• Преподавателю
  • Математика
  • Банк диагностического инструментария для диагностики потребностей ППР к инновационной деятельности

Банк диагностического инструментария для диагностики потребностей ППР к инновационной деятельности

Проблема диагностики педагогической деятельности профессионально-педагогических работников чрезвычайно актуальна и значима для дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса в образовательной организации, повышения педагогической квалификации и наращивания потенциала. Не все принимают нововведения, в педагогической деятельности эффективность применения и использования инноваций, прежде всего, зависит от руководителя. Он заранее должен продумать восприимчивость педагогов, и...
Раздел Математика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ САМОАНАЛИЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Изучение и самооценка личностных особенностей, способностей и профессиональных проявлений.


1.Самоменеджмент учителя.


Тест


Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.ТЦ «Сфера», 1996


2.Рабочий стиль.


Анкета


Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.ТЦ «Сфера», 1996


3.Ваш творческий потенциал.


Тест


Диагностика успешности учителя. Сост. Морозов Т.В., М., Образовательный центр «Педагогический поиск»,1997.


4.Общий уровень общительности.


Тест


Галанов А.С. Как пройти аттестацию. М.Айрис-Пресс. 2006.


5.Оценка нервно-психической устойчивости педагога.


Тест


Галанов А.С. Как пройти аттестацию. М.Айрис-Пресс. 2006.


6.Самооценка эмпатических способностей.


Тест


Галанов А.С. Как пройти аттестацию. М.Айрис-Пресс. 2006.


7.Самооценка мотивации одобрения.


Анкета


Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:ВЛАДОС, 2002.


8.Шкала профессионального стресса.


Тест


Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:ВЛАДОС, 2002.


Изучение и самооценка педагогической деятельности.


1.Критерии качественных результатов деятельности учителя.


Анкета


Диагностика успешности учителя. Сост. Морозов Т.В., М., Образовательный центр «Педагогический поиск»,1997.


2.Самооценка профессиональных качеств педагога.


Тест


Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.,ТЦ «Сфера», 1996.


3.Самооценка потребности в развитии.


Анкета


Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,ВЛАДОС, 2002.


4.Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности.


Вопросник


Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:ВЛАДОС, 2002.


5.Самооценка педагогических умений.


Анкета


Галанов А.С. Как пройти аттестацию. М.Айрис-Пресс. 2006.


6.Уровень развития педагогической деятельности.


Опросник


Федорова Е.А. Как подготовиться к аттестации.

Нижний Новгород, Изд-во РЦРО, 1995.


Изучение и самоанализ педагогического общения.


1.Предрасположенность к конфликтному поведению.


Тест


«Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации»

Петрозаводск,1992 г.


2.Выявление тенденций к стилям педагогического общения.


Тест


Грехнев В.С. Культура педагогического общения.

Москва. Просвещение,1990.


3.Стиль педагогического общения.


Тест


Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.ТЦ «Сфера», 1996.



Рабочая карта для проведения процедуры самооценки

Инструкция. Используя в качестве опорного документа «Критерии оценки профессиональных компетенций учителя», обведите балл, соответствующий вашей самооценке.

Показатель самооценки

Балл

Показатель самооценки

1. Я отлично знаю содержание предмета, хорошо ориентируюсь в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого мною предмета

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я знаю содержание предмета, но практически не слежу за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуюсь периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики

2. Я понимаю вклад каждого параметра познавательной деятельности в учебный успех ученика, знаю теорию познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса, активно использую эти понятия.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я имею затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не могу самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика.

3. Я умею дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строить общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не уделяю должного внимания стилю и способам общения.

4.Я владею технологиями самоанализа. Умею выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умею спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не использую принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строю на эмоциях и ощущениях. В основном ставлю и реализую предметные цели в обучении

5. Я владею навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умею проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не могу или затрудняюсь спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения.

6. Я могу самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не могу описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться моим опытом.

