- Преподавателю
- Математика
- Статья Индивидуализация в контроле
Статья Индивидуализация в контроле
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузнецова Е.Б. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Индивидуализация в контроле
знаний, умений и навыков обучающихся на уроках математики.
Дать детям радость труда, радость успеха в учении
пробудить в их сердцах чувство гордости,
собственного достоинства - это первая заповедь
воспитания. В наших школах не должно быть
несчастных детей, душу которых гложет мысль,
что они ни на что не способны. Успех в учении -
единственный источник внутренних сил ребенка,
рождающих энергию для преодоления
трудностей, желание учиться.
В.А.Сухомлинский
Индивидуализация в обучении - одна из сложных проблем, с которой сталкивается сегодня российская школа. Все знают, что надо индивидуализировать обучение и воспитание, но конкретно как.
Давайте попробуем разобраться, что такое индивидуализация?
Рассмотрим высказывания некоторых ученых.
По мнению И.Э.Унта : «Индивидуализация - это учет в обучении индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются ».
А вот какое понимание индивидуализации у А.Г.Ковалева: «Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание определяются требованиями общества, государственной программой - они являются общими для всех, а приспособление форм и методов работы к этим индивидуальным особенностям, с тем чтобы развить личность».
Критерием успешности индивидуализации в обучении можно считать темп продвижения ребенка к более высокому уровню знаний, умений и навыков, их качеству; а так же организованность, интерес к учению, овладение общеучебными навыками.
Индивидуальный подход включает в себя следующие компоненты:
а) систематическое изучение каждого ученика;
б) постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
в) выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
г) фиксация и анализ полученных результатов;
д) постановка новых педагогических задач.
А сейчас рассмотрим, что же такое контроль?
Контроль знаний учащихся есть особая часть процесса обучения, это «зеркало» достижений и недочетов ученика в деле усвоения им основ наук, «зеркало» показывающее , что ученик усвоил хорошо и что недостаточно, а может быть, и, плохо, что он может считать своим прочным достижением, а над чем ему еще надо поработать, чтобы успешно двигаться вперед по пути овладения необходимыми знаниями.
Чтобы это «зеркало» «не искажало», учителю необходимо учитывать особенности человеческой природы каждого ученика , т.е. индивидуальные типологические особенности нервной деятельности и уровень работоспособности. С помощью методик Лившица и корректурной таблицы Анфимова у каждого ученика определяются три основных функциональных свойства нервной системы, из которых состоит тот или иной тип нервной деятельности, изучается:
-
сила протекания нервных процессов, т.к. она связывается с возможностью длительной умственной работы без признаков утомления;
-
уравновешенность нервных процессов, т.е. соотношение между возбуждением и торможением нервных клеток;
-
подвижность нервных процессов или способность нервных клеток переходить из одного состояния (возбуждения) в другое (торможение) и наоборот, что сказывается на темпе работы класса.
Все эти методики покажут уровень работоспособности каждого ребенка. Исходя из результатов, класс делится на группы по уровням требований к оценке знаний, умений и навыков, показываемых обучающимися в проверочных и контрольных работах.
По итогам исследования составляется таблица:
Ф.И.
Тип ВНД
Уравновешенность нервных процессов
Подвижность нервных процессов
Уровень работоспособности
Уровень требований к оценке
и заводится "дневник контроля" для отслеживания результативности обучения каждого ученика.
Контроль за знаниями, умениями и навыками организуется в следующем порядке: первая контрольная работа предлагается всем обучающимся одинаковая с достаточным уровнем сложности (цель: проследить отражение в работе индивидуальных качеств каждого отдельного ребенка); следующие работы , контролирующего характера, - уровневые:
-
1 уровень: воспроизведение по образцу;
-
2 уровень: уровень учебника;
-
3 уровень: частично- поисковые и творческие задания.
Оценка работы производится согласно критериям, заложенным в таблицу "Уровни требований к оценке":
100%
64%
36%
16%
4%
ниже 4%
1 уровень
5
4
3
2
-
-
2 уровень
-
5
4
3
2
-
3 уровень
-
-
5
4
3
2
При таком способе контроля выставляется наиболее объективная оценка, согласованная с индивидуальными особенностями ребенка, а не уровнем притязаний учителя.