Статья Индивидуализация в контроле

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуализация в контроле

знаний, умений и навыков обучающихся на уроках математики.

Дать детям радость труда, радость успеха в учении

пробудить в их сердцах чувство гордости,

собственного достоинства - это первая заповедь

воспитания. В наших школах не должно быть

несчастных детей, душу которых гложет мысль,

что они ни на что не способны. Успех в учении -

единственный источник внутренних сил ребенка,

рождающих энергию для преодоления

трудностей, желание учиться.

В.А.Сухомлинский

Индивидуализация в обучении - одна из сложных проблем, с которой сталкивается сегодня российская школа. Все знают, что надо индивидуализировать обучение и воспитание, но конкретно как.

Давайте попробуем разобраться, что такое индивидуализация?

Рассмотрим высказывания некоторых ученых.

По мнению И.Э.Унта : «Индивидуализация - это учет в обучении индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются ».

А вот какое понимание индивидуализации у А.Г.Ковалева: «Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание определяются требованиями общества, государственной программой - они являются общими для всех, а приспособление форм и методов работы к этим индивидуальным особенностям, с тем чтобы развить личность».

Критерием успешности индивидуализации в обучении можно считать темп продвижения ребенка к более высокому уровню знаний, умений и навыков, их качеству; а так же организованность, интерес к учению, овладение общеучебными навыками.

Индивидуальный подход включает в себя следующие компоненты:

а) систематическое изучение каждого ученика;

б) постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

в) выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

г) фиксация и анализ полученных результатов;

д) постановка новых педагогических задач.

А сейчас рассмотрим, что же такое контроль?

Контроль знаний учащихся есть особая часть процесса обучения, это «зеркало» достижений и недочетов ученика в деле усвоения им основ наук, «зеркало» показывающее , что ученик усвоил хорошо и что недостаточно, а может быть, и, плохо, что он может считать своим прочным достижением, а над чем ему еще надо поработать, чтобы успешно двигаться вперед по пути овладения необходимыми знаниями.

Чтобы это «зеркало» «не искажало», учителю необходимо учитывать особенности человеческой природы каждого ученика , т.е. индивидуальные типологические особенности нервной деятельности и уровень работоспособности. С помощью методик Лившица и корректурной таблицы Анфимова у каждого ученика определяются три основных функциональных свойства нервной системы, из которых состоит тот или иной тип нервной деятельности, изучается:

  • сила протекания нервных процессов, т.к. она связывается с возможностью длительной умственной работы без признаков утомления;

  • уравновешенность нервных процессов, т.е. соотношение между возбуждением и торможением нервных клеток;

  • подвижность нервных процессов или способность нервных клеток переходить из одного состояния (возбуждения) в другое (торможение) и наоборот, что сказывается на темпе работы класса.

Все эти методики покажут уровень работоспособности каждого ребенка. Исходя из результатов, класс делится на группы по уровням требований к оценке знаний, умений и навыков, показываемых обучающимися в проверочных и контрольных работах.

По итогам исследования составляется таблица:

Ф.И.

Тип ВНД

Уравновешенность нервных процессов

Подвижность нервных процессов

Уровень работоспособности

Уровень требований к оценке


и заводится "дневник контроля" для отслеживания результативности обучения каждого ученика.

Контроль за знаниями, умениями и навыками организуется в следующем порядке: первая контрольная работа предлагается всем обучающимся одинаковая с достаточным уровнем сложности (цель: проследить отражение в работе индивидуальных качеств каждого отдельного ребенка); следующие работы , контролирующего характера, - уровневые:

  • 1 уровень: воспроизведение по образцу;

  • 2 уровень: уровень учебника;

  • 3 уровень: частично- поисковые и творческие задания.

Оценка работы производится согласно критериям, заложенным в таблицу "Уровни требований к оценке":

100%

64%

36%

16%

4%

ниже 4%

1 уровень

5

4

3

2

-

-

2 уровень

-

5

4

3

2

-

3 уровень

-

-

5

4

3

2

При таком способе контроля выставляется наиболее объективная оценка, согласованная с индивидуальными особенностями ребенка, а не уровнем притязаний учителя.


© 2010-2022