Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс

1. Ребята гуляли на участке возле школы, где растут старые, высокие тополя. Неожиданно под­нялся сильный ветер. Ломались мелкие ветки де­ревьев, гнулись под напором ветра высокие ство­лы тополей, песок и пыль поднялись в воздух. Какие возможные опасности угрожают ре­бятам? Что является источником опасности? 2. Из уроков труда все усвоили, что любой ин­струмент, которым пользуемся, должен быть ис­правным. Поэтому, чтобы подготовить карандаши для рисования, я решил острее наточить лезвие ножа. Ка...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ.

Задания для учащихся 5-го класса

Многообразие опасностей

в повседневной жизни человека

Минимальный уровень

1. Ребята гуляли на участке возле школы, где растут старые, высокие тополя. Неожиданно под­нялся сильный ветер. Ломались мелкие ветки де­ревьев, гнулись под напором ветра высокие ство­лы тополей, песок и пыль поднялись в воздух.

Какие возможные опасности угрожают ре­бятам? Что является источником опасности?

2. Из уроков труда все усвоили, что любой ин­струмент, которым пользуемся, должен быть ис­правным. Поэтому, чтобы подготовить карандаши для рисования, я решил острее наточить лезвие ножа.

Какая опасность может вам угрожать в этой ситуации?

3. Вы живете через дорогу от школы и, как толь­ко заканчиваются занятия, стремглав бежите до­мой пообедать, чтобы вовремя успеть вернуться в школу на занятия туристского кружка.

Какую привычку необходимо выработать при переходе дороги?

4. Летом, после окончания начальной школы, папа научил вас плавать и нырять в воду. При этом он пояснил, что купаться и нырять в воду можно только в проверенных местах для купания.

В чем состоит опасность, если нырять в воду в незнакомом месте реки?

5. Вспомните, встречались ли вы в прошедшие летние каникулы с какими-либо опасностями.

Почему это произошло? Как удалось спра­виться с ними?

6. Вы уже должны знать: чтобы иметь здоро­вые, красивые зубы, нужно чистить их после еды, не менее двух раз в сутки.

Как часто вы чистите зубы? Какая опасность грозит вам, если вы чистите зубы лишь один раз в сутки или реже, а может, вообще не чистите?

7. На занятиях учащихся в спортивной школе присутствует врач. Врач осуществляет медицин­ский контроль за занимающимися, и в случае трав­мы он должен оказать им медицинскую помощь.

Какие опасности могут возникнуть перед за­нимающимися при отсутствии врачебного конт­роля?

8. Бегая по улице, ребенок упал. На ноге появи­лась кровоточащая ссадина. Через некоторое вре­мя на месте ссадины образовалась корочка засох­шей крови. Никакой обработки раны ребенку не было сделано.

Какая опасность ему может угрожать?

9. Летом, в гостях у бабашки с дедушкой, вам нра­вится пора созревания клубники. Вы любите кушать ее прямо с кустиков, выбирая самые спелые ягоды.

Может ли бить в этом случае какая-либо опасность?

10. Во время игры в футбол начался дождь. После окончания игры многие ребята побежали по домам, а несколько из них решили искупаться в пруду, несмотря на дождь.

Что может угрожать здоровью купающихся?

Общий уровень

11. Во дворах и подъездах домов иногда можно видеть валяющиеся шприцы.

Почему опасно брать их в руки?

12. Вы включили газовую плиту, чтобы вскипя­тить воду в чайнике. Но, чтобы успеть принять душ, вы сделали маленький огонь на плите и пошли в ванную комнату.

Возможна какая-либо опасность в этом слу­чае? Предложите свой вариант поведения в дан­ной ситуации.

13. Вы уезжаете на несколько дней. Прежде чем за­крыть входную дверь, вы проверили, закрыт ли кран на трубе, подходящей к газовой плите; закрыли ли водопроводный кран; отключили ли электричество.

Остается ли какая-нибудь опасность для ва­шей квартиры?

14. Опасности могут быть:

- жизни и здоровью человека;

- имуществу человека;

- окружающей природе.