7. Я владею основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не знаю содержания ИК-технологий и не использую их в учебном процессе

Цель методики: определение проблемных зон профессиональных компетенций педагогов. Инструкция: Рассмотрите свою рабочую карту и определите западающие позиции, отмеченные вами баллами 5 и ниже. С другой стороны, определите позиции оптимального и достаточного уровней. Сделайте индивидуальные выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций.











Методика 1. Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности

(Автор С.Ю Степанов)

Ф.И.О.___________________________________________________________

Инструкция

Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения.

Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Под ними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению.

Спасибо за работу!

Утверждения

11

Вам не понятно, зачем нужно развивать творческий потенциал.

Вам ясно, почему необходимо развитие Вашего творческого потенциала.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

22

Вам не ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности

Вам ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

33

Вы наблюдаете за инновационным процессом «со стороны».

Вы являетесь инициатором инновационных поисков в Вашем коллективе.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

44

Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет крайне трудно избавиться от последствий.

Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет легко исправить последствия и двигаться дальше.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

45

Вы считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.

Вы не считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

66

Вы не уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.

Вы уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

77

Вы считаете, что инновации не соответствует ценностям коллектива, в котором Вы работаете

Вы считаете, что инновации соответствуют ценностям коллектива, в котором Вы работаете

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

88

Вы видите слабую поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей

Вы видите сильную поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

99

Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе ухудшатся или останутся плохими.

Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе улучшатся или останутся хорошими.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10

Вы уверены, что необходимой организационной поддержки в творческих начинаниях не будет

Вы уверены, что необходимая организационная поддержка в творческих начинаниях будет оказана

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11

Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива отрицательно повлияет на бюджет школы.

Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива положительно повлияет на бюджет школы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12

Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе ниже или выше необходимого.

Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе оптимальны.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13

Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы несовместимы с творческой деятельностью в коллективе.

Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14

Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы уменьшатся.

Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы увеличатся.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15

Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к «событию ради события», которое стоит игнорировать или перетерпеть

Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию, которое заслуживает внимания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16

Вы боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.

Вы не боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

17

Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то надо вернуться к старым надежным методам работы.

Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то это естественно, и нужно продолжать поиск.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18

У Вас мало уверенности в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.

Вы уверены в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

19

Вы считаете, что творческий поиск в коллективе угрожает Вашим законным интересам

Высчитаете, что творческий поиск в коллективе не угрожает Вашим законным интересам

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20

Вы не видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели согласуются.

Вы видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели хорошо согласуются.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
























Методика 2. Диагностика реализации потребностей в саморазвитии

(Автор Н.П. Фетискин)

Ф.И.О.____________________________________________________________

Вашему вниманию предлагается ряд показателей. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю. Один балл - это минимальная выраженность показателя, 9 баллов - максимальная. В клеточке выбранного для ответа балла поставьте крестик.

Спасибо за работу!

1. Осознание личной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2. Наличие познавательных интересов в области педагогики и психологии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. Чувство долга и ответственности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4. Любознательность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7. Потребность в самопознании

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8. Ранговое место самообразования среди других видов деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9. Уверенность в своих силах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10. Уровень общеобразовательных знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11. Уровень общеобразовательных умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12. Уровень педагогических знаний и умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

13. Уровень психологических знаний и умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

14. Уровень методических знаний и умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15. Уровень специальных знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ключ к методике №1. «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности» (С.Ю Степанов). Опросник предназначен для исследования готовности педагога к изменениям в образовательном учреждении, в собственной деятельности.

При обработке необходимо суммировать отмеченные испытуемым баллы по всем пунктам методики. Об уровне готовности к творческо-инновационной деятельности свидетельствуют следующие количественные показатели:

от 0 до 80 баллов - низкий уровень,

от 81 до 140 баллов - средний уровень,

от 141 до 200 баллов - высокий уровень.

Ключ к методике №2. «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин).

Методика позволяет определить мотивационный и когнитивный компоненты профессионально-педагогического саморазвития.

