- Преподавателю
- Математика
- Планирование кружка по математике Эрудит для 7-9 классов
Планирование кружка по математике Эрудит для 7-9 классов
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Миняева В.А. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Раменская средняя общеобразовательная школа»
Егорьевского района Московской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по ВР Приказ _____от___________
Филатова О.Н. Директор школы Тимошевская Л.Н.
______________ _________________
Рабочая программа
кружка по математике
«Эрудит»
Составитель:
учитель математики
Миняева В.А.
2013 год
Аннотация
Программа математического кружка создана автором для занятий с учащимися 7 - 9 классов (для детей, проявляющих повышенный интерес к математике). Программа рассчитана на 1 год (из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа).
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Данная программа поможет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на определенном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика.
Творческие работы, проектная деятельность и другие инновационные технологии, используемые в системе работы кружка, направлены на развитие у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
В программе математического кружка особое внимание уделено вопросам, не входящим в школьный курс обучения и вопросам геометрии, именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с детьми и подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Пояснительная записка
Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека и для жизни в этом обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особенно в начале обучения в основной школе являются математические кружки.
Однако научно-методическая литература, посвященная математическим кружкам, постепенно устаревает. Некоторые темы, которые ранее представляли собой содержание дополнительного математического образования, стали входить в программу общеобразовательных классов. Многие публикации представляют собой изложение вариантов использования занимательных задач на внеурочных математических занятиях. Зачастую эти задачи представлены без относительного содержания учебной программы, определенной логики, в большей степени ради занимательности. Появилась потребность разработать программу занятий математического кружка с учетом:
а) создания ориентационной и мотивационной основы для осознанной подготовки учащихся к олимпиадам;
б) специфики контингента общеобразовательного учреждения повышенного уровня, которое требует интенсивности образовательного процесса обучения;
в) разного уровня сложности изучаемого материала (для нахождения оптимального уровня работы с определенной группой учащихся);
г) ее целостности (начиная с 5-го класса и заканчивая 11 классом).
Актуальность создания программы обусловлена совершенствованием содержания занятий математического кружка как ведущей формы дополнительного математического образования и форм работы по повышению уровня математических знаний, требующих обновления и теоретического обобщения.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа отличается своей мобильностью (содержит разные уровни сложности изучаемого материала) и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся (ее можно расширить, изменить с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей).
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика.
Программа реализуется в творческих работах учащихся, проектной деятельности и других инновационных технологиях, используемых в системе работы кружка, направленных на развитие у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
В программу математического кружка включены вопросы, не входящие в школьный курс обучения математике, уделено особое внимание вопросам геометрии. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с членами кружка, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Математические кружки являются основной формой внеклассной работы с учащимися любых классов и в то же время служат хорошим подспорьем при подготовке учащихся к олимпиадам и различным математическим конкурсам.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 занятия в год.
-
Цели и задачи программы
-
Основная цель программы - развитие у учащихся интереса к предмету.
-
Развитие творческих способностей ребенка.
-
Привитие навыков самостоятельной работы и тем самым повышение качества математической подготовки учащихся.
-
Ориентация на профессию, существенным образом связанную с математикой и в конечном итоге подготовка к обучению в вузе.
Достижение этих целей обеспечивается посредством решения следующих задач:
-
оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитии учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
-
воспитание высокой культуры математического мышления;
-
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
-
расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
-
на занятиях кружка подробнее рассказывать о жизни и деятельности отечественных и зарубежных учёных математиков, и, таким образом воспитывать у учащихся чувство интернационализма, национальной гордости и патриотизма
Реализация программы обеспечивается основными педагогическими принципами:
-
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
-
доброжелательный психологический климат на занятиях кружка;
-
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
-
оптимальное сочетание форм деятельности;
-
доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся, ее можно расширять, изменять с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей.
Календарно - тематическое планирование кружка «Эрудит»
№/№
п/п
Тематика кружковых занятий
Форма проведения занятий
Кол-во
часов
Примерные сроки
1,
2
Тема1. Из истории развития математики.
Западная Европа.
Россия.
Эвристическая беседа
Поиск информации
Мини- доклады
1
3
Тема 2. Развиваем гибкость ума через решение задач.
Задачи на проценты.
Практическая работа
1
4
Задачи на прямую и обратную пропорциональность.
Практическая работа
1
5
Решение логических задач.
Практическая работа
1
6
Решение нестандартных задач.
Практическая работа
1
7
Задачи на переливания
Практическая работа
1
8
Задачи на взвешивание
Практическая работа
1
9
Проведение математической регаты
Выполнение конкурсных заданий
2
10
Тема 3. Комбинаторика
Элементы комбинаторики
Эвристическая беседа
Практическая работа
1
11
Простейшие комбинаторные задачи.
Практическая работа
1
12
Правило умножения
Практическая работа
1
13
Перестановки
Практическая работа
1
14
Сочетания
Практическая работа
1
15
Случайные события и их вероятности.
Эвристическая беседа
1
16
Тема 4. Уравнения.
Уравнения в целых числах
Практическая работа
1
17
Решение линейных уравнений, содержащих модуль.
Практическая работа
1
18
Построение графиков линейных функций со знаком модуля
Практическая работа
1
19
Графическое решение уравнений со знаком модуля
Практическая работа
1
20
Решение задач на составление уравнений..
Практическая работа
1
21
Тема 5. Геометрия - витамин для мозга.
Кроссворды и чайнворды.
Поиск информации
Мини- доклады
1
22
Творческая работа по составлению кроссвордов и чайнвордов
Личное первенство
1
23
Задачи на доказательство
Мини-доклады
2
24
Задачи на неравенство треугольника и кратчайшие пути
Выступления в группах
2
25
Лист Мебиуса
Практическая работа
1
26
Задачи на множества (геометрические места) точек
Практическая работа
2
27
Задачи на построение циркулем и линейкой
Практическая работа
2
28
Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса
Открытое занятие
1
Резервные занятия
2
Всего: 34 часа