«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА»

Наиболее сложным для учащихся специальной коррекционной школы является правило правописания безударных гласных. Правописание безударных гласных в корне слова до сего времени остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание безударной гласной корня, как известно, являются наиболее типичными во всех классах, особенно начальных.                 Отличительной чертой этих правил является то, что оно не дает определенных указани...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА»

Наиболее сложным для учащихся специальной коррекционной школы является правило правописания безударных гласных. Правописание безударных гласных в корне слова до сего времени остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание безударной гласной корня, как известно, являются наиболее типичными во всех классах, особенно начальных.

Отличительной чертой этих правил является то, что оно не дает определенных указаний о написании соответствующих слов, а только определяет прием проверки написания «изменить слово так, чтобы безударный гласный звук попал под ударение».

Система упражнений по этой теме ввиду сложности связей, лежащих в основе усвоения учащимися необходимых правил, требует особой продуманности.

Одним из существенных недостатков обучения правописанию вообще и в работе над безударными гласными в частности является не рационально поставленное объяснение учащимся новых грамматических явлений и основанных на них орфографических правил. Часто материал для наблюдений этих явлений бывает слишком ограничен и однообразен, вследствие чего учащиеся вместо содержательных и обоснованных выводов удовлетворяются поверхностными умозаключениями, не осознавая должным образом изучаемое языковое явление. При таких условиях, если даже учащиеся правильно воспроизводят формулировку правила, выученную по учебнику, еще не значит, что грамматическое понятие и соответствующее орфографическое правило стали для них надежным инструментом в занятиях по языку.

Особенно недопустимо поспешное предложение новых орфографических правил учащимся коррекционной школы. Необходима длительная и кропотливая работа, чтобы путем последовательных практических упражнений отработать все элементы формируемого у учащегося понятия и подвести их к выводам, которые могут быть оформлены в виде правила, подлежащего усвоению.

Умственно отсталые дети различны по структуре дефекта, по характеру и уровню интеллектуальной деятельности, по личностным проявлениям, по привычкам и склонностям.

У всех умственно отсталых детей наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи. Для этих детей характерны нарушения пространственного восприятия, работоспособности и разнообразные дефекты моторной сферы.

Степень трудности овладения орфографией определяется в значительной степени нашим отношением к ней степенью строгости ко всяким отступлениям от канонизированных, а иногда малоустойчивых и недостаточно мотивированных правил.

Мною был изучен методический практикум по песочной терапии «Чудеса на песке» Т. Грабенко, Т. Зинкивич-Евстигнеевой, и проведена серия игр «песочная грамматика».

Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение жизни и Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты-парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдение и опыт показывает, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Формированием концепции песочной терапии занимались, в основном, представители юнгианской школы.

Основные принципы игр на песке

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка, формулирование инструкции к играм в сказочной форме; исключение негативной оценки его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

  2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, и т.д. Реализация этого принципа позволяет формировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

  3. Реальное «проживание», проигрывание всех возможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.

Что нужно для игры в песок

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала

Простейший ящик из стола

Покрасить голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру…

Подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес,

Пройдя познания дорогу

Для этого детям предлагалась сказка:

«Теперь мы отправляемся с вами в страну, где живут целые слова. Как раз они сейчас готовятся к балу. Хозяйка этой страны - Фея Ударение. Она всегда правит балом. А еще у Феи есть волшебная палочка. Когда Фея дотрагивается ею до какого-то одного гласного звука в слове… происходит чудо! Этот звук превращается в Принцессу и становится главным в слове. Принцессу почитают остальные звуки составляющие слово. Преклоняясь перед красотой и величием Принцессы, сами они часто становятся едва различимыми. Имя Принцессы - ударный гласный, который мы всегда хорошо слышим. И никогда не ошибемся, когда будем писать это слово.

Например: Слово есть у нас ГОРА

- Здесь принцесса -

Буква А!

В этом слове другую гласную О, почти не видно, плохо слышно. О - стала Золушкой. Когда мы произносили слово ГОРА, имя Золушки «О» слышится нам как имя Принцессы «А». Конечно, имя Золушки легко перепутать, написать неправильно, и тем самым сильно обидеть ее. Но не печальтесь, сказка на то и сказка - в ней царит добро. В других словах, которые здесь называются родственными, Золушки тоже становятся принцессами. Ведь их касается волшебной палочкой справедливая Фея Ударение. Попробуйте изменить слово ГОРА так, чтобы Золушка стала Принцессой!

