Конспект урока по математике на тему Окружность и круг 3 класс

Раздел Математика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Окружность и круг"

Тип урока: Первичный

Цели:

  • Формировать представления о понятии - окружность и круг

  • Формировать умения строить окружность с помощью циркуля,

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, развивать математические способности, мыслительные операции

  • способствовать развитию логического мышления, речи

  • содействовать воспитанию у школьников отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, умение слушать товарищей) и сознательной дисциплины

Задачи:

  • получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах;

  • развитие практических умений- пользование циркулем;

  • развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

  • воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать; воспитывать толерантность, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: мультимедийный проектор, листы с заданием на повторение, листы для пробного действия, модели фигур из листа пробного действия.

Универсальные учебные действия.
Личностные: проявлять внимание, удивление, желание работать; считаться с мнением другого человека; проявлять доброжелательность.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность своих действий; анализировать свою работу, уметь находить свои ошибки.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; уметь презентовать свою информацию в словесной форме.

Коммуникативные: приходить к общему ответу; воспринимать текст с учётом учебной задачи.




















Ход урока.

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Эмоциональный настрой. Мотивация к деятельности. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

- Поприветствуем гостей,

Скажем: «Здравствуйте!» -смелей.

А поможет нам девиз,

Он для нас ведь не сюрприз!

(Учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух)

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

(слайд 2)

Приветствуют гостей и учителя.

Организуют рабочее место.


Личностные:самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Отдохнуть мы все успели,

А теперь пора за дело.

Математика нас ждёт

Начинаем устный счёт.

(слайд 3)

(интерактивная доска- дети работают по очереди, остальные в учебнике)

- Среди данных чисел обведите кратные числа 8.

- Запишите в рабочих тетрадяхэти числа, расположив их по возрастанию (убыванию).

- Назовите кратные чисел 8,16,24,32.

- Какой делитель из этих чисел самый маленький, а какой самый большой?

(слайд 4)

-Посмотрите на слайд. Как можно назвать предметы, изображённые на слайде?

- Посмотрите, что в них интересного?

(слайд 5)

- Назовите лишнюю фигуру.




  • Составьте слова, которые помогут определить тему урока.

  • Одно слово состоит из букв, стоящих на границах фигур, а другое - из букв, стоящих внутри границ.

  • Составьте эти слова.

  • Какова же тема урока?

(слайд 6)

  • У нас проблема! Чем отличается окружность от круга?



  • Какие цели поставим?




(18,24,16,48,8,56,64,32,82)

Работа в рабочих тетрадях (записывают дату и число).

Работа по вариантам.

1-маленький,

само число - большой


- Геометрические фигуры

- Это геометрические фигуры, точки, отмеченные на них, обозначены буквами.

- Круг - остальные многоугольники; треугольник - у него одни ворота, а у остальных - двое; квадрат - у него домик расположен не в центре, а у остальных - в центре…


- Круг, окружность.



- Дети высказывают свои предположения: окружность представляет границу круга, а круг - это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью

- Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры



Личностные: самоопределение

Регулятивные: прогнозирование, целеполагание

Коммуникативные:

овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи.

Познавательные:

организовать повторение, формулирование познавательной цели

активизировать мыслительные операции:

анализ, синтез, сравнение, обобщение





III. Выявление места и причин затруднения.

  • С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?

  • Правильно, ребята. Но у нас снова проблема! Угадайте, зачем я принесла крышку для консервирования?

  • Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показываю.) Границы любого круга - это окружность. Резинка, которую можно вынуть из консервной крышки (показываю) - это "окружность".

  • Кто же может ответить, что такое окружность?

  • Каким свойством обладают и круг, и окружность?

А в чем отличие окружности от круга?


Регулятивные: проведение

учащимися анализа своих действий;

выявление и фиксация учащимися причины затруднения

Коммуникативные:

овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи

Познавательные:

мотивировать учащихся к выполнению пробного действия, организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность,

Она идёт по краю круга

И называется - (окружность).(слайд 8)

Инсценировка

Учитель

Встретилась Окружность с Кругом,

Спорить стали вот о чём:

Кто главнее всех в округе,

Кто сначала, кто потом?

Круг сказал, что он главнее:

Круг

«Я большой и, посмотри, -

Весь заполнен в середине,

Есть по краю и внутри».

Учитель

Тут воскликнула Окружность:

Окружность

« Жить не сможешь без меня.

Я ведь линия сплошная

И граница я твоя».

Учитель

Долго спорили фигуры

Кто из них кого главней,

И соседей опросили

И знакомых, и друзей,

Но закончить этот спор

Не смогли и до сих пор.

- Как бы вы ответили?

(слайды 9, 10, 11)



-Попробуйте начертить окружность.

  • Итак, посмотрим, что у вас получилось.

  • Какое задание вы должны были выполнить?



  • Каким способом вы пытались воспользоваться?



