Программа курса Экология и география ХМАО

Предлагаемая мной программа  1 час в неделю используется нашей школой уже не первый год. Накоплен большой дидактический материал, мультимедийные презентации по основным темам.Каждая тема сопровождается набором тестовых заданий, которые могут использоваться как на уроке, так и для самостоятельного выполнения дома с использованием интернет ресурсов.Разработан ряд практических работ с использованием контурных карт. Курс способствует формированию патриотизма, способствует определению будущей професс...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКа

Приказом Главного управления по общему и профессиональному образованию № 230 от 18.06.99 г. «О внедрении регионального компонента в образовательных учреждениях округа» в качестве региональной составляющей выделен учебный предмет «География Ханты-Мансийского автономного округа» в 8 классах.

Определено количество часов на изучение регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана - по 1 часу в неделю в 8-9 классах, что составляет 34 часа в 8 классе .В планировании изложены задачи тем уроков, указаны основные методы и технологии обучения, виды и формы контроля, основные требования к знаниям и умениям учащихся, а также рекомендуемые для проведения лабораторные работы, способствующие эффективному усвоению учебного материала и активизации познавательной деятельности учащихся.

Предлагаемые методические материалы дадут возможность обеспечить внутрипредметные и межпредметные связи и позволят учителю более осмысленно отбирать факты, понятия, доказательства, обобщения, главные идеи и зависимости, четко организовывать практическую деятельность учеников, планомерно осуществлять контроль знаний.

Целеноправленно организованная работа учителя создаст условия для:

  • Развития у учащихся познавательного интереса;

  • Лучшего усвоения нового материала;

  • Систематизации знаний

  • Повышения практической значимости полученных знаний и умений.

Организация труда учителя и учащихся позволит достичь поставленных целей без дополнительных затрат времени. В зависимости от условий преподавания , особенностей класса учитель может внести необходимые ему коррективы.

Учитель имеет право вносить следующие изменения: переставлять темы, изменять расчасовку как внутри темы, так и между темами. Часть материала можно рекомендовать для самостоятельного изучения. Современное образовательное пространство требует от учащихся более глубоких знаний, компетентности в вопросах о природе своей местности, о быте и хозяйственной деятельности населения. Необходимо сформировать систему знаний о природе округа, о географическом положении, растительности, животном мире, о хозяйственной деятельности населения, используя личный социальный опыт у учащихся. Нужно создать образ родного края, целостную картину окружающей их среды, воспитать уважение к своей культуре, к народным традициям, чувство ответственности, сопричастности к истории, географии и культуре народа. Важно побуждать учащихся познавать, оценивать окружающий мир, осваивать и принимать традиции той среды, где проживает человек. Изучение природных, социально- экономических, исторических, культурных особенностей родного края, своей связи с предшествующими и последующими поколениями позволит быть компетентными в интеллектуальной, творческой, эмоциональной, образовательной сфере, повысит качество образования.

С 1 сентября 2007 года по Базисному учебному плану на региональный компонент отводится 34 часа, т.е. 1 час в неделю. Такое распределение учебной нагрузки дает учителю большие возможности для углубленного изучения географии родного края.

Цель курса:

обогащение сознания выпускника средней школы знанием географии своего родного края, его роли и места в российской и всемирной экономике; воспитание на этой основе осознанной любви к Отечеству, что в итоге подразумевает формирование компетентности в данной области мировоззрения молодого человека.

Программа «Экология и география Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры» охватывает все разделы курса географии:

- в первой части изучается физическая география округа,

- во второй - разработаны часы для изучения социально-экономических основ.

Количество предлагаемых для изучения курса часов четко разделены по темам:

- рельеф,

- климат,

- почвы,

- природные комплексы,

- полезные ископаемые

В планирование включена работа с учебником, с указанием конкретных документов по каждой теме курса, ссылки на источники. Вариативные формы урока по каждой теме: лекции, практикумы, лабораторные работы, экскурсии, лекции, семинарские занятия.

