- Преподавателю
- Математика
- Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу
Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мальцева И.Ф. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая копилка
Формирование
умения решать
текстовые задачи « на работу»
Учитель математики
первой квалификационной категории
МБОУ лицей №2
Бугульминского муниципального района
Мальцева Ирина Федоровна
г. Бугульма
2016
Польский математик Стефан Банах говорил: « Математик - это тот, кто умеет находить аналогии».
Аналогия - сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями. Хороший математик всегда сведёт задачу к уже известной.
В начальной школе учащиеся очень много решают задач «на движение». Эти задачи не вызывают затруднений даже у среднестатистического школьника. В среднем звене появляются задачи «на работу». Задачи вызывают затруднение как при изучении, так и на экзаменах в 9 и 11 классах. Нужно суметь подвести детей тому, что эти задачи аналогичны задачам на движение.
Проследим сами эту аналогию.
В задачах «на движение» участвуют три величины: скорость , время , расстояние ( пройденный путь).
-
v (скорость)
км/ч, м/с …
t (время)
ч, с…
S (путь)
км, м…
1
2
Известно, что
s = v t
откуда следует, что
v =
и
t=
В задачах «на работу» также три величины:
производительность (скорость работы, показывает какая часть работы выполняется за единицу времени),
время работы,
работа (площадь вспаханного или убранного поля, количество деталей, объём бассейна и т. д.).
v (производительность)
детали в час, гектары в день, литры в минуту …
t (время)
часы, дни, минуты…
А (работа)
Детали, площадь, объём …
1
2
Вместе
Аналогично задачам на движение имеем
А = v t
откуда следует, что
v =
и
t=
Провести такую аналогию можно уже в 6 классе.
Задача 1. Первый конвейер выпускает 67 кг карамели за 108 минут, а второй конвейер 51 кг карамели за 106 минут. Какой из конвейеров имеет большую производительность?
-
v (производительность)
кг в минуту
t (время)
минуты
А (работа)
кг
1 конвейер
108
67
2 конвейер
106
51
Так как v = , то
-
67: 108 = (кг/мин) - v1
-
51:106 = (кг/мин) - v2
-
, а , значит .
Ответ: производительность 1 конвейера больше.
Следующие задачи из экзаменационных материалов 9 и 11 классов.
Задача 2. Плиточник должен уложить 182 м2 плитки. Если он будет укладывать на 9 м2 в день больше, чем запланировано, то закончит работу на 1 день раньше. Сколько квадратных метров плитки в день планирует укладывать плиточник?
v (производительность)
м2 в день
t (время)
дни
А (работа)
Площадь, м2
По плану
х
182
Фактически
х+1
,
на 1 меньше
182
По принципу « из большего вычитаем меньшее равно разнице» записываем уравнение - = 1.
По условию задачи х0, х1 =13, х2 0 - не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: 13 м2.
Задача 3. На изготовление 21 детали первый рабочий затрачивает на 4 часа меньше. Чем второй рабочий на изготовление 35 таких же деталей. Известно, что первый рабочий за час делает на 2 детали больше, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий?
v (производительность)
детали в час
t (время)
часы
А (работа)
всего деталей
По плану
х + 2
,
на 4 меньше
21
Фактически
х
35
По принципу « из большего вычитаем меньшее равно разнице» записываем уравнение - = 4.
По условию задачи х0, х1 =5, х2 0 - не удовлетворяет условию задачи.
Ответ:5 деталей в час.
Ещё большие затруднения вызывают задачи «на совместную работу». Здесь важно подвести детей к тому, что скорость совместной работы равна сумме скоростей участников этой работы.
По аналогии с задачами на движение многие учащиеся называют эту величину «общей скоростью».
v общая = v1 + v2
Важный момент в задачах на работу: если про объём работы не говорится конкретно (не указывается количество литров, деталей, гектаров и т. д.), то работа принимается равной 1.
Об этом можно формировать понятие уже в 6 классе.
Задача 4: Один комбайн уберёт всё поле за 6 дней, а другой - за 4 дня. Какой комбайн имеет большую производительность? На сколько? Какую часть поля уберут оба комбайна за 2 дня, работая совместно?
-
v (производительность)
часть поля в день
t
(время)
дни
А (работа)
поле
1 комбайн
?
6
1
2 комбайн
?
4
1
Вместе
?
2
?
