Метод проектов, как способ повышения познавательной активности учащихся на уроках математики

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале нынешнего столетия в США. Его называли так же методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюри, а так же его учеником В.Х. Клипатриком. Дж. Дьюри предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. К...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Есть в математике нечто,

вызывающее человеческий восторг.

(Ф. Хаусдорф.)



Метод проектов, как способ повышения познавательной активности учащихся на уроках математики

Классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский говорил: «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание, способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения».

Введение в обучение элементов исследовательской деятельности учащихся, позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учится, направлять его познавательную деятельность. Одним из распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале нынешнего столетия в США. Его называли так же методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюри, а так же его учеником В.Х. Клипатриком. Дж. Дьюри предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Конечно, со временем первоначальная идея претерпела некоторую эволюцию, но суть её остаётся прежней - стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Метод проектов находит всё большее распространение в системах образования разных стран мира. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание и в России.

Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу.

Противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках.

Для чего нужен метод проектов?

• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

• Принимать самостоятельные аргументированные решения.

• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Из исследований учёных известно, что учащиеся удерживают в памяти:

- 10% от того, что они читают;

- 26% от того, что они слышат;

- 30% от того, что они видят;

- 50% от того, что они видят и слышат;

- 70% от того, что они обсуждают с другими;

- 80% от того, что основано на личном опыте;

- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

- 95% от того, чему они обучаются сами.

Необходимость прогрессивных образовательных технологий - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.

Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю второй год. Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике - умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь .

Метод проектов это:

    • одна из личностно ориентированных технологий;

    • способ организации самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, парной), направленный на решение определённой проблемы/задачи;

    • направление на умение применять полученные знания для решения практических и познавательных задач;

  • результат - новое знание.

Учебный исследовательский проект может быть по содержанию:

  • монопредметными (выполняется на материале конкретного предмета);

  • межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например алгебра, геометрия, физика);

  • надпредметным, выполняется на факультативах, при изучении элективных курсов;

  • итоговым (по результатам выполнения, оценивается освоение учащимися определенного учебного материала);

  • текущим (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения).

Учитывая цели, задачи и особенности предмета, при использовании метода проектов на уроках математики, необходимо:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Возможность внесения проекта в учебный план.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для появления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Поэтому, при использовании метода проектов, необходимо придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Выбор учебной темы (раздела) возможной для изучения исследовательским методом.

  2. Выбор типа проекта, количества участников (если проект выбран по программе предмета, то участвовать должны все), время проведения и длительность.

  3. Внесение учебного проекта в учебный план.

  4. Продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Возможна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением «круглый стол».

  5. Определение целей и задач учебного проекта, вытекающих из выдвинутых учащимися проблем.

  6. Распределение задач по группам (в соответствии с интересами и индивидуальными возможностями), обсуждение возможных методов исследования, источников поиска информации, творческих решений.

  7. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  8. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на дополнительных занятиях), корректировка промежуточных результатов. На этом этапе учитель - независимый консультант (не подсказать, а направить).

  9. Защита проектов (презентации, творческие отчёты, и др).

  10. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы. Пятибалльной системы для оценки не всегда достаточно, часто бывает необходимо отдельно оценить полученный результат, защиту проекта (доказательность выводов, умение аргументировать, умение отвечать на вопросы) и оформление, а иногда индивидуальную работу в группе, в зависимости от возможности ученика.

Как показывает опыт работы учителей , метод проектов даёт ученику не только новое знание, полученное самостоятельно исследовательским, опытным путём, но и:

  • позволяет удовлетворять собственные интересы;

  • позволяет решать значимые личностные проблемы;

  • формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми;

  • способствует повышению мотивации к учению;

  • способствует решению учебных затруднений;

  • стимулирует личностный рост, способствует развитию индивидуальности;

  • даёт опыт исследовательской работы;

  • умение отвечать за результат;

  • умение делать выводы;

  • умение работать с информацией;

  • и многое другое.

Даже не удачно выполненный проект также имеет большое положительное значение. Понимание ошибок создаёт мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию.

Первый этап в моей работе - был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной организации работы. Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне структурировать проектную деятельность: «Проекты на уроках математики».

Второй этап - позволил спланировать работу по экспериментальному обучению, а именно, повышению интереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышению уровня использования наглядности и визуализации на уроке, повышению эстетической привлекательности урока, привлечению учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке, повышению уровня математической грамотности.

В своей работе я использую групповые и индивидуальные.

На третьем этапе - а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с учащимися нового набора.

Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ - это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

«Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется.»

Проект - это «пять П».

  1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы - нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного - двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

К примеру, для решения крупных задач по математике, сложных для понимания вопросов предполагаю использовать крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты, применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, элективные курсы, курсы по выбору).

Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.

  1. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.

  2. Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.

  3. Результат работы - продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

Например: ученики 7-8 классов при изучении темы «Статистические характеристики», «Элементы статистики» защищают проект «Методы статистики при изучении отношения».

  1. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую проводят в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.

Метод проектов разрушает школьную рутину.

Мотивация обучения учащихся:

Интерес к предмету - 98%;

К практическому материалу - 87%;

К области знаний (шире школьного курса) - 42%;

Желание общаться с педагогом по предмету - 97,8%.

Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится учение, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы и, главное, чтобы учение стало для ребят увлекательным, радостным и интересным делом.

Моими учениками было разработано не много проектов по различным темам, среди них:

  1. Алгебра 7 класс «Статистическая обработка информации». Проект входил в учебный план. Учащиеся работали над вопросами:

  • Провести статистическое исследование, выяснив сведенья о росте и размере обуви 10 случайным образом выбранных учащихся 7, 9 классов нашей школы.

  • Составить таблицу распределения, построить гистограмму и полигон распределения частот, найти размах, моду, медиану, среднее значение роста (в см) - отдельно для юношей и девушек.

  • Составить таблицу распределения, построить полигон распределения частот, найти моду, среднее значение размера обуви - отдельно для юношей и девушек.

  • Выяснить, близка ли форма полигонов частот к форме кривой нормального распределения? (см. приложение 1)

  1. Алгебра 9 класс «Методы статистики при изучении отношения учащихся 9 класса к школьным предметам». Перед проектом ставились вопросы: а). Изучить историю возникновения, методы статистики, основные статистические характеристики;

б). Познакомиться с наглядным представлением статистической информаций;

в). Провести сбор и обработку статистических данных, используя метод анкетирования;

г). Выяснить с помощью статистических методов отношение учащихся к

школьным предметам. (см. приложение 2)

Все проекты ориентированны на практическое применение теоретических знаний.

Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствует, что само присутствие ученика в классе ещё не говорит о том, что он действительно осуществляет учебно-познавательную деятельность. Поэтому задача каждого учителя быть не всезнающим оракулом, излагающим истины, а показать сам процесс открытия этих истин, который часто остаётся за рамками учения. Поэтому и возникает необходимость развития творческих, исследовательских способностей учащихся - что является немаловажной задачей, которую необходимо решать учителю на каждом уроке.

Приложение 1

Алгебра 7 класс, проект по теме «Статистическая обработка информации».

Приложение 2

Алгебра 9 класс, проект по теме «Методы статистики при изучении отношения учащихся 9 класса к школьным предметам»

Приложение 3

Алгебра 9 класс, проект по теме «Четырёхугольники и оригами»




© 2010-2022