Для определения мотивационного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 1 - 9 пунктам опросника. Об уровне сформированности мотивационной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели:

55 и более баллов - низкий уровень,

36-54 балла - средний уровень,

35 и менее баллов - высокий уровень.

Для определения когнитивного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 10 - 15 пунктам опросника. Об уровне сформированности когнитивной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели:

37 и более баллов - низкий уровень,

24-36 баллов - средний уровень,

23 и менее баллов - высокий уровень.




Методика 3. Диагностика продуктивности инновационной деятельности .

Анализ продуктов деятельности педагогического коллектива проводится по следующим параметрам: повышение квалификации, участие в профессиональных конкурсах, участие в семинарах, конференциях, мастер - классах, разработка программно-методических материалов, применение современных педагогических технологий (согласно классификации Г.К. Селевко), применение цифровых образовательных ресурсов, участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах. Если параметр присутствует - выставляется 1 балл, нет - 0 баллов. Продуктивность инновационной деятельности определяется подсчетом среднего балла по шкале: низкий уровень - до 0,25, средний - от 0,26 до 0,65, высокий - свыше 0,66

Анализ продуктов деятельности

ППР (название образовательной организации) _________________________________

«____» __________ 200___ г.




Распространение педагогического опыта



Номер п/п



Фамилия, имя, отчество

Занимаемая должность Преподаваемый предмет

Число полных лет

Стаж пед. раб. (число лет, месяцев,дней)

Разряд, категория, год прохождения посл. Аттест.

Повышение квалификации (более 1 раза в 5 лет)

Участие в профессиональных конкурсах

Публикации

Участие в семинарах, конференциях, мастер-классах

Разработка программно-методических материалов

Применение современных педагогических технологий

Применение цифровых образовательных ресурсов

Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах

Продуктивность инновационной деятельности

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.




11.




12.




13.




14.




15.




16.




17.




18.




19.




20.




Примечание: низкий уровень - до 0,25, средний - от 0,26 до 0,65, высокий - свыше 0,66.


Рефлексия включения педагога в инновационную деятельность


№ п/п

Вопрос

Варианты ответов, предложенных педагогами

% выбора

1.

Какие факторы способствуют успешной реализации новшества?

Возможность осуществления личных целей

Осознание общественной значимости инноватики

Творческая коллективная деятельность

2.

Какие ресурсы необходимо использовать?

Восприимчивость к передовому педагогическому опыту

Желание следовать положительному опыту коллег

Навыки исследовательско-экспериментальной деятельности

3.

От чего следует отказаться?

Полная удовлетворенность учебно-воспитательным процессом

Негативный опыт прошлых нововведений

Поспешных выводов

Позиция «пассивного наблюдателя»

Стремление «объять необъятное»

4.

Что необходимо учесть, чтобы ошибки «прошлой» деятельности не переносились в «будущую»?

Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности

Формирование команды единомышленников

Четкое целеполагание

Комплекс мотивационных условий

Критерии готовности педагога к экспериментальной деятельности


Компоненты готовности

Критерии

Показатели

Мотивационная готовность

Наличие исследовательской позиции

в заданном экспериментальном поле

Положительные практические состояния, вызванные отношением к экспериментальной деятельности

Технологическая (операционная) готовность

Выполнение действий, предусмотренных технологией экспериментальной деятельности

Соответствие экспериментальных действий и их результатов методологическим предписаниям и заданным исходным установкам заказчика

Креативная

готовность

Интеллектуальная инициатива в тактике реализации

заданных исходных установок

Получение креативного (оригинального, не имевшегося ранее и т.п.) и обоснованного продукта

Рефлексивная готовность

Осмысленность экспериментальных действий

Адекватность самооценки собственных идей, предложений, опыта и т.д., обоснованное принятие или непринятие идей, опыта, предложений и т.д. других участников экспериментальной деятельности

Банк диагностического инструментария для диагностики потребностей ППР к инновационной деятельности



© 2010-2022