Задачник «Векторный метод решения задач»

Данный задачник предназначен для изучения тем: «Векторы», «Действия с векторами», «Векторный метод решения задач». Инструктивное изложение материала, при постоянной практической пробе, даёт возможность изучить темы самостоятельно. Содержит большое количество задач разного уровня сложности.Материалы задачника могут использоваться для повторения темы «Векторы» как по окончании девятого класса, так и перед изучением темы «Векторы в пространстве» в разделе стереометрии 10-11 классов.Данный задачник ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задачник «Векторный метод решения задач»

Составила: Казакова Ольга Сергеевна,

учитель математики МОУ «СОШ № 75» г. Саратова.

Данный задачник предназначен для изучения тем: «Векторы», «Действия с векторами», «Векторный метод решения задач». Инструктивное изложение материала, при постоянной практической пробе, даёт возможность изучить темы самостоятельно.

№1.Заполните таблицу. Основные понятия.

Задание

Решение и изображение

Выполните построения:

1)На плоскости отметьте точки A и B, постройте отрезок AB;

2)На отрезке AB пусть точка A будет началом, а точка B - концом. Укажите стрелкой в конце отрезка направление из начала в конец. Вы получили отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая - концом, то есть получили направленный отрезок или вектор.

3)Построен вектор Задачник «Векторный метод решения задач», его можно обозначить и однострочной латинской буквой, например, Задачник «Векторный метод решения задач», которая записывается над изображением вектора.

Сколько векторов можно провести, выбирая начало и конец среди данных на плоскости:

1)двух точек;

2)трёх точек, не лежащих на одной прямой;

3)четырёх точек, не лежащих на одной прямой?

Отметьте на плоскости любую точку и обозначьте её, например, заглавной буквой M. Вы построили нулевой вектор, его начало и конец совпадают.

Обозначение нулевого вектора: Задачник «Векторный метод решения задач» или символом Задачник «Векторный метод решения задач».

Выполните построения:

1)Постройте отрезок AB, длина которого 4 см;

2)Постройте вектор Задачник «Векторный метод решения задач».

Длиной или модулем ненулевого вектора Задачник «Векторный метод решения задач» называется длина отрезка AB.

Обозначение: Задачник «Векторный метод решения задач» = AB = 4.

Чему равна длина нулевого вектора?

3)Постройте вектор Задачник «Векторный метод решения задач», длиной 7 см.

1)Постройте параллельные прямые p и m.

2)На прямой p постройте:

а)вектор Задачник «Векторный метод решения задач», произвольной длины и направления;

б)вектор Задачник «Векторный метод решения задач», произвольной длины и направления;

3)На прямой m постройте: вектор Задачник «Векторный метод решения задач», произвольной длины и направления.

Ненулевые векторы называются коллинеарными, если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых.

Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору.

4)Выпишите попарно коллинеарные векторы.

5)Постройте и обозначьте два произвольных вектора, которые являются не коллинеарными вектору Задачник «Векторный метод решения задач». Будут ли они являться коллинеарными векторам Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач»?

Постройте два коллинеарных вектора.

Полученные векторы направлены одинаково или противоположно?

Если одинаково, то вы построили сонаправленные векторы. Обозначение:

Задачник «Векторный метод решения задач»  Задачник «Векторный метод решения задач».

Если противоположно, то вы построили противоположно направленные векторы. Обозначение: Задачник «Векторный метод решения задач»  Задачник «Векторный метод решения задач».



Начертите параллелограмм ABCD. Проведите векторы, начало и конец которых совпадают с какими-то двумя вершинами параллелограмма. Сколько существует пар векторов, которые являются:

1)коллинеарными друг другу;

2)сонаправленными;

3)противоположно направленными?

Постройте векторы Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач», так, чтобы:

1)Задачник «Векторный метод решения задач»  Задачник «Векторный метод решения задач»;

2)Задачник «Векторный метод решения задач».