Для разыгрывания этой сказки на песке потребовались буквы, составляющие слово с безударной гласной и проверочное к нему, а так же палочка, символизирующая ударение, фигурки Феи, Принцессы и Золушки.

Рассказывая сказку, надо выложить на песке слово. Ребенок берет в руки фигурку Феи и волшебную палочку. Совместно со мной или самостоятельно он произносит написанное на песке слово, интонационно выделяя ударный звук. Держа в руке фигурку Феи, он дотрагивается до буквы палочкой, и оставляет след - ударение. Далее он ставит фигурку Золушки. Те же действия производятся и с проверочным словом.

Можно поиграть и со стихотворной инструкцией:

В каждом слове - царство звуков,

Там на праздничном балу

Фея Ударенья может

Отметить принцессу свою,

Звук ударный отмечает

Фея палочкой своей,

И отныне его имя

Знает каждый из людей

Безударные же звуки

Фея в Золушки берет,

А в соседнем царстве звуков

Их в принцессы выдает.

А скажи мне, мой хороший,

Кто Принцесса в слове «Лошадь»? (стихи Д. Фролова)

Можно привести цитату из учебника по русскому языку: «Безударную гласную в корне слова надо проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, так, чтобы ударение падало на эту гласную». Это похоже на сказку. Из этого видно, что из любого правила можно сделать интересную игру.

А как же быть со словарными словами, ведь их нельзя проверять? Конечно, их нужно запомнить, чтобы не обижать Золушек. Ведь в этих словах им никогда не стать Принцессами. Но даже не этого больше всего хотят Золушки. Они мечтают, чтобы их запомнили. Для этого можно подключить уже известные приемы.

Для закрепления материала можно предложить ребенку следующую игру:

«Однажды над Страной Цветов

Пронесся ураган,

Один из звуков он унес

С собой за океан

И вот уж высохла р…ка,

Уснули все л…са,

И солнце красное уже

Не светит в н…бесах!

Погибнет так Страна Цветов!

Что делать? Помоги!

Найди скорей пропавший звук

И жизнь в цветы вдохни!»

(стихи Д. Фролова)

Перед ребенком пустая песочница. На поверхности песка написаны слова с пропущенными буквами. Ребенок вписывает в свободное место ту гласную, которую считает похищенной. Например, в слово «Р…КА» ребенок вписывает «У». Получается «РУКА». Взрослый читает соответствующую строчку инструкции. В нашем случае это: «И вот уж высохла РУКА». Так ли это? Та ли это буква? Если ребенок вставляет правильную гласную, то слово оживает.

При этом важно, чтобы он рассказал о том, как узнал Золушку, какие слова помогли ему в этом. В данной игре при правильном ответе на песке рождается река. Если ребенок допускает орфографическую ошибку, можно ему напомнить сказку о Фее Ударения. Так можно играть и с другими словами. Таким образом, ребенок практически усваивает курс грамматики, развивая орфографическую зоркость, а так же учится комментировать свои действия.

Организованные таким образом занятия на уроках правописания не только положительно влияют на учащихся в смысле выработки у них навыка правильного письма, но и оказывают воздействие на другие области умственной деятельности.

Литература


  1. Виноградова А.Д. «Практикум по психологии умственно отсталого ребенка», - М., 1985 г.

  2. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. «Чудеса на песке» Методический практикум по песочной игротерапии». - Санкт-Петербург, 1999 г.

  3. Гнездилов М.Ф. «Методика русского языка во вспомогательной школе», - М., 1965 г.

  4. Лурия А.Р. «Умственно отсталый ребенок», - М., 1960г.

  5. Рождественский Н.С. «Методика грамматики и орфографии в начальных классах», - М., 1979 г.

  6. Рубинштейн С.Л. «Психология умственно отсталого школьника», - М., 1979 г.

  7. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. «Русский язык в начальных классах», - М.: «Просвещение», 1993 г.


© 2010-2022