- Преподавателю
- Математика
- Нахождение суммы первых п членов арифметической прогрессии
Нахождение суммы первых п членов арифметической прогрессии
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Майорова Т.Ф. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Нахождение суммы первых п членов
арифметической прогрессии (Урок 1)
Цели: вывести формулу суммы первых п членов арифметической прогрессии; формировать умение применять эту формулу при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторить и закрепить изученный материал по теме формула n-го члена арифметической прогрессии.
- Вывести формулу для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии и формировать навыки по ее применению.
- Формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;
Развивающие:
- Продолжить формирование правильной математической речи.
- Развивать мышление путем анализа.
- Содействовать развитию воли и настойчивости в учении путем решения практических задач.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру математического мышления, ответственность, самостоятельность, настойчивость, инициативу и творчество.
Оборудование: компьютеры, мультимедиопроектор, интерактивная доска, портрет Магницкого, изображение первого учебника математики.
Ход урока
-
Организационный момент.
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме формула n-го члена арифметической прогрессии. Вывести формулу для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии и формировать навыки по ее применению.
-
Актуализация знаний.
Два ученика работают с интерактивным тестом, остальные - устные упражнения (Презентация)
-
Какое из указанных чисел не является членом последовательности
?
1) - 19/21, 2). 19/20 3). - 9, 5 4). - 19/9.
2. Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них - арифметическая прогрессия. Укажите её.
1) 1; 2; 3; 8;…
2) 4; 8; 12; 16;…
3) 1; 3; 9; 27;
4) 1; 1/3; 1/6; 1/9;… /2/
3. Какая из следующих последовательностей является арифметической прогрессией?
1) Последовательность всех правильных дробей, числитель которых равен 9
2)Последовательность натуральных степеней числа 8
3) Последовательность натуральных чисел, кратных 4
4) Последовательность кубов натуральных чисел /3/
4. Арифметические прогрессии (х n), (у n) и (z n) заданы формулами n -го члена: x n = 2n + 9, у n =Зn, z n = 2n + 1. Укажите те из них, у которых разность d равна 2.
1). (х n), 2). (х n), (у n) 3). (х n), (у n) и (z n) 4). (х n), (z n) /2/
III. Объяснение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации.
З а д а ч а. Ученик мастера изготовил в первую неделю работы 15 гончарных изделий, а в каждую следующую неделю изготовлял на 5 изделий больше, чем в предыдущую. Сколько изделий ученик изготовил за восьмую неделю? Сколько изделий ученик изготовил всего в течение десяти недель?
Решение:
Количество изготовленных изделий в первую, вторую и т. д. недели можно обозначить а1, а2,… ап, …, причем (ап) - арифметическая прогрессия с разностью d = 5 и первым членом а1 = 15. За восьмую неделю ученик изготовил гончарных изделий:
а8 = 15 + 5 (8 - 1) = 50.
Ребята, а как ответить на второй вопрос?
Для ответа на второй вопрос ученики могут предложить только такой способ решения: подсчитать количество изделий, выполненных за 2-ю, 3-ю, …, 10-ю неделю, и сложить. Это очень долго. А если в задаче нужно будет найти сумму ста членов арифметической прогрессии, тысячи?
Возникает проблема - нужна общая формула. Получить такую формулу нам поможет…
Выступление ученика: (Интерактивная доска)
-
Пример из истории математики.
Алгебра на клетчатой бумаге
Сведения, связанные с прогрессиями, впервые встречаются в дошедших до нас документах Древней Греции. Уже в V в. до н. э. греки знали прогрессии и их суммы.
Задача из египетского папируса Ахмеса:«Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 человеками, разность же между каждым человеком и его соседом равна меры»
Несмотря на это, в нашем школьном обиходе прогрессии появились сравнительно недавно. В учебнике Магницкого, изданном в 1703 году и служившем целых полвека основным руководством для школьного обучения, прогрессии хотя и имеются, но общих формул, связывающих входящие в них величины между собой, в нем не дано. Сам составитель учебника не без затруднений справлялся с такими задачами. Между тем формулу суммы членов арифметической прогрессии легко вывести простым и наглядным приемом с помощью клетчатой бумаги. На такой бумаге любая арифметическая прогрессия изображается ступенчатой фигурой. Например, фигура АВDС на рисунке изображает прогрессию: 2; 5; 8; 11; 14.
-
D
G
1
5
2
4
3
3
4
2
5
1
А C E
Чтобы определить сумму ее членов, дополним чертеж до прямоугольника АВGE. Пoлучим две равные фигуры АВDС и DGЕС. Площадь каждой из них изображает сумму членов нашей прогрессии. Значит, двойная сумма прогрессии равна площади прямоугольника АВGЕ, т. е. (АС + СЕ)* АВ.
Но АС + СЕ изображает сумму 1-го и 5-го членов прогрессии; АВ - число членов прогрессии. Поэтому двойная сумма
2S = (сумма крайних членов)* (число членов)
S = (первый + последний член)* (число членов)/2
-
Ребята, как записать эту формулу в обозначениях?
Появляется формула:
-
- формула суммы п первых членов арифметической прогрессии.
Формулу записывают в тетрадь.
Хорошо. Итак, что нужно знать, чтобы вычислить сумму первых нескольких членов арифметической прогрессии?
Обычно арифметическая прогрессия задается первым членом и разностью, поэтому удобно иметь еще формулу суммы п первых членов, выраженную через а1 и d арифметической прогрессии.
, ап = а1 + d (п - 1);
(2) - формула суммы п первых членов арифметической прогрессии.
Формулу записывают в тетрадь.
В учебнике вы найдете другой вывод этой формулы.
4. Пример.
Вернемся к задаче про ученика мастера. В течение 10 недель ученик мастера изготовил
S10 = · 10 = 375 изделий.
IV. Формирование умений и навыков.
Так как формул суммы п первых членов арифметической прогрессии две, то необходимо сначала выяснить, в заданиях какого вида лучше использовать каждую из них, а затем при решении упражнений анализировать условие и выбирать формулу.
№ 603(а), № 604(а). Самостоятельное решение с последующей проверкой.
№ 606(а).
V. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
- Назовите формулу суммы первых п членов арифметической прогрессии (2 вида).
- В каких случаях удобнее применять формулу I, II?
Домашнее задание: п. 26 (до примера 3),№ 605, № 607, № 621 (а).
№ 603(а).
Дано: (аn)- арифметическая прогрессия, а 1 = 3, а60 = 57.
Найти: S 60.
Решение.
Ответ: S60 = 1800
№ 604 (а).
Дано: - 23; -20…- арифметическая прогрессия.
Найти: S 8.
Решение.
d = - 20 -(-23) = 3
Ответ: - 100
№ 606.(А)
Дано: (хn) - последовательность, xn = 4n + 2
Найти: S50, S100, Sn.
Решение. Так как последовательность задается формулой вида xn = kx + b,то (хn) - арифметическая прогрессия, d = 4.
x1 = 4*1 + 2 = 6, x50 = 4*50 + 2 = 202.
Литература.
-
Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под редакцией С.А. Теляковского.
-
Я. И. Перельман. Занимательная алгебра. ТРИАДА-ЛИТЕРА Москва 1994.
-
Семенов А.Л. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части I /И.В. Ященко, Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, А.С. Трепалин, П.И. Захаров, В.А. Смирнов, И.Р. Высоцкий под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко.- М,: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2014.
-
Интерактивный тест
-
Электронное пособие. Алгебра. Поурочные планы. 9 класс. Издательство «Учитель».