Вы построили равные векторы.

Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны.

№2.Заполните таблицу. Операции над векторами.

Задание

Решение и изображение

На плоскости произвольно выберите точку A, приняв её за начало, проведите вектор Задачник «Векторный метод решения задач», произвольной длины и направления. Таким образом, вы отложили вектор Задачник «Векторный метод решения задач» от точки A.

Можно отложить от другой точки плоскости, вектор, равный данному вектору Задачник «Векторный метод решения задач»?

Допустим, что вектор Задачник «Векторный метод решения задач» ненулевой, а точки A и B - его начало и конец.

Выполните построения:

1)Через произвольно взятую точку M плоскости проведите прямую p, параллельную AB (если M - точка прямой AB, то в качестве прямой p возьмём саму прямую AB).

2)На прямой p отложите два противоположно направленных вектора Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач», длины которых равны отрезку AB.

Среди построенных векторов выберите тот, что сонаправлен с вектором Задачник «Векторный метод решения задач», он и будет являться искомым вектором, равным вектору Задачник «Векторный метод решения задач». К тому же такой вектор только один, что следует из построения.

А если вектор Задачник «Векторный метод решения задач» - нулевой? Ответьте самостоятельно.

Итак, от любой точки M можно отложить вектор, равный данному вектору Задачник «Векторный метод решения задач», и при том только один.

Выполните построения:

1)Векторы Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач».

2)Произвольная точка A.

3)От точки A отложите вектор Задачник «Векторный метод решения задач», равный вектору Задачник «Векторный метод решения задач».

4)От точки B отложите вектор Задачник «Векторный метод решения задач», равный вектору Задачник «Векторный метод решения задач».

5)Вектор Задачник «Векторный метод решения задач».

Вы, таким образом, выполнили построение сложения векторов Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» по правилу треугольника. Вектор Задачник «Векторный метод решения задач» называется суммой векторов Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач».

Докажем, что если Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач», то Задачник «Векторный метод решения задач».

Рассмотрим случай, когда точки A, B, Задачник «Векторный метод решения задач», точки B, C, Задачник «Векторный метод решения задач» и точки A, C, Задачник «Векторный метод решения задач» не лежат на одной прямой (остальные случаи рассмотрите самостоятельно).

1)Выполните построения:

а)Задачник «Векторный метод решения задач»;

б)Задачник «Векторный метод решения задач»;

в)Соединим точки A и Задачник «Векторный метод решения задач», B и Задачник «Векторный метод решения задач», C и Задачник «Векторный метод решения задач»;

2)Задачник «Векторный метод решения задач»Задачник «Векторный метод решения задач» - параллелограмм  Задачник «Векторный метод решения задач»;

3)Задачник «Векторный метод решения задач»Задачник «Векторный метод решения задач» - параллелограмм  Задачник «Векторный метод решения задач»;

4)Из 2) и 3)  Задачник «Векторный метод решения задач»Задачник «Векторный метод решения задач» - параллелограмм;

5)Значит, Задачник «Векторный метод решения задач». Доказано.

Вывод: при необходимости можно работать как с данными векторами, так и с равными им.

Законы сложения векторов.

Для любых векторов Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» справедливы равенства:

Задачник «Векторный метод решения задач»Задачник «Векторный метод решения задач»(переместительный закон)

Задачник «Векторный метод решения задач»Задачник «Векторный метод решения задач»(сочетательный закон)

Доказательство законов проведите самостоятельно, опираясь на подсказки:

Для доказательства первого закона можете достроить треугольник до параллелограмма и работать как с самими векторами, так и с равными им.

Для доказательства второго закона достаточно несколько раз применить правило треугольника для сложения векторов, последовательно отложенных от концов предыдущих векторов.

Выполните построения:

1)Произвольная точка A;

2)Неколлинеарные векторы Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач»;

3) От точки A отложите вектор Задачник «Векторный метод решения задач», равный вектору Задачник «Векторный метод решения задач».