  • В чем затруднение?





  • Почему возникло затруднение?



  • 10 человек выйдите к доске, взявшись за руки, изобразите окружность. Вы - точки окружности.

  • Ещё один из вас будет «точкой». Я попрошу «точку» встать в центр «окружности». От какой точки «окружности» «центр» будет дальше всего? Ближе всего? (Центр будет находиться на одинаковом расстоянии от всех точек окружности.)

  • Как доказать это при помощи тесьмы?

  • Итак, вы видите, что расстояние не меняется. На математическом языке говорят, что центр окружности равноудалён от всех её точек. А расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется радиусом.

  • Если соединить линией две противоположные точки окружности, то такая линия будет проходить через центр окружности. Называется такая линия диаметром окружности.



Выступление детей









- Это геометрические фигуры.

Сходство: равноудаленность, Различие: круг-заполняет плоскость, а окружность нет

Дети работают на интерактивной доске

Работа на листках

- Мы должны были начертить окружность

- Нарисовать от руки, на глаз

- Окружности получаются не правильные, кривые, неровные.

- У нас нет способа построения окружностей





- Надо взять один конец тесьмы в руки «центру», а другой конец - «точки» окружности по очереди передают друг другу

Регулятивные:планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

V.Применение знаний, первичное закрепление

- Проверьте ваши наблюдения по учебнику. Рассмотрите чертёж в рамке.

  • Что вы видите на чертеже?

  • Что отмечено внутри окружности?

  • Сколько радиусов проведено? Назовите их.

  • Сколько диаметров? Назовите их.

  • Какими фигурами являются радиус и диаметр окружности?

  • Прочтите, что об этом написано в рамке под чертежом (работа с правилом).



  • Проверьте свои результаты.

  • Как вы думаете, удобно ли чертить окружность на бумаге с помощью тесьмы?

  • С помощью, каких предметов можно провести окружность на бумаге?



- Окружность

- Центр О

- 3 радиуса: ОА, ОВ, ОС

- 1 диаметр - АС

- Отрезками



- Нет

- Можно использовать стакан, тарелку…

Регулятивные:построение учащимися нового знания с использованием предметных действий с моделями на основе задания, вызвавшего затруднение; фиксация нового знания в речи;

преодоление возникшего ранее затруднения

Коммуникативныеовладение навыками оформления своих мыслей в устной речи.


VI.Физминутка

«Видят глазки всё вокруг»Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Личностные:понимание важности проявления заботы о своем здоровье.

VII. Практическая работа

  • Какой чертёжный инструмент для этого предназначен?

  • Послушайте загадку:

Мой предмет - циркач лихой,

Чертит круг одной ногой.

Может он согнуть колено,

Если выйдет на арену,

А другой проткнуть бумагу,

Уцепился и ни шагу!

(слайд 21,22, 23, 24, 25)

-Посмотрите - какие разные бывают циркули. Само слово циркуль происходит от латинского «циркулюс» - круг, окружность. Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя. Самый старый железный циркуль нашли во Франции. Он пролежал в земле более 2000 лет.

  • С каким словом созвучно? «Цирк - циркуль «циркулюс» (круг). У цирка арена круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка.

  • (дать распечатанный вариант Карине)





  • Возьмите циркули. Найдите ножки, головку, иглу, грифель (стержень внутри карандаша). На ножке игла - значит, как обращаться с циркулем?

  • (слайд 26)

  • Как правильно пользоваться циркулем?




  • Начертите окружность с центром в точке D.

  • Что еще требуют выполнить в задании?

  • Поставьте точки.


- Какая из точек ближе к центру?



- Циркуль






  • Знакомство с устройством циркуля и правилами ТБ в обращении с колющим предметом.



Алгоритм

  1. Берем циркуль в правую руку за головку.

  2. Разводим концы его ножек

  3. Упираем ножку с иглой в поверхность

  4. Поворачиваем ножку с грифелем, касаясь бумаги

Замыкаем линию.


- Поставить точки

Внутри окружности ставят красную точку, на окружности - синюю, вне - зеленую.


  • Красная

Познавательные: применение нового знания с проговариванием во внешней речи


VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1. Окружность - это:

в) замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удален то всех точек окружности.

2.Радиус окружности-

в) отрезок, соединяющий центр и любую точку окружности

3. Все радиусы одной окружности:

а) равны между собой;

(слайд 27(ответы 28)

Фронтальная проверка текста

Дети работают с цветными кружками (красные и зеленые) и проверяют с доской

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено

Личностные: самоопределение



IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Достигли ли мы цели урока?


  • Продолжите предложения (устно):

Сегодня на уроке:

  • я узнал…

  • я научился…

  • (слайд 29)

- Молодцы! Благодарю за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности



Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные:

рефлексия

Личностные:смыслообразование

X. Домашнее задание.

(Слайд 31) сканер учебника вставить


© 2010-2022