• Преподавателю
  • Математика
  • Методическое пособие Технология деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний

Методическое пособие Технология деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно-деятельностный подход в обучении математикие

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний. Выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Это отмечается и при анализе результатов ЕГЭ. Вы согласитесь с тем, что выпускники как 9-го так и 11-х классов боятся даже приступать к текстовым задачам на составление уравнений или систем, на исследование функций с помощью производной. Много ошибок допускают в решении задач на проценты, задач практического характера.

СЛ.2 Основными проблемами, выявленными в исследованиях по результатам ЕГЭ, явились

1. Неготовность учащихся к свободному использованию знаний

2. Академическая направленность обучения

3. Отсутствие должного внимания к формированию практико-ориентированных знаний

4. Низкий уровень использования теоретических знаний при решении проблемных ситуаций, жизненных задач.

Сл 3. Поэтому вопрос о качестве образования был и остается актуальным.

Качество образования - степень соответствия реальных образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям

Сл 4. Анализ проблем побудил органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования.

«Развитие личности - смысл и цель современного образования»

Сл.5 В основу стандарта второго поколения положен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

6 сл. который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий УУД).

Сл 7. В новых образовательных стандартах прослеживается система требований, так называемые «Три Т»:

1. Чему учить? Требования к структуре общих образовательных программ (базисный УП, различные программы, обеспечивающие достижение результатов)

2. Ради чего учить? Требования к результатам освоения ООП(совокупность потребностей семьи, общества и государства)

3. Как учить? Требования к условиям осуществления образовательного процесса

Сл. 8 Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания.

Сл. 9 предполагает

1.Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом

2.Способность к решению учебно-познавательных, практических задач

Сл. 10. Основным результатом является развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Основной педагогической задачей - создание и организация условий, инициирующих детское действие

Сл. 11 Дидактические принципы:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывает их сам,

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе).

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

Сл. 12 Реализовать новые требования возможно с помощью педагогических технологий, которые хорошо известны и каждый современный педагог должен знать их, это:

  • проблемно - диалогическая технология;

  • технология мини - исследования;

  • организация проектной деятельности;

  • оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

  • технология сотрудничества;

  • ИКТ - технология;

  • Технология деятельностного метода обучения,

Сл. 13 Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Учитель в знаниевой парадигме - центральная фигура урока, опирающаяся в основном на индивидуально-автономные формы активности каждого ученика, которые он авторитарно направляет.

  • В деятельностной парадигме - организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.

Сл 14 Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

  1. как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

  2. какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

  3. какие методы и средства обучения выбрать;

  4. как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

  5. как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Сл.15 Выделяются следующие компоненты овладения знаниями.

  1. восприятие информации;

  2. анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение,

  3. осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

  4. запоминание (создание образа);

  5. самооценка.

Сл.16 Движущей силой развития ребенка является деятельность.

Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Сл.17 Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия

  • «придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.,

  • развивают ум, волю, чувства, эмоции,

  • формируют способность ставить перед собой цель,

  • самостоятельно находить и преодолевать затруднения,

  • проводить самоконтроль и самооценку.

Сл.18 Цели:

Образовательные: формировать практические умения по данной теме (показать практическое приложение изучаемой теории, систематизировать знания, совершенствовать полученные навыки.

Воспитательные: формирование активности, взаимопомощи, самосто-ятельности, самоконтроля, коллективизма, творческого отношения к делу.

Развивающие: выделять смысловые опорные пункты, обобщать, оперир-овать математическими понятиями.

Сл.19 Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Сл.20 В системно - деятельностном подходе существуют разные типологии уроков, разных авторов.

- урок «открытие нового знания»;

- урок формирования ЗУНов (урок парной работы);

- уроки развивающего контроля (уроки общения).

Сл.21 урок «открытие нового знания»;

на этих уроках формируется умение анализировать результаты своей деятельности, выявлять места и причины затруднений, умение ставить цели урока и подводить итог. На уроках школьники учатся решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Они наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы и обобщения. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных процессов, коммуникативных действий, познавательной активности.

Сл.22 Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке( структуру урока):
1. Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Сл.23 урок формирования ЗУНов (урок парной работы); это урок формирования ЗУНов, коррекция пробелов, где формируются навыки самостоятельной деятельности, навыки парной работы (школьники учатся управлению поведением партнера, планированию самостоятельной и совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль). Отдельные ученики ставятся в положение учителя, появляется реальная возможность оказания реальной помощи друг другу. Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, через нее можно совместно изучать новый материал, отрабатывать алгоритмы, тренировать друг друга, проверять, обучать, обсуждать.

Сл.24 уроки развивающего контроля уроки общения, на которых проводится теоретический опрос по теме, также включены небольшие практические задания. Формируются умение организовать учебное взаимодействие в группе, сотрудничество со сверстниками, умение слушать и слышать, давать оценку своим результатам и результатом товарищей. В процессе таких уроков формируется критическое мышление, а также очень важная способность мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт.

Сл.25 Определены


Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку уч-ся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике.

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

Сл.25 Уважаемые коллеги! Я предлагаю распечатку в полном объеме требований, определяющих роль учителя как управленца, а обучающихся как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой реализации целевых установок современной системы образования.

Сл.27 Анализ и самоанализ урока с позиций данного подхода предполагает оценку реализации учителем содержания функций управления в процессе подготовки и проведения урока. Эти требования могут служить и алгоритмом анализа/самоанализа урока, ниже вам предложен такой вариант анализа урока, вы можете им воспользоваться.



© 2010-2022