Развитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессе

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессе

Одной из важных характеристик личности ребенка с ЗПР является незрелость его эмоциональной сферы. Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У детей с ЗПР наличие в эмоциональной сфере грубых изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств ребенка с ЗПР, их формирование и воспитание имеют важное значение. Как и все другие дети, дети с ЗПР на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Л.С.Рубинштейн подчеркивал, что «развитие психики - это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжёлую патологию организма». Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребенка с ЗПР, проявляющееся в незрелости. Незрелость эмоций и чувств обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта. Н.Л.Коломенский отмечает, что «ребенок с задержкой психического развития пассивен в игре, она для него не становится, как для нормального школьника, моделью приобретения социального опыта». Это объясняется тем, что у таких детей очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Их деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы является раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребенка с ЗПР не происходит формирование социальных чувств.

Работа с детьми с ЗПР должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им, получать удовольствие от выполненной работы. У детей с ЗПР школа часто вызывает негативное отношение. Это происходит потому, что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь неудачу. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка ситуацию неудачи. А чтобы этого добиться, нужно использовать следующие методы, направленные на то, чтобы учение вызывало положительные эмоции:

  • Учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен

  • Отбирать те задания, которые ребенок может выполнить хорошо. Это повысит его самооценку, улучшит его настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению.

  • Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение ни коим образом не отразится на повышение самооценки ребенка.

  • Учитель должен умело точно и тщательно оценивать возможности ребенка.

Повышать самооценку ребенка можно не только давая посильные задания и помогая в необходимых случаях, очень важно отношение к ребенку других людей. Ребенок быстро понимает, как его оценивает учитель. Если низко, то, будучи поставлен перед необходимостью решения какой-либо учебной задачи, ученик говорит: «Я глупый, я тупой». Поэтому следует избегать низко оценивать ребенка, его способности. Оценивать можно только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка. Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное не порицание, а разъяснение ошибки. Научится самому, научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением (ведь на ошибках учатся). Нужно научиться, словом поощрять ребенка, малейший его успех. Нередко на уроке складывается ситуация, когда ученик удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль. Он получает хорошую оценку, поощрение похвалой. При выполнении письменных работ на хорошую оценку, рядом с оценкой пишется слово «Молодец», «Умница». Ситуация успеха помогает решать на уроке важнейшие задачи воспитания и обучения. При анализе письменной работы, в которой выполнены отдельные элементы задания, подчеркивается, что ученик «раньше не умел, а теперь научился». Ситуация успеха на уроке создает положительное отношение к учению.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.

Например:

Вставь пропущенные числа :

А: 5 15 …. 35 45 …

Б: 7 12 … 22 27 …

Исключи лишнее число:

Развитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессе

0,5 7 25,78

2348 564 7659

Упражнение: «Найди верный ответ»

Примеры ответы

Решить примеры и соединить стрелками соответствующий ответ.

Этот прием можно использовать для отработки знаний формул.

Решая сложный пример на 3 и более действий, создавая ситуацию успеха можно использовать такой прием: предложить набор ответов, в них кроется ответ каждого действия. Поэтапно решая пример у ребенка появляется уверенность, что с заданием он справится.

Есть и другая форма контроля решения примеров. Записывается пример:

24,05 * 10 + 3786 - 13 =

Ответы: (240,5 4013,5 4025,2 4026,5)

Даются промежуточные ответы и один лишний неверный ответ. Решая пример, дети находят правильный и отмечают его. Это особенно помогает слабым учащимся (появляется уверенность в своих силах, а учитель может сразу увидеть, где ребенку необходима помощь).

Игра: « Запомни числа»

Цель: развитие внимания, памяти.

Условие игры: учитель называет какое-либо число. Первый ученик повторяет число и называет свое. Интерес игры в соревновательном характере: кто может запомнить больше чисел. Игра продолжается до первой ошибки. Эту игру хорошо использовать в самом начале урока- помогает уч-ся настроится на рабочий лад. Создать хорошее настроение.

Игра: « Исправляем ошибки»

Цель: развитие критичности мышления, самоконтроля, внимания, умение обосновывать свою точку зрения.

Найди ошибки в данных примерах или уравнениях, исправь их.

Ученики быстро утомляются при выполнении одного и того же вида деятельности и в это время нужно сменить род деятельности, отдохнуть с пользой.

Предложить детям занимательные задачи на развитие познавательных способностей, задачи-шутки.

Задача-шутка:

Дама сдавала в багаж

диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. (7)

Сколько предметов дама сдала в багаж?

Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у у/о школьника требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Поэтому предлагаю задания, способные придать занимательную форму.

Пример: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

17,5 + 34,2 = 51,7 (Т) 36,5 - 3,48 = 33,02 (Ь)

144,3 - 12,45 = 131,85 (П) 18,8 + 36,5 = 55,3 (Я)

Записать в порядке возрастания: 131,85 55,3 51,7 33,02

П Я Т Ь

Что повторили:! Правила сложения и вычитания десятичных дробей

2. Сравнение дробей

3. Порядок возрастания

Задание: Из разных цифр составили «бусы», а в те кружки, где цифр нет, поставьте быстро вы ответ.

3,6+2,3 - 4,3 - 0,7 + 1,09

С.Р. (1,2тип. гр.) - 4,3

1,2+ 1,3 - 0,4

(3,4 тип. гр.)

« Математическое лото»

« Числовая лестница» и другие

Создание ситуации успеха, повышение самооценки учащихся с ЗПР, проведение коррекционных мероприятий все это положительно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы.



«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии» города Риддера

Департамента образования ВКО












Тема: Развитие эмоционально-волевой сферы

в учебно-воспитательном процессе


выполнила: Литвин С.В.

учитель математики

1 категория











г. Риддер

2014г.

А: 5 15 … 35 45 …

Б: 7 12 …22 27 …


Развитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессеРазвитие эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР в учебно-воспитательном процессе

0,5 7 25,78

2348 564 7659

24,05 *10 +3786 -13=

Ответы:

(240,5 4013,5 4025,2 4026,5)

а22= а2+2ав+в2

(а+в)2 = а2-2ав+в2

(а-в)2 = (а-в)(а+в)

625:25*48+(38324+786)

Ответы:

1180 25 40290 39110

8у + 2 = 18 8у+2=18

8у = 18-2 8у=18-2

8у = 16 8у=16

у = 16 *8 у=16 :8

у=128 у=2

17,5 + 34,2 = 51,7 (Т)

36,5 - 3,48 = 33,02 (Ь)

144,3 - 12,45 = 131,85 (П)

18,8 + 36,5 = 55,3 (Я)

Записать в порядке возрастания: 131,85 55,3 51,7 33,02 П Я Т Ь

С.Р. (1,2тип. гр.)

3,6+2,3 - 4,3 - 0,7 + 1,09


(3,4 тип. гр)

1,2+ 1,3 - 0,4



© 2010-2022