4)От точки A отложите вектор Задачник «Векторный метод решения задач», равный вектору Задачник «Векторный метод решения задач».

5)Постройте параллелограмм ABCD;

6)Задачник «Векторный метод решения задач».

Вы построили сложение векторов Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» по правилу параллелограмма сложения неколлинеарных векторов.

Как сложить несколько векторов?

Последовательное применение правила треугольника для сложения векторов даёт возможность сложить любое количество векторов. Причём порядок сложения не важен. Сложение нескольких векторов производится следующим образом: два вектора складываются, получившаяся сумма складывается с третьим и т.д.

Выполните сложение пяти любых векторов, используя то, что несколько векторов можно расположить таким образом: первый вектор откладывается от любой точки, второй - от конца первого и т.д. Сумма всех векторов - вектор, направленный от начала первого вектора к концу последнего.

Вы выполнили построение сложения нескольких векторов, пользуясь правилом многоугольника.

Подумайте, чему будет равна сумма векторов, если начало первого вектора совпадает с концом последнего?

Разностью векторов Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» называется такой вектор, сумма которого с вектором Задачник «Векторный метод решения задач» равна вектору Задачник «Векторный метод решения задач».

Вектор Задачник «Векторный метод решения задач» называется противоположным вектору Задачник «Векторный метод решения задач», если векторы Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» имеют равные длины и противоположно направлены. Обозначение: Задачник «Векторный метод решения задач». Задачник «Векторный метод решения задач».

Докажите, что Задачник «Векторный метод решения задач». Для этого воспользуйтесь определением разности векторов и прибавлением к обеим частям равенства вектора.

На прямой p от любой точки O отложите вектор Задачник «Векторный метод решения задач», от конца вектора Задачник «Векторный метод решения задач» отложите вектор Задачник «Векторный метод решения задач». Длина построенного суммарного вектора, равна Задачник «Векторный метод решения задач» или Задачник «Векторный метод решения задач».

Произведением ненулевого вектора Задачник «Векторный метод решения задач» на число k называется такой вектор Задачник «Векторный метод решения задач», длина которого равна Задачник «Векторный метод решения задач», причём векторы Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» сонаправлены при k  0 и противоположно направлены при k < 0. Обозначение: Задачник «Векторный метод решения задач».

Произведением нулевого вектора на любое число считается нулевой вектор.

Из определения следует:

1)произведение любого вектора на число нуль есть нулевой вектор;

2)для любого числа k и любого вектора Задачник «Векторный метод решения задач» векторы Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» коллинеарны.

Свойства умножения вектора на число.

Для любых чисел k, l и любых векторов Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач» справедливы равенства:

Задачник «Векторный метод решения задач»Задачник «Векторный метод решения задач»(сочетательный закон)

Задачник «Векторный метод решения задач»Задачник «Векторный метод решения задач»(первый распределительный закон)

Задачник «Векторный метод решения задач»Задачник «Векторный метод решения задач»(второй распределительный закон)

Выполните построение:

На прямой p от произвольно выбранной точки O отложите: вектор Задачник «Векторный метод решения задач», длиной 1 см; вектор Задачник «Векторный метод решения задач», сонаправленный с вектором Задачник «Векторный метод решения задач», длиной 2 см; вектор Задачник «Векторный метод решения задач», противоположно направленный с вектором Задачник «Векторный метод решения задач», длиной 3 см.

Попробуем выразить векторы Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» через вектор Задачник «Векторный метод решения задач».

Во сколько раз длины этих векторов отличаются от длины вектора Задачник «Векторный метод решения задач»?

Задачник «Векторный метод решения задач»; Задачник «Векторный метод решения задач»;

Задачник «Векторный метод решения задач»  Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач»  Задачник «Векторный метод решения задач», т. е. векторы Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» коллинеарны друг другу, значит, можно воспользоваться леммой.

