Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

Методическая копилка




Формирование

умения решать

текстовые задачи « на работу»




Учитель математики

первой квалификационной категории

МБОУ лицей №2

Бугульминского муниципального района

Мальцева Ирина Федоровна

г. Бугульма

2016

Польский математик Стефан Банах говорил: « Математик - это тот, кто умеет находить аналогии».

Аналогия - сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями. Хороший математик всегда сведёт задачу к уже известной.

В начальной школе учащиеся очень много решают задач «на движение». Эти задачи не вызывают затруднений даже у среднестатистического школьника. В среднем звене появляются задачи «на работу». Задачи вызывают затруднение как при изучении, так и на экзаменах в 9 и 11 классах. Нужно суметь подвести детей тому, что эти задачи аналогичны задачам на движение.

Проследим сами эту аналогию.

В задачах «на движение» участвуют три величины: скорость , время , расстояние ( пройденный путь).

v (скорость)

км/ч, м/с …

t (время)

ч, с…

S (путь)

км, м…

1

2


Известно, что

s = v Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу t

откуда следует, что

v = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

и

t=Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

В задачах «на работу» также три величины:

производительность (скорость работы, показывает какая часть работы выполняется за единицу времени),

время работы,

работа (площадь вспаханного или убранного поля, количество деталей, объём бассейна и т. д.).

v (производительность)

детали в час, гектары в день, литры в минуту …

t (время)

часы, дни, минуты…

А (работа)

Детали, площадь, объём …

1

2

Вместе

Аналогично задачам на движение имеем

А = v Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу t

откуда следует, что

v = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

и

t= Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

Провести такую аналогию можно уже в 6 классе.

Задача 1. Первый конвейер выпускает 67 кг карамели за 108 минут, а второй конвейер 51 кг карамели за 106 минут. Какой из конвейеров имеет большую производительность?


v (производительность)

кг в минуту

t (время)

минуты

А (работа)

кг

1 конвейер

108

67

2 конвейер

106

51

Так как v = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу , то

  1. 67: 108 = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу (кг/мин) - v1

  2. 51:106 = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу (кг/мин) - v2

  3. Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работуМетодические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу, а Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу , значит Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу .

Ответ: производительность 1 конвейера больше.

Следующие задачи из экзаменационных материалов 9 и 11 классов.

Задача 2. Плиточник должен уложить 182 м2 плитки. Если он будет укладывать на 9 м2 в день больше, чем запланировано, то закончит работу на 1 день раньше. Сколько квадратных метров плитки в день планирует укладывать плиточник?

v (производительность)

м2 в день

t (время)

дни

А (работа)

Площадь, м2

По плану

х

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

182

Фактически



х+1

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу,

на 1 меньше

182

По принципу « из большего вычитаем меньшее равно разнице» записываем уравнение Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу - Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу = 1.

По условию задачи хМетодические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу0, х1 =13, х2 Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу 0 - не удовлетворяет условию задачи.

Ответ: 13 м2.

Задача 3. На изготовление 21 детали первый рабочий затрачивает на 4 часа меньше. Чем второй рабочий на изготовление 35 таких же деталей. Известно, что первый рабочий за час делает на 2 детали больше, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий?

v (производительность)

детали в час

t (время)

часы

А (работа)

всего деталей

По плану

х + 2

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу,

на 4 меньше

21

Фактически

х

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу


35

По принципу « из большего вычитаем меньшее равно разнице» записываем уравнение Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу - Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу = 4.

По условию задачи хМетодические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу0, х1 =5, х2 Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу 0 - не удовлетворяет условию задачи.

Ответ:5 деталей в час.

Ещё большие затруднения вызывают задачи «на совместную работу». Здесь важно подвести детей к тому, что скорость совместной работы равна сумме скоростей участников этой работы.

По аналогии с задачами на движение многие учащиеся называют эту величину «общей скоростью».

v общая = v1 + v2

Важный момент в задачах на работу: если про объём работы не говорится конкретно (не указывается количество литров, деталей, гектаров и т. д.), то работа принимается равной 1.

Об этом можно формировать понятие уже в 6 классе.

Задача 4: Один комбайн уберёт всё поле за 6 дней, а другой - за 4 дня. Какой комбайн имеет большую производительность? На сколько? Какую часть поля уберут оба комбайна за 2 дня, работая совместно?

v (производительность)

часть поля в день

t

(время)

дни

А (работа)

поле

1 комбайн

?

6

1

2 комбайн

?

4

1

Вместе

?

2

?

Так как v = А/t, то

  1. 1:6= Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу (поля в день) - v1

  2. 1:4= Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу (поля в день) - v2

Так как Vобщая = v1 + v2, то

  1. Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу+ Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу (поля в день) - вместе за 1 день (vобщая).