Требования к уровню подготовки учащихся:

По окончании изучения курса учащиеся должны уметь определять границы округа, называть крупные города входящие в состав округа. Находить ХМАО на карте мира, сравнение с площадями других территории и государств мира, крайние точки, границы с другими регионами. Определение координат крайних точек, обозначение их на контурной карте. Границы, соседи, ближайшие моря, океаны, страны, расположенные на тех же широтах, что и округ, положение в пределах климатических поясов природных зон. Оценивать географического положения, влияние г.п. на природу, население и экономику. Нахождить по карте районов, городов, обозначение их на контурной карте, работа по образной карте округа (по описанию определи герб района), работа с топонимами . Систематизировать данные в таблицу по схеме: Эры, периоды, геологические явления и процессы, формирование живых организмов, основные полезные ископаемые. В виде схемы показать геологическое строение округа, выделить основные ярусы (3),знать особенности рельефа, разнообразие рельефа в пределах Западно-Сибирской равнины, системы низменностей и низин, возвышенности. Наносить на контурную карту основные формы рельефа: низменности, возвышенности. Знать геономенклатуры. Горючие, рудные и нерудные ископаемые, драгоценные камни и металлы, общераспространенные полезные ископаемые. Размещать полезные ископаемые в связи с геологической историей местности, составом и характером залегания горных пород. О происхождении названий месторождений нефти. Работать по образной карте: на гербах каких районов изображен факел; вышка. Знать о деградации лесов и пастбищ, определять экологические проблемы. Разнообразие климата и быстрая смена погоды во все сезоны года, значительные суточные и сезонные колебания температуры воздуха, влияние воздушных масс Арктики и Атлантики. Работать по образной карте: какие небесные светила изображены на гербах территорий.

Называть основные климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы, температурный режим, атмосферные осадки, характер подстилающей поверхности. Влияние климата на жизнедеятельность человека, многолетняя мерзлота, заболоченная местность. Знать территориальные различия сезонов года, стихи и проза о природе родного края, продолжительность вегетационного периода, районы земледелия округа. Знать чем опасны для человека некоторые природные явления. Давать общая характеристика рек: речная система, бассейн, длина, уклон, питание, режим, ледостав и др. Характеристику рек Обь и Иртыша. Характеристику рек различных бассейнов, обозначение их на контурной карте, знание номенклатуры. Давать определения терминам: озера-старицы, озера-туманы. Выявлять их названия и способы их образования. Распознавать Болота: верховые, низинные, переходные. Минеральные источники округа. Раскрывать взаимосвязь между рельефом, уклоном реки, характером течения, формой речной долины. Зависимость режима от климата. Распознавать и описывать строение основных типов почв. Пути повышения плодородия почв. Земельные ресурсы. Определять виды растительности, история их формирования. Работать по образной карте: какие виды растительности изображены на гербах территории округа. Определять типичную естественную растительность подзон северной, средней, южной тайги, приспособление растений и животных к условиям обитания, биологические ресурсы. Знать растительность в горах Урала, природоохранные меры. Дать характеристику мира беспозвоночных, земноводных, птиц. Работа по образной карте: какие животные изображены на гербах районов. Значение рыбы в жизни населения округа. Млекопитающие, рукокрылые, зайцеобразные, грызуны, хищные, копытные.. Значение оленей в жизни населения округа. Определять ландшафтные области. Хозяйственная деятельность населения. Знать рекреационный потенциал округа. Уметь составлять комплексную физико-географическую характеристики природного комплекса южная тайга. Знать историю заселения, коренные народы и народности, традиционные виды деятельности, жилища, традиции, обычаи народов, их взаимосвязь с природными особенностями и природными ресурсами. Проблемы коренных народов, пути их решения.





СТРУКТУРА КУРСА



Модуль (раздел, глава, тема)

Примерное количество часов

Введение

4

Глава 1.

Природа ХМАО

27

рельеф

7

климат

6

Гидрографическая сеть

5

почвы

1

Растительный и животный мир

8

История заселения и хозяйственного освоения территории округа

2



Итого часов 33

Резерв 2

















Учебно-методический комплекс:



1. Учебник География ХМАО. 8-9 классы. - Москва, Экопрос, 1996.