Если векторы Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» коллинеарны и Задачник «Векторный метод решения задач», то существует такое число k, что Задачник «Векторный метод решения задач».

Итак, можем выразить: Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач».

Выполните построение:

От произвольной точки O отложите векторы Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» - произвольные данные векторы. Если Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» не являются сонаправленными, то лучи OA и OB образуют угол AOB, градусную меру которого обозначьте буквой α. Будем говорить, что угол между векторами Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» равен α. Обозначение: Задачник «Векторный метод решения задач».

Если Задачник «Векторный метод решения задач»  Задачник «Векторный метод решения задач», то Задачник «Векторный метод решения задач»

Если Задачник «Векторный метод решения задач», то векторы Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач» называются перпендикулярными.

Скалярным произведением двух векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними.

Задачник «Векторный метод решения задач»

Напишите формулу скалярного произведения для случаев, когда:

  1. Задачник «Векторный метод решения задач»;

  2. Задачник «Векторный метод решения задач»;

  3. Задачник «Векторный метод решения задач».

Сделайте вывод, о том, в каком случае скалярное произведение двух векторов равно нулю.

Напишите формулу скалярного произведения для случая, когда вектор скалярно умножается на себя. В этом случае скалярное произведение называется скалярным квадратом. Обозначение: Задачник «Векторный метод решения задач».

Итак, перечислите все операции над векторами.




№3.Решая задачи, заполните пустые ячейки в таблице.

Язык геометрии

Язык векторов

Изображение

Задачник «Векторный метод решения задач»

Задачник «Векторный метод решения задач»k, что Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач»


Задачник «Векторный метод решения задач»

Задачник «Векторный метод решения задач»


точки M и N совпадают



точка C принадлежит прямой AB

Задачник «Векторный метод решения задач», или
Задачник «Векторный метод решения задач», или Задачник «Векторный метод решения задач»


точка С - середина отрезка AB



точка D разбивает отрезок AC так, что AD : DC = m : n






Заполняя таблицу, вы пользовались векторным методом решения задач.

Векторный метод - один из наиболее общих методов решения геометрических задач.

Для решения задач элементарной геометрии с помощью векторов необходимо, прежде всего, научиться «переводить» условие геометрической задачи на «векторный» язык. После такого перевода осуществляются алгебраические вычисления с векторами, а затем полученное снова «переводится» на «геометрический» язык. В этом и состоит сущность векторного метода решения геометрических задач.

Далее вам необходимо самостоятельно решать задачи. После решения каждой задачи делайте вывод о её значимости. Если результат задачи возможно использовать для решения других, то заносите его в таблицу № 3. Таким образом, вы получите набор базовых задач, на основании которых решаются более сложные.

І

1)Докажите, что средняя линия треугольника параллельна его третьей стороне и равна её половине.

2)Докажите, что средняя линия трапеции параллельна её основанию и её длина равна полусумме длин её оснований.

3)Если средняя линия четырёхугольника равна полусумме длин её оснований (сторон, не имеющих общей точки со средней линией), то этот четырёхугольник является трапецией или параллелограммом.

4)Около окружности описана равнобочная трапеция ABCD. Точки E и K - точки касания этой окружности с боковыми сторонами AB и CD. Докажите, что отрезок EK параллелен основаниям трапеции.

5)Докажите, что биссектриса угла треугольника делит его сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам. Выразите биссектрису через угол треугольника, который она делит пополам, и через стороны этого угла.

6)Если точки M и N делят отрезки AB и CD соответственно в равных отношениях так, что AM : MB = CN : ND = m : n, то выполняется равенство: Задачник «Векторный метод решения задач».

7)В треугольнике ABC через M обозначена точка пересечения медиан. Докажите, что Задачник «Векторный метод решения задач».

8)Пусть M - точка пересечения медиан треугольника ABC, O - произвольная точка. Докажите, что Задачник «Векторный метод решения задач».