Приведите по два примера указанных видов опасностей.

15. Разделите часть тетрадной страницы на две колонки. Выпишите в левую колонку несколько повседневных дел, а в правую напротив - опаснос­ти, которые могут возникнуть при их выполнении.

В каких случаях необходимо быть особенно внимательным и почему?

16. В последние годы зима в нашей местности мягкая, часто случаются оттепели, а значит, на ули­це возможен гололед. Но вы рассчитываете на свою ловкость и так же быстро идете из дома в школу.

Как можно уменьшить опасность при движе­нии в гололед и не опоздать в школу?


















Повышенный уровень

17. Вам нравится, когда вы собираетесь на обед всей семьей, потому что во время еды можно ус­лышать различные новости и поделиться своими. Только бабушка недовольна вашей болтовней, по­тому что еда остывает.

Права ли бабушка? Есть ли еще повод к недо­вольству бабушки?

18. Задание для обсуждения.

В процессе жизни человек занимается различ­ной деятельностью. Можно ли утверждать, что существуют виды деятельности человека, когда ему не может угрожать никакая опасность. Выберите ваш вариант ответа:

- существует много различных видов деятель­ности человека, когда человек может быть уверен, что ему не угрожает никакая опасность;

- существуют виды деятельности, когда обязатель­но есть опасность человеку, и виды деятельности, ког­да человеку не могут угрожать никакие опасности;

- любая деятельность человека может быть опасна.

Обсудите ответы с одноклассниками. Запи­шите в тетрадь правильный ответ.

19. На переменах между уроками мальчики пя­того класса часто играют в пятнашки в коридоре, создавая много шума и мешая другим ученикам.

Какие опасности могут при этом возник­нуть? Найдите решение проблемы, которое ус­траивало бы всех учеников.

20. За 2 мин. посчитайте, сколько больших и малых прямоугольников в этой фигуре.

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс

21. За 15 с определите, какое животное изобра­жено на рисунке.

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс

Опасности в местах проживания

Минимальный уровень

1. В крупных городах на центральных улицах обычно бывает много людей.

Почему в случае неприятности вы не можете полностью рассчитывать на их помощь?

2. Назовите места повышенной опасности в вашем микрорайоне (в месте проживания).

3. Если к вам на улице пристают, то нужно уметь звать на помощь. Ваша нерешительность, скромность, застенчивость в этом случае только навредят.

Попробуйте, как вы это будете делать. Добей­тесь четкого и громкого крика о помощи, чтобы можно было привлечь к себе внимание окружающих.

4. Одноклассник попросил у вас видеомагнито­фон для перезаписи видеофильма. Если родители разрешат, то он зайдет и вы вдвоем донесете его к товарищу. Но вы уверены, что справитесь один.

Что вы должны предусмотреть?

5. Ранней весной опасность может свалиться вам на голову прямо на городском тротуаре.

Какая это может быть опасность и как ее можно избежать?

6. Ваша мама работает на хлебозаводе. Работа у нее в три смены. Поэтому ей часто приходится поздно возвращаться с работы одним и тем же маршрутом. В эти дни папа всегда встречает ее с работы, и они вместе приходят домой.

Назовите хотя бы две причины, почему он это делает.

7. В каком случае лучше пройти одну останов­ку пешком по улице, а когда проехать на транс­порте?

Обсудите возможные причины.

8. Однажды, задумавшись о чем-то, вы подошли к перекрестку и остановились, пропуская медлен­но проезжающий грузовик-фургон. Как только он проехал мимо вас, вы уже хотели сделать шаг впе­ред на проезжую часть дороги и чуть не попали под колеса прицепа грузовика. Только чудо спас­ло вас - была первая мысль.

Почему могла случиться трагедия? Виноват ли в случившемся водитель грузовика?

9. Если случилось несчастье: вас укусила соба­ка и рана кровоточит.

Что необходимо делать?

10. Перечислите случаи, когда собака намере­на броситься на человека.

11. Собака агрессивно настроена к вам, а у вас в руке портфель.

Каковы ваши действия?

