Проектная технология на уроках математики. Из опыта работы

  В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проб...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В течение подросткового возраста происходит бурное, стремительное развитие личности. Именно поэтому стремление к самостоятельности, независимости, творчеству проявляется наиболее ярко. Подростков привлекает свободная и равноправная позиция в учебном процессе. Дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя, формы и виды презентаций зависят полностью только от их собственной фантазии.

К проектированию я обратилась много лет назад, работая над темой "Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики". Хотелось больше времени уделять определенной деятельности, дать возможность учащимся самостоятельно планировать свои действия, распределять время, выбирать форму конечного продукта (результата). И в настоящее время считаю актуальным применение данного метода на уроках, во внеурочное время, т.к. он позволяет обучать учащихся в соответствии с современными требованиями.

На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" дети чаще отвечают:

  • доделывать все до конца;

  • распределять правильно время;

  • представлять результаты своего труда;

  • распределять работу в группе.

Мне удалось работать над проектами с пятиклассниками по учебникам Н.Я.Виленкина, И.И.Зубаревой и А.Г.Мордковича, а также и по учебнику Дорофеева Г.В., Петерсон Л.Г. Отмечу, что, занимаясь по первому и второму учебникам в первом полугодии гораздо больше времени можно уделять работе над проектами на уроках (вводное занятие, промежуточные консультации, защита проекта). Работая над проектами по третьему учебнику, замечаю эффективность краткосрочных проектов, т.к. много нового материала и на уроке очень трудно выделить время на консультации. Применение краткосрочных проектов, на мой взгляд, наиболее удачно при закреплении новых понятий и определений. Например, проекты по теме "Совершенные и дружественные числа" дети решили выполнить в виде сказок. Вот одна из них.

"Совершенные и дружественные числа"

Однажды встретились три числа: 15, 6 и 28. И давай 15 хвастаться: " Я такое красивое, совершенное!". А 6 и 28 отвечают: "Хоть ты и красивое число, но не совершенное, а мы совершенные. Если сложить наши делители, нам не равные, то мы и получаемся". "А как это?"- спрашивает 15. И 6 и 28 объяснили, что ДПроектная технология на уроках математики. Из опыта работы.=Проектная технология на уроках математики. Из опыта работы., 1+2+3=6. ДПроектная технология на уроках математики. Из опыта работы.=Проектная технология на уроках математики. Из опыта работы., 1+2+4+7+14=28. Подружились 15, 6 и 28 и пошли гулять.

Встретились им 220 и 284. А 15 их спрашивает: "А вы совершенные?". "Нет"- отвечают 220 и 284 -" мы хоть и не совершенные, но живем в дружбе и согласии, ведь сумма делителей, отличных от числа, каждого из нас равна другому числу ". "Действительно,"- подсчитали 6 и 28 - "1+2+4+5+10+11+20+22+44+55+110=284, а 1+2+4+71+142=220"."Так значит вы дружественные!" - воскликнуло 15. Так и образовался союз дружественных и совершенных чисел, а число 15 отправилось на поиски новых приключений.

Большой интерес вызвал проект по теме "Немного логики". Учащиеся составили карточки с заданиями на определение общих утверждений и утверждений о существовании, истинных и ложных. Высказывания выписывали из различных источников и составляли свои. Предлагаю некоторые из них.

Любой ребенок любит мультфильмы

Большинство атомов наиболее стабильны, когда их внешняя оболочка заполнена до предела.

Некоторым городам нашей страны более тысячи лет

У каждого народа, как и у каждого человека, есть свое настоящее и свое прошлое.

Некоторые фамилии образованы от мужских имен.

Небо не всегда голубое.

Всякое живое существо имеет право на жизнь.

У каждого человека есть образование.

Каждая молекула углекислого газа состоит из трех атомов.

Большинство рептилий - отличные пловцы.

Не все изменения климата вызваны природными факторами.

У Вини - Пуха всегда хороший аппетит.

6 гусей ведут гусят - шестью десять пятьдесят.

Луна - спутник Земли.

Любой ученик может получить хотя бы одну пятерку.

Некоторые сказки учат детей добру.

Любой ищет счастье.

Проект по теме "Делимость натуральных чисел" выполнен по учебнику Н.Я.Виленкина и др.

Тип проекта - информационный, практико-ориентированный.

Средняя продолжительность - 1-2 месяца.

Цель проекта - создание условий для углубления и систематизации знаний по теме "Делимость натуральных чисел".

Задачи проекта:

  • изучить исторические сведения по данной теме

  • систематизировать определения и правила

  • систематизировать задачи по данной теме

  • изготовить продукт для кабинета математики, который можно использовать на уроках.

Класс разделился на три группы.

I группа собирала исторические факты, относящиеся к данной теме, нашла старинные способы деления ("золотое деление","галера", метод зачеркиваний, притчи и т.д.). Материал оформили в виде свитка. Приемы устного счета и признаки делимости (а они изучаются в 6 классе) были предложены в виде пособия для устного счета (модель цирка). Правила, определения и свойства были собраны в красочной папке.

II группа работала над задачами. Учащиеся пытались систематизировать их, составляли схемы, подбирали к ним задачи, составляли свои задачи.

  • Во сколько раз больше, меньше.

  • Задачи, решаемые с помощью уравнений.

  • Задачи на движение.

  • Задачи с использованием формул.

  • Задачи с лишними данными.

  • Задачи на части.

  • Задачи "с подвохом".

Большой интерес вызвало составление задач (выбрали тему о живой природе) и оформление результата. Были изготовлены модели домов, транспорта и т.д., получился небольшой красочный городок. Задачи находились внутри моделей.

III группа работала над составлением тестов, кроссвордов по данной теме. Также были представлены интересные задания в форме числовых мельниц, цепочек вычислений.

В I группе доминирующей была информационная деятельность, II и III - практико-ориентированная.

На заключительном этапе работы:

  1. проведена защита проектов;

  2. выполнен самоанализ работы группы и анализ результатов работы других групп;

  3. проведена экспертиза проектов в рамках работы экспертной группы, в которую входили учащиеся 8 класса, родители и руководитель проекта.

Еще Л.Н.Толстой в "Общих замечаниях учителю" писал: "Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:

  1. чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;

  2. чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях".

Думаю, что эти условия выполнимы при применении метода проектов в своей работе.


© 2010-2022