- Преподавателю
- Математика
- Технологическая карта урока по теме: Координатный луч
Технологическая карта урока по теме: Координатный луч
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Прохорова Е.А. |
Дата | 21.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Предмет: математика Класс:5
Базовый учебник: математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.
Тема урока: Координатный луч.
Цель урока: создать условия для формирования новой учебной информации.
Задачи урока:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1. Познакомить с понятиями: единичный отрезок, координата, координатный луч;
2. Закрепить умения строить координатный луч с выбранным единичным отрезком, записывать координаты точек, по заданным координатам находить положение точки на координатном луче.
3. Уметь применять знания о координатном луче при решении практических задач.
2.РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развивать навыки эстетического восприятия;
2.Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
3.Развивать внимание, память, воображение и мышление;
4. Развивать математическую культуру речи и письма
5.Развивать творческую инициативу и самостоятельность обучающихся.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1. Воспитывать доброжелательные отношения среди обучающихся в работе парами, группами, чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе.
Тип урока урок первичного открытия (усвоение) новых знаний
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
-самоопределение, и смыслообразование;
-умение приводить примеры;
-находчивость и активность при решении задач;
-умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации и других дисциплинах, в окружающей жизни;
-находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математической проблемы;
- умение строить координатный луч с выбранным единичным отрезком, записывать координаты точек, по заданным координатам находить положение точки на координатном луче;
-умение работать с математическим текстом;
-грамотно использовать математическую терминологию и символику.
Структура и ход урока
Этапы урока;
задачи
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1. Орг. момент
-
Фрагмент из мультфильма «38 попугаев» ( песенка «Ужасно интересно…») СЮЖЕТ 1
-
Учитель: Фрагмент из мультфильма «38 попугаев» будет эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку математики, а проведу его я, меня зовут, Елена Александровна.
Слушают учителя
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: формирование способности к преодолению препятствий
Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового
2. Актуализация знаний обучающихся
-
Какие геометрические фигуры вы видите на слайде?
-
Луч - это…
-
Отрезок - это…
-
Можем ли мы у луча измерить длину? А у отрезка?
-
Каковы единицы измерения длины?
-
Если отрезок ОА вы измерите своей ученической линейкой, а я демонстрационной, то длина отрезка будет одинаковая или разная? Почему?
-
А, сейчас, давайте посмотрим, как решают эту проблему герои мультфильма «38 попугаев». СЮЖЕТ 2
8) Подводящий диалог:
- Как друзья решили измерить удава?
- Кто сначала стал меркой, а потом?
(мультфильм детям знаком, поэтому ответы выкрикивают)
- Какова длина удава в мартышках, слонах и попугаях?
- Почему же разная получилась длина удава?
(тут дети выдают разные утверждения: 2 слоненка получилось, потому что он объемный; 5 мартышек - потому что мартышка-акробатка совершала колесо, а могла бы длина удава быть больше)
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы (луч, отрезок)
Делают вывод: так получилось, потому что мерки были разные, а удав один и тот же.
Познавательные: структурирование собственных знаний, общеучебные (умение видеть проблему)
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению нового.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
- Затем выясняют, что такая мерка называется единичным отрезком.
- А с какой точки начиналось измерение удава?
- Как мы можем назвать эту точку?
- Движение попугая, мартышки, слонёнка имело направление?
- итак, у нас есть направление, начало отсчёта и единичный отрезок.
- Как можно назвать полученную геометрическую модель
- Какова же тема нашего урока
- итак, запишем тему урока
- сформулировать определение координатного луча (при необходимости можно воспользоваться учебником)
- Открыли тетради, построили луч, расположенный горизонтально, отметили начало луча точкой О, внизу подписали число 0, - эту точку О назовём точкой отсчёта, отсюда мы начнём движение …(вправо), пройдя какое - то расстояние мы попали в точку А (показ на слайде), внизу видим подписанное число 1. Какое же расстояние мы можем пройти до данного числа?
- Затем выясняют, что такая мерка называется единичным отрезком.
Отвечают (с головы)
Отвечают (начало отсчёта) Отвечают (да)
Отвечают (координатный луч)
Тема урока «Координатный луч»
Записывают в тетради
Координатный луч - это луч, на котором задано начало отсчета, направление и единичный отрезок.
Поэтапно выполняют построение координатного луча
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, поиск и выделение необходимой информации
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: обнаруживать и формировать учебную проблему, формировать целевые установки учебной деятельности
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4. Усвоение новых знаний и способов действий и
первичная
проверка
применения знаний и умений в новой ситуации
Сегодня мы с вами говорим «координата», вы в жизни при встрече через несколько лет можете услышать такое «оставьте свои координаты». Что это значит?
- Значит, речь идет …о чем
- А что же используют для записи адреса?
- Так что же такое "координата" точки?
Вопросы по слайду:
- Какая точка имеет координату 7?
- Какова координата точки А?
- Определите координаты точек, удаленных от заданной точки на 2 единичных отрезка, на 10 единичных отрезков вправо, на 3 единичных отрезка влево.
- Можно ли на координатном луче отметить точку Е с координатой 100?
Вопросы по слайду:
Определите координаты точки А, если
А) ед. отрезок равен 1 клетка
Б) 2 клетки
В) 3 клетки
Вопрос: зависит ли координата точки от длины единичного отрезка?
Вот потому и длина удава в попугаях, мартышках и слонёнках была разная
Оставить свой адрес. Дать номер телефона.
…О местоположении.
Число.
А (12)
А(6)
А(4)
зависит
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
5. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Организация и контроль за процессом решения задач
Задание
Задача в стихах:
"Прошу подумать в тишине,
Учтите, случай редкий:
Сидела белка на сосне,
На самой нижней ветке
Потом вскочила вверх на семь,
Потом спустилась на три,
Вы всё должны запоминать,
Как на уроке, в классе,
Затем проворно белка вновь
Вскочила на четыре,
Потом ещё на девять
И уселась на вершине.
Сидит и смотрит с высоты
На пни, берёзки и кусты.
А сколько веток у сосны?
- Мы с вами высчитать должны"
Задание (дополнительное)
Бантик, который ветер сорвал с головы Мартышки, упал в десяти метрах от нее и покатился со скоростью 3 м/с. С какой скоростью должен лететь попугай, чтобы догнать бантик через 10 с?
Работа в малых группах (учащимся выдаются большие листы в клетку)
Ответ: 17 веток
Ответ: 4м/с
Познавательные:
логические
(выведение следствий)
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
6. Рефлексия (подведение итогов урока)
Оценить свою работу с помощью координатного луча.
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке - контроль, оценка, осознание качества и уровня усвоения
Личностные: формирование позитивной самооценки
Познавательные:
общеучебные (рефлексия)