2. Экология ХМАО под ред. В. В. Плотникова. - Софт-Дизайн, Тюмень, 1997.

3. У истоков сибирской нефти. Аура Урая. - ООО «Книгоиздательство Пента», 2005.

4. Атлас ХМАО-Югры. Природа. Экология. I-II том, Ханты-Мансийск-Москва, 2004.

5. История геологического поиска. К 50-летию Западно-Сибирской нефтегазовой провинции. Москва. Издательство «Пента», 2003.

6.Региональный журнал ЮГРА. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, 31.

7. Репродукции картин (произвольно подбираются учителем по каждой теме.)

8. Видеофильмы

9.Компьютерные программы: Электронный атлас «Люби и знай свой край родной»; Инвестиционный паспорт ХМАО-Югры; DATA DVD ХМАО - Югра, Комитет по ресурсам.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля. Измерители


Формируемые компетенции

Д\З

Дата проведения

план

факт


введение

4










1

География ХМАО

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Югра, Югория, гиральдика ознакомление с гербом, флагом и гимном округа, образной картой округа

Определять границы округа, называть крупные города входящие в состав округа

беседа

Познавательные, профориентационные, здоровьесберегающие

Стр.6-7

4.09

11.9

2

Территория, границы и географическое положение

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


ХМАО на карте мира, сравнение с площадями других территории и государств мира, крайние точки, границы с другими регионами

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Познавательные, ценностно-ориентированные, профориентационные

Стр.7-11

11.09

18.9

3

Определение по картам географического положения округа.

1

Комбинированный урок

Координаты крайних точек, климатические пояса округа,

Определение координат крайних точек, обозначение их на контурной карте. Границы, соседи, ближайшие моря, океаны, страны, расположенные на тех же широтах, что и округ, положение в пределах климатических поясов природных зон. Оценка географического положения, влияние г.п. на природу, население и экономику

Практ. Раб.


Познавательные, коммуникативные

Раб.тетр. 4-6

18.09

25.9

4

Административно-территориальное деление округа.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Районы округа, их центры, место расположения

Нахождение по карте районов, городов, обозначение их на контурной карте, работа по образной карте округа (по описанию определи герб района), работа с топонимами

С.11 практикум

познавательные профориентационные

Стр.10

25.09

2.10


Глава 1

Природа ХМАО

27





Рельеф 7 часов





5

История развития территории округа

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эры земли, особенности периодов

Систематизация данных в таблицу по схеме: Эры, периоды, геологические явления и процессы, формирование живых организмов, основные полезные ископаемые.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Познавательные, коммуникативные


Стр14-17

2.10

9.10

6

Геологическое строение округа

1

Комбинированный урок

Ярусы, их расположение

В виде схемы показать геологическое строение округа, выделить основные ярусы (3),

задание3 на странице 19,

Познавательные, ИКТ-компетенции

Стр. 17 -18, р. т. стр. 9, задание 8.

9.10

16.10

7

Разнообразие рельефа. Основные формы рельефа.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Параллельно-грядовой рельеф, густота расчленения рельефа

Особенности рельефа, разнообразие рельефа в пределах Западно-Сибирской равнины, системы низменностей и низин, возвышенности

Таблица, тест

Познавательные, ИКТ-компетенции


С 19-22

16.10

23.10

8

Практическая работа . Основные формы рельефа.

1

Комбинированный урок

Наиболее мелкие формы рельефа: бугры пучения, термокарстовые воронки, эрозионные уступы,

Нанести на контурную карту основные формы рельефа: низменности, возвышенности. Знание геономенклатуры: н-р, зачет по карте.

