ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Цели курса «Введение в школьную жизнь»: •     обеспечение психологической адаптации детей; •     знакомство с основными школьными правилами; •     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы; •     обучение элементарным приемам обратной связи; •     знакомство с системой школьного оценивания; •     развитие внимания, памяти, мышления, воображения; •     организация классного коллектива. Содержание вводного курса строится на доступном практически всем перво­классникам дошкольном...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД



Цели курса «Введение в школьную жизнь»:

• обеспечение психологической адаптации детей;

• знакомство с основными школьными правилами;

• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

• обучение элементарным приемам обратной связи;

• знакомство с системой школьного оценивания;

• развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

• организация классного коллектива.

Содержание вводного курса строится на доступном практически всем перво­классникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементар­ного экспериментирования.

2. Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на пер­вом этапе обучения.

Организация уроков математики. Начальный период адаптации совпада­ет с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отноше­ния, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисповой период).

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формиро­ванием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специ­альное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогиче­скому развитию.

Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов дея­тельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первокласс­ников используются разнообразные дидактические материалы (строительные набо­ры, конструкторы и пр.).

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпа­дает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредст­венное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувст­венного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффек­тивность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.

Организация уроков музыки. Основой изучения закономерностей музы­кального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры - песня, та­нец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная дея­тельность первоклассников на уроках музыки включает в себя ярко выраженные игровые моменты.

Учителем используются следующие образно-игровые приемы:

• пластическое интонирование;

• музыкально-ритмические движения;

• свободное дирижирование;

• игра на элементарных музыкальных инструментах;

• разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увле­кательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности уча­щихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые меся­цы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям при­надлежит особая роль.

Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учите­ля на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые фор­мы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: про­гулки и экскурсии с целью развития навыков восприятия, эстетиче­ского любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; экскурсия в школьный музей, игры.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него вопло­титься, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изо, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков трудового обучения. Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, раз­витие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внима­ния, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование пер­воначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Так же как и другие уроки, часть уроков труда проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения ви­деть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа -художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает обра­зов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка"?», «Найди листочки, напо­минающие по форме перо птицы» и т.д.; уроки-конкурсы с использованием изготов­ленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изо­бразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т.д.); экскурсии в Школу искусств; работа на пришкольном участке (при наличии инвентаря соответствующе­го возрасту ребенка); посадка зеленых насаждений в «Аллее первоклассника» и т.д.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с ин­тересами и желаниями детей и их родителей.

1. Организация групп продленного дня.

2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования со­ответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экс­курсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей;

3. Дополнительное образование: кружки, секции.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

Работа методических объединений периода детства по обеспечению пре­емственности в развитии детей.

1. Малые педсоветы педагогов, работающих в 1-х классах.

2. Взаимодействие с родителями первоклассников:

• изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями на­кануне учебного года;

• ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы; коллективные и индивидуальные консультации для родителей (учителем, психологом, учителем-логопедом); родительские собрания;

• совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.

4. Психолого-педагогический консилиум - это одно из направлений работы психолога, учителя-логопеда и педагогов во время адаптационного периода. В задачу консилиума вхо­дит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. ППК вырабатываются рекомендации от­дельным учащимся для педагогов (в т.ч. учителей-предметников), родителей.


ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:

• адекватную самооценку своего положения ребенком;

• правильные методы воспитания в семье;

• отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

• благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:

• неправильные методы воспитания в семье;

• функциональную неготовность к обучению в школе;

• неудовлетворенность в общении со взрослыми;

• неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осу­ществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения.

При изучении психолого-педагогической готовности ребенка к школьному обучению, рассматриваются следующие параметры:

^ 1. Психологическая и социальная готовность к школе:

а) желание учиться в школе;

б) учебная мотивация;

в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г) организованность поведения.

^ 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б) мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений, телесная лов-­
кость;

г) координация в системе «глаз - рука»;

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

^ 3. Развитие познавательной деятельности:

а) кругозор;

б) развитие речи;

в) развитие познавательной активности, самостоятельности;

г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения,
обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е) контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

4. Состояние здоровья.

Дети с низкой готовностью к школьному обучения получают педагогическую, психологическую, логопедическую помощь.


ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Общее положение

Цель:

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартами Нового Поколения направлена на создание системы комплексной помощи детям, имеющим проблемы практически любого характера (например, дети с ограниченными возможностями здоровья или имеющие хронические заболевания, детям из социально-неблагополучных семей, имеющие нарушения речи, дети, имеющие проблемы в эмоционально-волевой, когнитивной, межличностной сфере) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы включает в себя поддержку ребенка специалистов при любой форме обучения (инклюзивно или на домашнем обучении), если ребенку это необходимо. Программа включает в себя консультации учителей и создание индивидуального плана обучения ребенка, имеющего проблемы в усвоении программы.