9)Пусть H - точка пересечения высот треугольника ABC, O - центр описанной окружности. Докажите, что Задачник «Векторный метод решения задач».

10)Докажите, что три точки A, B, C (A≠B) лежат на одной прямой тогда и только тогда, когда имеет место равенство, Задачник «Векторный метод решения задач», в котором α+β=1, где O - некоторая точка.

11)Докажите, что центр описанной окружности

12)Докажите, что если точки пересечения диагоналей четырёхугольника и середины двух его противоположных сторон лежат на одной прямой, то этот четырёхугольник - трапеция или параллелограмм.

13)Докажите, что медианы треугольника пересекаются в одной точке и делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины.

14)Докажите, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.

15)Докажите, что высоты треугольника пересекаются в одной точке.

16)Докажите, что четырёхугольник является параллелограммом тогда и только тогда, когда его диагонали в точке пересечения делятся пополам.

17)Докажите, что в произвольном четырёхугольнике средние линии (т. е. отрезки, соединяющие середины противоположных сторон) точкой их пересечения делятся пополам.

18)Найти косинус угла между диагоналями прямоугольника, стороны которого равны a и b.

19)Докажите, что диагонали ромба взаимно перпендикулярны.

20)Докажите, что вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности, - прямой.

21)Докажите, что если в треугольнике длины его сторон a, b, c связаны соотношением Задачник «Векторный метод решения задач», то угол этого треугольника, лежащий против стороны длины c, - прямой.

22)Даны стороны a, b, c треугольника. Найдите медианы Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач», проведённые к этим сторонам.

23)В треугольнике со сторонами a, b, c найти длину высоты Задачник «Векторный метод решения задач», опущенную на сторону c.

24)В треугольнике со сторонами a, b, c найти длину биссектрисы Задачник «Векторный метод решения задач», проведённой к стороне c.

25)Докажите, что сумма квадратов длин диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов длин всех его сторон.

26)Докажите, что сумма квадратов длин диагоналей трапеции равна сумме квадратов длин её боковых сторон плюс удвоенное произведение длин оснований.

27)Доказать, что большей медиане треугольника соответствует меньшая сторона и обратно.

28)Докажите, диагонали прямоугольника равны между собой.

ІІ

29)Докажите, что отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, параллелен основаниям и равен их полуразности.

30)В четырёхугольнике ABCD прямая, проведённая через вершину A параллельна стороне BC, пересекает диагональ BD в точке M, а прямая проведённая через вершину B параллельно стороне AD, пересекает диагональ AC в точке N. Докажите, что MN||DC.

31)Четыре окружности радиуса R пересекаются по три в точках M и N, и по две в точках A, B, C, D. Докажите, что ABCD - параллелограмм.

32)Пусть K, L, M, N - середины отрезков AB, BC, CD, DE пятиугольника ABCDE, а точки P и Q - середины отрезков KM и LN соответственно. Докажите, что отрезок PQ в четыре раза меньше стороны AE и параллелен ей.

33)В плоскости даны четырёхугольник ABCD и точка M. Докажите, что точки, симметричные точке M относительно середин сторон этого четырёхугольника, являются вершинами параллелограмма.

34)На диагоналях AC и CE правильного шестиугольника ABCDEF взяты точки M и N соответственно, такие, что AM : AC = CN : CE = λ. Известно, что точки B, M, N лежат на одной прямой. Найдите λ.

35)Дан параллелограмм ABCD (AD||BC, AB||CD). На стороне AD выбрана точка K, а на AC - точка L так, что 5AK = AD, 6AL = AC. Докажите, что KL||BL и найдите отношение их длин.

36)Точки M и K на сторонах AB и BC треугольника ABC таковы, что AM:MB=3:4, CK:KB=2:3. Отрезки AK и CM пересекаются в точке N. Найдите отношение AN:NK.

37)Точка K на стороне AC и точки L, M на стороне BC треугольника ABC таковы, что AK:KC=CL:LB=BM:MC=1:2, N - середина стороны AC. Найти отношение, в котором точка пересечения отрезков KL и MN делит отрезок KL.

