Разработка урока «координатная плоскость»

Данная разработка урока по теме: «Координатная плоскость» может быть использована на уроках математики шестого класса при изучении данной темы. Разработка может быть использована учителем математики на уроках по наглядной геометрии, внеклассной работе учителя. Основная задача данного урока- обеспечить условия для непрерывного и наглядного изучения геометрии. Используя современные образовательные технологии , осуществить в полном объеме реализацию пропедевтического курса наглядной геометрии, необ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработку урока по теме: « «Координатная плоскость»

(наглядная геометрия) в 6 «б» классе подготовила и провела учитель МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района» -

Пучкова Наталья Николаевна


Цель урока:

1. Повторение, общение и систематизация материала по данной теме, контроль усвоения знаний, умений и навыков

2. Развитие математического кругозора, мышления и речи,

внимания и памяти.

3. Воспитание интереса к математике и ее приложениям,

активности, умения общаться.

Ход урока:

1. Орг. момент

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость». Предлагаю вам попутешествовать вокруг системы координат. Выполняя различные задания, вы покажете нам свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях.

2.Мотивация урока.

Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?....Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Еmail. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.

Системы координат окружают нас повсюду

  • чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;

  • система географических координат (широта - параллели и долгота - меридианы);

  • те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят , что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой:

  • с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;

  • применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;

  • при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.

Урок у нас будет необычный, мы проведем «Космическое путешествие на координатной плоскости». А фраза - «Жить на плоскости не скучно, веселей, чем на прямой…» - будет эпиграфом нашего урока.

Мы отправляемся в звездный путь.

3. Актуализация опорных знаний.

В начале определим на каком виде транспорта будем совершать космическое путешествие.

(Математический диктант: координаты точек по порядку их перечисления) .

(0;8), (-2;4) ,(-2;-3) ,(-3;-5) ,(-3;-9) ,(-2;-9) ,(-2;-7) ,(-0,5;-7) ,(-0,5;-9) ,(0,5;-9) ,(0,5;-7) ,(2;-7) ,(2;-9)

(3;-9) ,(3:-5) ,(2;-3) ,(2;-3) ,(2;4 ) ,(0;8) Получается ракета.

Прежде чем отправиться в полет , надо проверить готовность экипажа. Для этого классу предлагается ряд вопросов

Фронтальный опрос учащихся:

  • Определение координатной плоскости.

  • Какие оси называются координатными?

  • Как располагаются координатные оси?

  • Практическое применение координат точек?

  • Как называют пару чисел , определяющих положение точки на плоскости ?

  • Если ордината точки равна 0, то точка лежит на какой оси ?

  • Как называются части, на которые делит система координат плоскость?

  • Кто придумал для нас систему координат?

Ребята активно ответили на вопросы ,учитель сообщает о том ,что в художественной литературе можно встретить упоминание о координатах. Например , в стихотворении

К.Симонова «Сын артиллериста». Один из ребят читает отрывок из этого стихотворения ,где говорится о молодом воспитаннике пожилого майора -Генке, который корректировал по радио огонь артиллерийской батареи.

Вопрос классу: «Какие координаты передавались по радио?»

Повторив учебный материал , мы переходим к новым испытаниям - улетаем в открытый космос».Нас провожает в путь припев песни В.Мурадели и Е.Долматовского «Я-Земля».Прямо по курсу зона метеоритного дождя. Ученики по очереди называют координаты точек .Если координаты названы правильно ,то точка исчезает ,если нет то .вместо одной появляются две новые

4. Обобщение и систематизация знаний.

Мы с вами благополучно преодолели эти испытания. Мы отправляемся дальше в звездную обсерваторию.

У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, её любимую собаку - в Малую Медведицу взял их на небо.

(6;6), (-3;5,5), (-8;5), (0;7,5), (3;7), (-5;7), (-6;3) - созвездие «Малой Медведицы»,

(-15;-7), (-3;-6), (5;-10), (-6;-5,5), (-10; -5), (6;-6), (-1;-10) - созвездие «Большой Медведицы».

Построение выполняется у доски.

Молодцы, ребята, выполнив эти задания, вы доказали, что готовы к путешествию к планете внеземной цивилизации. Наша задача - расшифровать координаты неизвестной фигуры ,спроектированной инопланетянами. Для этой цели ученики каждого варианта должны вычислить координаты планет, найти в классе данные планеты и оставить на них свою подпись.

1 вариант- Абсцисса: (-0,5) *4 -7=

Ордината : (-15): (-5) + (-1)= Ответ: (-9;2)

2 вариант- Абсцисса: 0,5*6 -7 =

Ордината(-18) : (-6) +8 = Ответ: (-4;11)

3 вариант- Абсцисса:7*0,5- (-50 *0,1) =

Ордината:-20 : (-5) - 10 = Ответ : (8,5;-6)

Теперь мы попали на планету туманности. Ничего не видим , но отлично все слышим . Начинается игра «Молчанка». В ней проверяется, помнят ли ученики , в какой координатной четверти находятся точки с заданными координатами. Дети кладут руки перед собой ,опускают на них голову и, закрывая глаза , слушают учителя. Учитель называет координаты точки и говорит в какой четверти она находится. Если ученики согласны с утверждением учителя , то поднимают правую руку ,если не согласны ,то - левую. Естественно учитель не всегда верно указывает координатную четверть , чтобы проверить своих «космонавтов».

5. Самостоятельная работа.

Включаем автопилот и защитное поле. Экипаж может отдохнуть и заняться творчеством.

Начинаем игру «Соревнование художников». Каждый ученик получает карточку с записанными на ней координатами точек. В ходе игры звучит песня В.Мигули и А.Поперечного «Трава у дома». Дети не знают заранее , что они рисуют ,поэтому особенно интересно наблюдать , как вырисовываются контуры фигур. Творческими работами ребят оформляется «картина». По рисункам видно , что экипаж скучает по Земле .Все рисунки

у наших «космонавтов» напоминают о доме, о родной реке , о живых цветах. У одних получилась лодка с парусом , у других дом с трубой.

И действительно приборы показывают, что прямо по курсу Земля. Осталось выполнить последнее задание , чтобы совершить мягкую посадку. На коор. плоскости в разброс написаны буквы. Каждому ряду дается задание - расшифровать слово . Это задание написано на отдельном плакате .Дети последовательно разгадывают слова и получают

«Спасибо за урок , дети!»

6. Итоги урока.

Я думаю, что вы согласны со словами, взятыми сегодня как эпиграф. У нас получился очень интересный урок, на котором вы показали нам свой багаж знаний, а он не маленький и он будет вам необходим в старших классах, он будет еще пополняться и расширяться. А тема «Координатная плоскость», надеюсь, останется для вас любимой.

Рефлексия.

- Скажите, какие испытания нам выпали, путешествуя?

- Какие испытания вызвали у вас затруднения?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие знания математики нам пригодились, какими знаниями мы воспользовались, смогли применить на уроке?

-Давайте вспомним понятия, связанные с координатной плоскостью?

7. Домашнее задание

Построить на координатной плоскости загадочные рисунки.

© 2010-2022