Так как А = v Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу t, то

  1. Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работуМетодические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу2 = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу (поля) - вместе за 2 дня.

Ответ: Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу поля.

Следующие задачи из экзаменационных материалов 9 и 11 классов.

Задача 5. Бассейн наполняется двумя трубами, действующими одновременно, за 2 часа. За сколько часов может наполнить бассейн первая труба, если она, действуя одна, наполняет бассейн на 3 часа быстрее, чем вторая?

v (производительность)

часть бассейна в час

t

(время)

часы

А (работа)

бассейн

1 труба

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

х

1

2 труба

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

х+3

1

Вместе

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

2

1

Так как Vобщая = v1 + v2, то составляем уравнение:

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу+ Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

По условию задачи хМетодические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу0, х1 =3, х2 Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу 0 - не удовлетворяет условию задачи.

Ответ: за 3 часа.

Задача 6. Одна из дорожных бригад может заасфальтировать некоторый участок дороги на 4 часа быстрее, чем другая. За сколько часов может заасфальтировать участок первая бригада, если известно, что за 24 часа совместной работы они заасфальтировали 5 таких участков?

v (производительность)

часть бассейна в час

t(время)

часы

А (работа)

бассейн

1 бригада

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

х

1

2 бригада

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

х - 4

1

Вместе

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

24

5

Так как Vобщая = v1 + v2, то составляем уравнение:

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу+ Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

По условию задачи хМетодические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу4, х1 =12, х2 Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу 4 - не удовлетворяет условию задачи.

Ответ: за 12 часов.

Задача 7. Чтобы наполнить бассейн, сначала открыли одну трубу и через 2 ч, не закрывая её, открыли вторую. Через 4 ч совместной работы труб бассейн был наполнен. Одна вторая труба могла бы наполнить бассейн в 1,5 раза быстрее, чем одна первая. За сколько часов может наполнить одна первая труба?

v (производительность)

часть бассейна в час

t

(время)

часы

А (работа)

бассейн

1 труба

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

х

1

2 труба

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

1,5х

1

Вместе

1 труба

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

2 +4 =6

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

1

2 труба

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

4

Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу

Уравнение:
Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу + Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу =Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работуПо условию задачи хМетодические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу0, х1 =8, х2 Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу 0 - не удовлетворяет условию задачи.

Ответ: за 8 часов.

Задача 8. Первый и второй насосы наполняют бассейн за 10 минут, второй и третий - за 12 минут, первый и третий - за 18 минут. За сколько минут эти три насоса заполнят бассейн, работая вместе?

v (производительность)

часть бассейна в мин

t

(время)

минуты

А (работа)

бассейн

1 и 2 насосы

x+y

9

1

2 и 3 насосы

y+z

12

1

1и 3 насосы

x+ z

18

1

Вместе

x+y+z

?

1

Так как v = А/t, то

x+y = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу ;

y+z = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу ;

x+ z = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу .

Тогда 2х +2y + 2z = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу ,

откуда x+y+z = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу ( бассейна в мин) - vобщая .

1 : Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу = 8 (мин) время заполнения бассейна совместно.

Ответ: за 8 минут.

Некоторые нестандартные задачи можно решить этим же способом.

Задача 9. Два кота одновременно начали есть палку колбасы с разных сторон и съели её за 4 минуты. Один из котов съел бы всю колбасу за 12 минут. За сколько минут съел бы всю колбасу второй кот?

v(производительность)

часть колбасы в минуту

t

(время)

минуты

А (работа)

колбаса

1 кот

?

12

1

2 кот

?

?

1

Вместе

?

4

1

  1. 1:12 = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу (колбасы в минуту) - 1 кот

  2. 1: 4 = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу (колбасы в минуту) -вместе

  3. Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу- Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу = Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу (колбасы в минуту) -2 кот

  4. Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу: Методические рекомендации по изучению темы Текстовые задачи на работу = 6 (минут) - t 2-го кота.

Ответ: за 6 минут съест всю колбасу второй кот.

Задача учителя научить детей замечать закономерности и аналогии, преподносить учебный материал так, чтобы сложное казалось простым. Предложенный методический подход к объяснению данного типа задач, надеюсь, будет полезен и учителям, и учащимся.

Литература.

  1. Математика 6, Виленкин Н.Я, Жохов В.И, Чесноков А. С., Шварцбурд С.И., М: Мнемозина, 2013г.

  2. Алгебра, 9,Макарычев Ю. И., Миндюк Н. Г. и др. М: Просвещение, 2013

  3. Семёнов А. Л. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В. М: «Экзамен», 2014

Открытый банк заданий ФИПИ.

© 2010-2022