимпиадам: основные идеи, темы, типы задач. Изд. 2-е, перер. и доп., Легион, 2015.
5.Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 - 8 классы. М.: Айрис-пресс, 2008.
Список литературы для обучающихся и родителей
-
Журналы Математика .Издательский дом «1 сентября» 2005-2009г.г.
-
Куликов Ю.М.. Уроки математического творчества, М: «Просвещение», 2005.
-
Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2008.
4.Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2012.
Интернет - ресурсы.
Сайты для обучающихся.
-
Интерактивный учебник. Математика 5 класс. Правила, задачи, примеры matematika-na.ru
-
Энциклопедия для детей the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
-
Энциклопедия по математике krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.h
-
Справочник по математике для школьников resolventa.ru/demo/demomath.htm
-
Математика он-лайн uchit.rastu.ru
Сайты для учителя.
-
Педсовет, математика pedsovet.su/load/135
-
Учительский портал. Математика uchportal.ru/load/28
-
Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии uroki.net/docmat.htm
-
Видеоуроки по математике - 6 класс , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь Жаборовский )
-
Тренажер по математике к учебнику Н. Я. Виленкина и др. Издательство « Экзамен»
-
Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: festival.1september.ru
-
Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru/
-
Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов . - Режим доступа: fcior.edu.ru