38)Через середину E медианы Задачник «Векторный метод решения задач» треугольника ABC проведена прямая AE, пересекающая сторону BC в точке F. Вычислить: AE : EF и CF : FB.

39)Дан параллелограмм ABCD. Точка M делит сторону AD в отношении p, т. е. AM : MD = p; точка N делит сторону DC в отношении q, т. е. DN : NC = q. Прямые BM и AN пересекаются в точке S. Вычислить отношения AS : SN и BS : SM.

40)В параллелограмме ABCD сторона AD разделена на n равных частей и первая точка деления M(считая от A) соединена с B. В каком отношении делит точка N диагональ AC и отрезок MB?

41)В треугольнике ABC проведена медиана CM. Прямая l пересекает отрезки CA, CM, CB в точках Задачник «Векторный метод решения задач»,Задачник «Векторный метод решения задач»,Задачник «Векторный метод решения задач» соответственно. Докажите равенство Задачник «Векторный метод решения задач».

42)На сторонах AC и BC треугольника ABC взяты точки M и D так, что AM = Задачник «Векторный метод решения задач»AC, BD = Задачник «Векторный метод решения задач»BC, а на прямой AD - точка N так, что AN = Задачник «Векторный метод решения задач»AD. Доказать, что точки M, N и B лежат на одной прямой. Какую часть от отрезка MB составляет отрезок MN?

43)На стороне AD и диагонали AC параллелограмма ABCD взяты точки M и N так, что AM = Задачник «Векторный метод решения задач»AD, AN = Задачник «Векторный метод решения задач»AC. Доказать, что точки M, N и B лежат на одной прямой. В каком отношении делит точка N отрезок MB?

44)На стороне AB треугольника ABC дана точка P, через которую проведены прямые параллельно его медианам AЗадачник «Векторный метод решения задач» и AЗадачник «Векторный метод решения задач» и пересекающие соответственно стороны треугольника в точках Задачник «Векторный метод решения задач» и Задачник «Векторный метод решения задач». Докажите, что середина отрезка Задачник «Векторный метод решения задач» (точка E), а также точка P и точка G пересечения медиан треугольника лежат на одной прямой и найдите отношение длин отрезков EG и EP.

45)Докажите, что точки пересечения диагоналей трапеции, боковых сторон, а также середины оснований лежат на одной прямой.

46)Через точку P - внутреннюю точку параллелограмма ABCD - проведены прямая KM||AD и прямая LN||AB, пересекающие стороны AB, BC, CD, DA параллелограмма в точках K, L, M, N соответственно. Q - точка пересечения средних линий четырёхугольника KLMN, S - точка пересечения диагоналей параллелограмма ABCD. Докажите, что Q - середина отрезка PS.

47)Пусть Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач», Задачник «Векторный метод решения задач» - середины сторон BC, AC, AB треугольника ABC. Доказать, что точки пересечения медиан треугольника ABC и треугольника Задачник «Векторный метод решения задач» Задачник «Векторный метод решения задач» Задачник «Векторный метод решения задач» совпадают.

48)Пусть ABCDEF - произвольный шестиугольник и U, V, W, X, Y, Z - середины его сторон. Докажите, что центры тяжести (т. е. точки пересечения медиан) треугольника UWY и треугольника VXZ совпадают.

49)Докажите, что прямая, соединяющая середины оснований трапеции, и продолжения боковых сторон трапеции пересекаются в одной точке.

50)На сторонах параллелограмма заданы точки, которые делят стороны в одном и том же отношении (в каком-либо одном направлении обхода). Докажите, что точки деления служат вершинами параллелограмма, а центры этих параллелограммов совпадают.

51)На сторонах треугольника заданы точки, которые делят стороны в одном и том же отношении (в каком-либо одном направлении обхода). Докажите, что точки пересечения медиан данного треугольника и треугольника, имеющего вершинами точки деления, совпадают.