Контурные карты


Здоровьесберегающие, познавательные

Стр. 22-24,

23.10

30.10

9

Полезные ископаемые

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Нефть, природный газ, кварц, железные руды

Горючие, рудные и нерудные ископаемые, драгоценные камни и металлы, общераспространенные полезные ископаемые

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Познавательные, профориентационные

Стр. 24-30

30.10


10

Основные месторождения нефти и газа.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

месторождения нефти в округе

Размещение полезных ископаемых в связи с геологической историей местности, составом и характером залегания горных пород. О происхождении названий месторождений нефти. Работа по образной карте: на гербах каких районов изображен факел; вышка.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Познавательные, профориентационные


Стр 30 1-3

13.11


11

Влияние деятельности человека на рельеф округа

1

Комбинированный урок

Рельефообразующая деятельность человека

Деградация лесов и пастбищ, экологические проблемы

тест

ценностно-ориентированные, познавательные


20.11



климат

6










12

Климатические особенности.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Температурный режим, солнечная радиация,континентальность климата

Разнообразие климата и быстрая смена погоды во все сезоны года, значительные суточные и сезонные колебания температуры воздуха, влияние воздушных масс Арктики и Атлантики. Работа по образной карте: какие небесные светила изображены на гербах территорий.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Познавательные, ИКТ-компетенции


С 30-31

27.11


13

Климатообразующие факторы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Роза ветров, годовое количество осадков

Основные климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы, температурный режим, атмосферные осадки, характер подстилающей поверхности.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Здоровьесберегающие, познавательные


С 33-38

4.12


14

Практическая работа Определение климатических условий для жизни и деятельности в Кондинском районе.

1

Комбинированный урок

климатические условия для жизни и деятельности в Кондинском районе.

Влияние климата на жизнедеятельность человека, многолетняя мерзлота, заболоченная местность.

Практ.

раб

Познавательные, ИКТ-компетенции


С 39 таблица

11.12


15

Сезоны года

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Отличия календарных и климатических сезонов в округе

Территориальные различия сезонов года, стихи и проза о природе родного края

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Познавательные, ценностно-ориентированные


40-45

18.12


16

Агроклиматические ресурсы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Среднесуточная температура, летние заморозки

Продолжительность вегетационного периода, районы земледелия округа.

Задание со свободным ответом по выбору учителя


Познавательные, профориентационные

С 46 табл



17

Опасные явления

1

Комбинированный урок

Опасные климатические явления: туманы, метели, грозы, ураганы и др.

Знать чем опасны для человека некоторые природные явления

Задание со свободным ответом по выбору учителя

ценностно-ориентированные, познавательные


С 46-48

25.12



Гидрографическая сеть

5








18

Реки округа. Обь, Иртыш.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Богатство водных ресурсов.

Общая характеристика рек: речная система, бассейн, длина, уклон, питание, режим, ледостав и др. Характеристика рек Обь и Иртыша.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

тест

Познавательные, ценностно-ориентированные


С 49-53

15.1


19

Речная сеть правобережной части Среднего Приобья. Реки Нижнего Приобья. Речная сеть бассейна Иртыша.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Бассейн реки Конда, особенности

Характеристика рек различных бассейнов, обозначение их на контурной карте, знание номенклатуры.

Контурные карты

Познавательные, ИКТ-компетенции

коммуникативные


С 53-57

22.1


20

Озера

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Торфянные массивы, низинные болота, подземные воды

Давать определения терминам: озера-старицы, озера-туманы. Выявлять названий и способов образования

Задание со свободным ответом по выбору учителя

коммуникативные

познавательные, ИКТ-компетенции


С 57-59

29.1


21

Подземные воды, болота

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные признаки болот, их виды

Распознавать Болота: верховые, низинные, переходные. Рям, подрямок. Минеральные источники округа.

тест

Познавательные, ценностно-ориентированные


60-61

5.2




22

Составление комплексной характеристики Конды.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

топонимы

Раскрыть взаимосвязь между рельефом, уклоном реки, характером течения, формой речной долины. Зависимость режима от климата.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

познавательные


С 205-215

12.2



Почвы

1









23

почвы

1

комбинированный

Подзолисто-болотные , торфяно-болотные, аллювиальные почвы

Распознавать и описывать строение основных типов почв. Пути повышения плодородия почв. Земельные ресурсы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

познавательные


С 62-65

19.2



Растительный и животный мир

8









24

История формирования растительности.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Природный комплекс - тайга. Виды растительности

Определять виды растительности, история их формирования. Работа по образной карте: какие виды растительности изображены на гербах территории округа.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Познавательные, ИКТ-компетенции


С 65-66

26.2


25

Растительность равнин.