Так как v = А/t, то
-
1:6= (поля в день) - v1
-
1:4= (поля в день) - v2
Так как Vобщая = v1 + v2, то
-
+ = (поля в день) - вместе за 1 день (vобщая).
Так как А = v t, то
-
2 = (поля) - вместе за 2 дня.
Ответ: поля.
Следующие задачи из экзаменационных материалов 9 и 11 классов.
Задача 5. Бассейн наполняется двумя трубами, действующими одновременно, за 2 часа. За сколько часов может наполнить бассейн первая труба, если она, действуя одна, наполняет бассейн на 3 часа быстрее, чем вторая?
-
v (производительность)
часть бассейна в час
t
(время)
часы
А (работа)
бассейн
1 труба
х
1
2 труба
х+3
1
Вместе
2
1
Так как Vобщая = v1 + v2, то составляем уравнение:
+ =
По условию задачи х0, х1 =3, х2 0 - не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: за 3 часа.
Задача 6. Одна из дорожных бригад может заасфальтировать некоторый участок дороги на 4 часа быстрее, чем другая. За сколько часов может заасфальтировать участок первая бригада, если известно, что за 24 часа совместной работы они заасфальтировали 5 таких участков?
-
v (производительность)
часть бассейна в час
t(время)
часы
А (работа)
бассейн
1 бригада
х
1
2 бригада
х - 4
1
Вместе
24
5
Так как Vобщая = v1 + v2, то составляем уравнение:
+ =
По условию задачи х4, х1 =12, х2 4 - не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: за 12 часов.
Задача 7. Чтобы наполнить бассейн, сначала открыли одну трубу и через 2 ч, не закрывая её, открыли вторую. Через 4 ч совместной работы труб бассейн был наполнен. Одна вторая труба могла бы наполнить бассейн в 1,5 раза быстрее, чем одна первая. За сколько часов может наполнить одна первая труба?
-
v (производительность)
часть бассейна в час
t
(время)
часы
А (работа)
бассейн
1 труба
х
1
2 труба
1,5х
1
Вместе
1 труба
2 +4 =6
1
2 труба
4
Уравнение:
+ =По условию задачи х0, х1 =8, х2 0 - не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: за 8 часов.
Задача 8. Первый и второй насосы наполняют бассейн за 10 минут, второй и третий - за 12 минут, первый и третий - за 18 минут. За сколько минут эти три насоса заполнят бассейн, работая вместе?
-
v (производительность)
часть бассейна в мин
t
(время)
минуты
А (работа)
бассейн
1 и 2 насосы
x+y
9
1
2 и 3 насосы
y+z
12
1
1и 3 насосы
x+ z
18
1
Вместе
x+y+z
?
1
Так как v = А/t, то
x+y = ;
y+z = ;
x+ z = .
Тогда 2х +2y + 2z = ,
откуда x+y+z = ( бассейна в мин) - vобщая .
1 : = 8 (мин) время заполнения бассейна совместно.
Ответ: за 8 минут.
Некоторые нестандартные задачи можно решить этим же способом.
Задача 9. Два кота одновременно начали есть палку колбасы с разных сторон и съели её за 4 минуты. Один из котов съел бы всю колбасу за 12 минут. За сколько минут съел бы всю колбасу второй кот?
-
v(производительность)
часть колбасы в минуту
t
(время)
минуты
А (работа)
колбаса
1 кот
?
12
1
2 кот
?
?
1
Вместе
?
4
1
-
1:12 = (колбасы в минуту) - 1 кот
-
1: 4 = (колбасы в минуту) -вместе
-
- = (колбасы в минуту) -2 кот
-
: = 6 (минут) - t 2-го кота.
Ответ: за 6 минут съест всю колбасу второй кот.
Задача учителя научить детей замечать закономерности и аналогии, преподносить учебный материал так, чтобы сложное казалось простым. Предложенный методический подход к объяснению данного типа задач, надеюсь, будет полезен и учителям, и учащимся.
Литература.
-
Математика 6, Виленкин Н.Я, Жохов В.И, Чесноков А. С., Шварцбурд С.И., М: Мнемозина, 2013г.
-
Алгебра, 9,Макарычев Ю. И., Миндюк Н. Г. и др. М: Просвещение, 2013
-
Семёнов А. Л. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В. М: «Экзамен», 2014
Открытый банк заданий ФИПИ.