12. Нравятся ли вам собаки? Учитывая ваше к ним отношение, как вы поступите, если у входа в магазин сидит собака, привязанная на поводке в ожидании хозяина. Вам нужно пройти в магазин.

Как вы поступите:

- попытаетесь отвлечь, бросив в ее сторону конфету;

- нагнетесь и погладите ее, прежде чем пройти;

- подождете, пока ее уведет хозяин;

- пройдете мимо собаки в магазин, не привле­кая ее внимания;

- используете какой-то другой вариант.

13. Выходя со стадиона после футбольного матча, когда «ваша» команда победила, вы видите толпу ли­кующих фанатов, бурно проявляющих свою радость.

Как вы поступите?

14. Назовите преимущества, по которым, как вам кажется, жить в городе лучше, чем в деревне.

Почему многие горожане в выходные дни и во время отпуска стремятся в деревню?

15. Что может быть плохого в ситуации, ког­да вы загораете на солнце?

16. Назовите пять возможных опасностей, ко­торые могут возникнуть в квартире при прорыве водопроводной трубы.

17. Знаете ли вы, как действовать, если произо­шел прорыв водопроводной трубы в квартире?

18. Какие меры безопасности нужно соблю­дать в случае прорыва трубы отопления?

19. Назовите особенность горения материалов из пластмассы.

20. Вы возвращаетесь домой. Зайдя в подъезд, вы услышали явно хулиганские действия компа­нии подростков на лестничной площадке.

Как вы поступите?

Общий уровень

21. Вы идете по улице и видите, что на балконе пятого этажа мечется человек и что-то кричит.

Может быть, ему необходима помощь? Как вы будете действовать?

22. Девочка, считая, что помогает мальчику до­стать воздушного змея, подвергает его опасности. Мальчик также не осознает возможной опасности.

Что может произойти? Как нужно действо­вать, чтобы достать воздушного змея? Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс

23. Возле пунктов обмена валюты можно уви­деть людей, предлагающих более выгодный обмен, чем по официальному курсу.

Назовите хотя бы две опасности от таких сделок.

24. Вы один дома. Вам звонит незнакомец и спра­шивает: «Извините, я, наверное, неправильно на­брал номер. Какой у вас номер телефона?»

Почему опасно называть номер своего теле­фона незнакомцу? Как нужно правильно отве­чать на данный вопрос?

25. Всегда привлекает внимание что-то необыч­ное. Представьте, вы находитесь на улице, где про­исходит, например, какое-то собрание людей или шествие, демонстрация.

Какие чувства вызывает у вас такое меро­приятие:

- боязнь;

- любопытство;

- желание подойти и узнать, что происходит;

- безразличие;

- радость от возможности присоединиться к действию?

Как вы поступите? Обсудите с одноклассни­ками наиболее безопасное поведение.

26. Неприятности случаются с каждым. Самое не­приятное, что они приходят совсем неожиданно, ког­да, казалось, ничего не предвещает беды. Например, вы едете во втором вагоне трамвая один и смотрите в окно. На очередной остановке в вагон заходит груп­па молодых людей. По их внешнему виду легко оп­ределить, что может произойти неприятность. Но двери закрылись, трамвай поехал. В результате -вы остаетесь без денег, часов и куртки.

Как можно было избежать этой неприят­ности?

27. Вы идете в магазин за покупками. По дороге к вам пристают трое подростков и вымогают деньги.

Как вы будете действовать?

28. Ранняя зима. Друзья приглашают вас по­ехать за город покататься на коньках по замерз­шему морскому заливу.

Каковы будут ваши действия?

29. В восемь часов вечера вам позвонил одно­классник с просьбой помочь подготовиться к кон­трольной работе. Живет он в доме через одну трам­вайную остановку. С одной стороны, помочь при­ятелю нужно обязательно, с другой - придется поздно возвращаться.

Как вы поступите?