52)В треугольнике ABC длины сторон связаны соотношением Задачник «Векторный метод решения задач». Докажите, что медианы, проведённые к сторонам AC и BC, взаимно перпендикулярны.

53)Найдите косинус угла между медианами прямоугольного равнобедренного треугольника, проведёнными к его катетам.

54)Найти косинус угла между медианами равнобедренного треугольника, проведёнными к его боковым сторонам, при условии, что угол при вершине равен α.

55)Найти косинус угла при вершине равнобедренного треугольника, если медианы, проведённые к его боковым сторонам, а) перпендикулярны; б) образую угол Задачник «Векторный метод решения задач».

56)В треугольнике две стороны равны 2 и 4, а угол между ними равен Задачник «Векторный метод решения задач». Найти угол ψ между короткой стороной и медианой, проведённой к третьей стороне.

57)В окружности с центром O радиуса r вписан четырёхугольник ABCD. Доказать, что если Задачник «Векторный метод решения задач», то диагонали четырёхугольника взаимно перпендикулярны.

58)В прямоугольнике ABCD опущен перпендикуляр BK на диагональ AC. Точки M и N - середины отрезков AK и CD соответственно. Докажите, что угол BMN прямой.

59)На стороне AB треугольника ABC с углом ABC, равным α, расположена точка K, причём AK = BC. Пусть P - середина BK, M - середина AC. Найдите угол APM.

60)Точка K - середина стороны AB квадрата ABCD, а точка M лежит на диагонали AC, причём AM : MC = 3 : 1. Докажите, что угол KMD равен Задачник «Векторный метод решения задач».

61)На сторонах AB и AC треугольника ABC во внешнюю сторону построены квадраты AMNB и CKLA. Докажите, что медиана AP треугольника ABC перпендикулярна прямой ML.

62)На стороне AB треугольника ABC дана точка D. Выразить расстояние CD через длины сторон данного треугольника a, b, c и расстояния AD = m и DB = n.

63)Выразить расстояние от заданной точки O до точки M пересечения медиан треугольника ABC через длины сторон треугольника BC = a, AC = b, AB = c и расстояния от точки O до вершин треугольника OA = Задачник «Векторный метод решения задач», OB = Задачник «Векторный метод решения задач», OC = Задачник «Векторный метод решения задач».

64)В параллелограмме ABCD точка K - середина стороны BC, а точка M - середина стороны CD. Найдите AD, если AK = 6, AM = 3, KAM = Задачник «Векторный метод решения задач».

Список использованной литературы

  1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003.

  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. - М.: Просвещение, 2009.

  3. Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Шестаков С.А., Юдина И.И. Планиметрия. Пособие для углубленного изучения математики - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.

  4. Василевский А.Б. Методы решения геометрических задач. - Минск: Вышэйш. школа, 1965.

  5. Габович И.Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач. - М.: Просвещение, 1996.

  6. Гордин Р.К. Геометрия. Планиметрия 7-9 кл. - М.: МЦНМО, 2006.

  7. Готман Э.Г., Скопец З.А. Решение геометрических задач аналитическим методом: Пособие для учащихся 9 и 10 кл. - М.: Просвещение, 1979.

  8. Гусев В. А. и др. Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. - М.: Просвещение, 1992.

  9. Зеленяк О. П. Решение задач по планиметрии. Технология алгоритмического подхода на основе задач-теорем. Моделирование в среде Turbo Pascal. - Киев, Москва: ДиаСофтЮП, ДМК Пресс, 2008.

  10. Шарыгин И. Ф. Геометрия. 7 - 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. завед. - М.: Дрофа, 2001.

  11. Шарыгин И.Ф. Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1994.

  12. Шестаков С. А. Векторы на экзаменах. Векторный метод в стереометрии. - М.: МЦНМО, 2005.

14


© 2010-2022