1

комбинированный

Биологические ресурсы, подзоны тайги

Определять типичную естественную растительность подзон северной, средней, южной тайги, приспособление растений и животных к условиям обитания, биологические ресурсы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Познавательные, ценностно-ориентированные


С 66-72

5.3


26

Растительность гор

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Заповедники, заказники

Растительность в горах Урала, природоохранные меры.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Познавательные, ценностно-ориентированные


С 72-76

12.3


27

Животный мир

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Видовое разнообразие животного мира

Дать характеристику мира беспозвоночных, земноводных, птиц. Работа по образной карте: какие животные изображены на гербах районов. Значение рыбы в жизни населения округа.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Познавательные, ИКТ-компетенции


С 77-83

19.3


28

Животный мир

1

комбинированный

Проблемы охраны фауны округа.

Млекопитающие, рукокрылые, зайцеобразные, грызуны, хищные, копытные.. Значение оленей в жизни населения округа.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

ИКТ-компетенции, ценностно-ориентированные


С 83-89

2.4


29

Природные комплексы

1

комбинированный

Взаимодействие компонентов природы в лесной зоне,

Определять ландшафтные области. Хозяйственная деятельность населения.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

ИКТ-компетенции, познавательн коммуникативные




С 88-91

9.4


30

Экология и охрана природы

1

комбинированный

Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы,

Знать рекреационный потенциал округа.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

ИКТ-компетенции, коммуникативные


С 192-200

16.4


31

Практическая работа Составление комплексной физико-географической характеристики природного комплекса южная тайга

1

комбинированный

Природный комплекс

Уметь составлять комплексную физико-географическую характеристики природного комплекса южная тайга

Составление таблицы

познавательные


таблица

23.4



Глава 2. История заселения и хозяйственного освоения территории округа

2









32

История заселения территории округа.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Родовые угодья, коренные народы, их особенности

Знать историю заселения, коренные народы и народности, традиционные виды деятельности, жилища, традиции, обычаи народов, их взаимосвязь с природными особенностями и природными ресурсами. Проблемы коренных народов, пути их решения.. Работа по образной карте: чумы на гербах, почему чум главное жилье народов

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Познавательные, ценностно-ориентированные,


С96-107

30.4


33

Урок-экскурсия. Быт, традиции коренных народов.

1

комбинированный



Отчет по экскурсии

Познавательные, профориентационные, ценностно-ориентированные


6.5


Резерв 2 часа



Учебно-методические пособия:

1.Учебное пособие для 8-9 классов

Авторы: Бакулин В. В., Козин В. В., Орлова Т. К., Смирнов И. И., Элерт Н. Н.

Рекомендовано к изданию Министерством образования РФ

Утверждено Главным управлением Администрации ХМАО

Москва. «Экопрос». 2000 год.

2.Учебник География ХМАО. 8-9 классы. - Москва, Экопрос, 1996.

3.Экология ХМАО под ред. В. В. Плотникова. - Софт-Дизайн, Тюмень, 1997.

4.У истоков сибирской нефти. Аура Урая. - ООО «Книгоиздательство Пента», 2005.

5.Атлас ХМАО-Югры. Природа. Экология. I-II том, Ханты-Мансийск-Москва, 2004.

6.История геологического поиска. К 50-летию Западно-Сибирской нефтегазовой провинции. Москва. Издательство «Пента», 2003.

7.Региональный журнал ЮГРА. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, 31.

8.Репродукции картин (произвольно подбираются учителем по каждой теме.)

9.Видеофильмы

10.Компьютерные программы: Электронный атлас «Люби и знай свой край родной»; Инвестиционный паспорт ХМАО-Югры; DATA DVD ХМАО - Югра, Комитет по ресурсам.





© 2010-2022