30. Летом мы часто ходим купаться на море. Од­нажды вместе с подругой мы взяли с собой надувной матрац и решили доплыть на нем до старого затонув­шего корабля, несколько лет назад севшего на мель недалеко от берега. На полпути к кораблю у нас на­чал сдуваться матрац, и нам пришлось подкачивать его ртом. И вот, когда до цели оставалось около ста метров, вдруг поднялись волны. Нас начало сносить в море. С большим трудом, устав и испугавшись, мы все-таки добрались до берега, так и не доплыв до ко­рабля.

Напишите, какая неприятность могла слу­читься с ребятами.

Повышенный уровень

31. Про мошенников-«наперсточников» я видел передачу по телевизору. Но однажды встретил их на улице. Мне стало интересно, как же они действуют. Неужели нельзя заметить, как они подменяют «напер­стки»? Поэтому я расположился в сторонке от играю­щих и стал наблюдать за ними. Народу около игроков почти не было. Поэтому я хорошо видел их движения. Удивительно, но я всегда угадывал, под каким напер­стком находился предмет, указывая на него пальцем. А игравший, сразу видно, невнимательный, почти все время не угадывал. Поэтому и проиграл.

Выигравший заметил, что я все время угадывал. Он удивился и сказал, что я молодец, очень внимательный. И предложил сыграть просто так - без денег. Без денег сыграть я согласился, ведь у меня так здорово получалось.

Удастся ли угадать на этот раз? Желающих играть все равно не было. Я и на этот раз угадал, что еще более удивило игравшего со мной. Подошли несколь­ко прохожих. Их тоже заинтересовала игра.

- Ну, ты даешь! - сказал игрок. - Давай еще раз попробуем. Теперь, если ты угадаешь, я отдам тебе выигрыш. А если проиграешь, то уйдешь.

Я согласился, ведь мои деньги так и остались у меня в кармане. Я был очень внимателен и на этот раз выиграл. Ура! У меня стало еще больше денег!

Закончите рассказ. Обсудите в классе вариан­ты окончания.

32. Прочитайте рассказ «Чтобы не случилось беды».

С ребятами из соседнего дома Олег не дружил. Поэтому он очень удивился, когда ему крикнули:

- Эй, пацан, не хочешь прокатиться? - Олег подо­шел. - Валяй вокруг дома!

Олег в нерешительности топтался около велосипеда.

- Да ты садись. Ты же классно катаешься!

Когда Олег, объехав вокруг дома, вернулся к ребя­там, те почему-то вдруг все разом, как по команде, наклонились и стали внимательно разглядывать втул­ку переднего колеса.

- Что ты сделал? - закричал один из компании, мальчишка в кепочке козырьком назад. - Тебе дали покататься, а ты... смотри какая царапина!

- Видишь, видишь! - загалдели остальные, тыкая пальцем во втулку. Олег нагнулся.

- Но это не я, - сказал он, увидев царапину. - Ре­бята, честное слово, не я. Я ж все время по дороге, никуда не сворачивал.

- Не сворачивал... я тебе сейчас голову сверну. Так что гони на ремонт пятьсот рублей!

- Пятьсот? - удивленно протянул Олег.

- И ни рубля меньше! Мы же знаем, где ты живешь! В 13-м подъезде, на 9-м этаже. Так что не думай от­вертеться. Завтра на этом месте, в три часа. И чтоб были пятьсот рублей. Не принесешь вовремя - нарастут проценты. Счетчик уже включен. И начал тикать. Понял?

И Олег стал потихоньку таскать деньги у родителей.

Обсудите поступок Олега.

33. Я отдыхал в одном маленьком поселке на бе­регу Черного моря. Нашим соседом по дому оказался инвалид-афганец». Михаил ходил с палочкой: вместо левой ноги у него был протез. Однажды я увидел его, идущего с моря... босым. Бросился в глаза бледно-ро­зовый цвет протеза.

- Миша, что случилось?

- Да вот... обокрали, - мрачно ответил он. И рассказал, что, пока он плавал, кто-то «увел» его кроссовки. У него было укромное местечко на берегу, где он купался в оди­ночестве. «Это же надо - снять с протеза!» - изумился я.

Через несколько дней как-то вечером Миша посту­чал ко мне. Я открыл дверь.

- Вот, - улыбаясь, показал он на ноги, - вернулись. У Миши на ногах были кроссовки. Те же!

- Это как же так?

- А очень просто. Иду тропинкой с моря, смотрю - ле­жат. Аккуратно так поставлены. Прямо на меня смотрят.

- Наверное, тому вору размер не подошел?

-Да нет. Тут другое дело... Я еще тогда заметил-следы на песке были мальчишеские. Пацан увел. Наверное, тол­кнуть хотел. Они же почти новые. Но, видно, раздумал.

Обсудите рассказ и сделайте выводы.

34. При покупке любой вещи к ней прилагается инструкция.

Назовите хотя бы три причины, по которым она необходима. Можно ли начать пользоваться покупкой, не читая инструкцию?

35. Вы становитесь невольным свидетелем на­рушения общественного порядка, например, заме­чаете, что кого-то грабят.

Каковы будут ваши действия? Обсудите с од­ноклассниками все возможные варианты, выде­лите из них общие, обязательные для выполне­ния и запишите в тетрадь.

36. Ученики 5-го класса Дима и Виталик возвра­щались из школы домой. Пошли они не обычным пу­тем, а свернули на соседнюю улицу, где шли рестав­рационные работы старинного здания. Возле забора вокруг стройплощадки к ним пристала группа стар­ших ребят. Они стали требовать от ребят деньги. Сна­чала Дима и Виталик не обращали внимания на их требование. Но те стали угрожать. Дима испугался и отдал все деньги. Тогда Виталик тоже выложил день­ги. Группа с насмешками удалилась, а Виталик с уп­реком посмотрел на Диму и сказал, что он трус.

Правильно ли поступил Дима? Как бы вы по­ступили?

37. Вы идете по тротуару. Вдруг незнакомец легко толкает вас в бок, показывая на лежащий перед вами на асфальте кошелек.

Каковы будут ваши действия? Обсудите с од­ноклассниками и попробуйте найти общее реше­ние в таких неожиданных ситуациях.

38. Незнакомый человек в городе просит вас показать, как пройти к какому-то месту.

Почему не. рекомендуется сопровождать не­знакомца, если он попросит вас об этом? Обсу­дите, есть ли случаи, когда можно довериться не­знакомцу. Сделайте вместе с учителем вывод и запишите его в тетрадь в виде правила.

Задания на развитие внимания и сообразительности

39. «Опасное испытание» (автор сказочного де­тектива С. Макеев).

Однажды в лес пришла беда. Банда дерзких хорь­ков опустошала лесных жителей. Хорьки совершали стремительные набеги и быстро пряталась в подзем­ном логове. Сыщик-медвеженок по имени Топ высле­дил банду, узнал, где прячутся хорьки. Он так увлекся преследованием, что не заметил, как сам попал в ло­вушку. Топ отбивался как мог, но силы были слишком неравными. Толпа хорьков привела его к атаману.

- Ты доставил нам много неприятностей и заслу­живаешь смерти. Но я дам тебе шанс спастись! На од­ном листке бумаги написано «смерть», на другом - «свобода». Выбирай, - сказал атаман.

Сзади трона висело зеркало, и Топ увидел, что на обеих записках написано «смерть». Главарь бан­ды просто изображает благородного разбойника.

Но безвыходных положений не бывает! И выход был найден!

Какой?


40. За одну минуту подберите ключик к ларцу.

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс


41. Среди этих звездочек только две одинако­вые. Найдите их за 30 с.

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс

42. В верхнем и нижнем ряду есть по одному лишнему предмету. Назовите их.

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс



43. Найдите десять отличий за 2 мин.

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс



44. Найдите шесть отличий за 3 мин.

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс

45. Сколько отличий между двумя картинка­ми? Определите за 3 мин. Ответ: 10 отличий.

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс

46. Найдите десять отличий между двумя по­ловинками замка за 3 мин.

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс

47. Найдите десять отличий у братьев за 3 мин.

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ 5 класс

Ответ. Топ проглотил бумажку, сказав, что на ней написано «Свобода».


© 2010-2022