Задачи:

 своевременное выявление детей, которым необходима поддержка специалиста;

 определение особых образовательных потребностей детей для каждой категории (с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, ребенка из социально-незащищенного слоя общеобразовательной среды, детей, имеющих проблемы в развитии эмоциоанльно-волевой, когнитивной, межличностной сферы, проблемы с общим недоразвитием речи и другими проблемами речевого аппарата);

 определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

 создание условий, способствующих освоению детьми, имеющие определенные трудности основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой психолога или (и) логопеда образовательного учреждения;

 обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг, которые определяются для каждого ребенка или группы детей индивидуально;

 реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей;

 оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей из социально-незащищенной категории, детей, имеющих проблемы с развитием речевого аппарата, детей, имеющих проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы и поведенческого характера.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

 Индивидуальность каждого случая

 Соблюдение интересов ребёнка

 Системность - принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 Непрерывность - принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 Рекомендательный характер оказания помощи - принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

 диагностическая работа, которая проводится в начале учебного года, обеспечивает своевременное выявление детей, которым необходима поддержка специалиста/специалистов, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

 коррекционно-развивающая работа, которая проводится на основании диагностической, обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

 консультативная работа, которая включает консультации учеников, родителей и учителей, она обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

 информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

^ Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

^ Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями речи, проблемами в поведении и т.д.;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка, имеющего проблемы из той или иной области.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с нарушениями речи, имеющими эмоционально-волевое недоразвитие, педагогическую запущенность, проблемы в когнитивной и межличностной сфере;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей.



Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

 Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.

 Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями речи, с проблемами в эмоционально-волевой, когнитивной, межличностной сфере при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

 Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

 Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с особыми потребностями, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения (учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинского работника, социального педагога) обеспечивающее системное сопровождение детей. Такое взаимодействие включает:

- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе - это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей.

Важную роль в нашей программе также играет социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

 сотрудничество с поликлиникой;

 сотрудничество с детским психоневрологическим диспансером;

 сотрудничество с центром психолого-медико-социального сопровождения

 сотрудничество с родительской общественностью;

 сотрудничество с центром коррекции речи «Педагогика и психология развития».
Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Программно методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно развивающие программы, разработанные индивидуально под особенности ребенка, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и др.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с особыми потребностями основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в нашем центре образования введено в штатное расписание ставка учителя-логопеда, социального педагога и педагога-психолога, а также медицинских работников.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и другими особенностями детей. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития таких детей, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. В процессе увеличения количества учащихся, планируется увеличение штата работников, занимающихся коррекционной и поддерживающей деятельностью, так как это очень трудоемкий процесс, требующий большой отдачи.

Материально техническое обеспечение

Материально техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериало.



Программа логопедической коррекции.

Цель программы

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушениями речи, с трудностями в освоении основной образовательной программы начального общего образования (трудности овладения чтением и письмом).

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса

Задачи программы

- Своевременное выявление детей с нарушениями речи;

- определение особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- создание условий, способствующих освоению детьми с нарушениями речи основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями речи;

- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с нарушениями речи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с нарушениями речи, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с нарушениями речи выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с нарушениями речи в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им логопедической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии речи;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с нарушениями речи, выявление его резервных возможностей;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с нарушениями речи;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с нарушениями речи, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с нарушениями речи;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушениями речи.
Информационно-просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения

детей с нарушениями речи;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационноаналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с нарушениями речи при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с нарушениями речи, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Основные направления работы подготовительного этапа: развитие слухового и зрительного внимания, развитие слуховых дифференцировок, развитие фонематического восприятия, уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.

Основные направления работы основного этапа: развитие слухового и зрительного внимания, развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста), развитие фонематического анализа и синтеза.

Основные направления работы заключительного этапа: закрепление полученных знаний, перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.

Предлагаемая программа обучения строится с учетом речевогоонтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений речи.
Программа психологической коррекции

Развитие эмоционально-волевой сферы учеников начальной школы



Эмоционально-волевая сфера - сложный феномен психической жизни человека. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы - актуальная проблема коррекционно-развивающей работы психолога. С каждым годом увеличивается число поступающих детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, педагогическую запущенность, дети из социально-неблагополучных семей. Наиболее уязвима по отношению к несбалансированным условиям именно эмоционально-волевая сфера. Статус эмоционально-волевой сферы, как первичной формы «психической жизни», предполагает выполнение охранной функции. Однако, эмоционально-волевая сфера таких детей подобно радару, который, четко улавливая и оперативно реагируя на всевозможные неблагополучия, не имеет достаточно сил им противостоять. Это в свою очередь влечет за собой искаженное развитие некоторых других сфер психики и личности в целом. Вырабатываются защитные механизмы, через которые порой даже профессионалу трудно пробиться. За последние пять лет резко увеличился приток детей в школы имеющие эмоционально-волевое недоразвитие. Ведущим фактором является психическая депривация (материнская, т.е. мать не уделяет ребенку достаточного количества внимания, любви). Эти дети страдают от эмоционального напряжения в том числе и на телесном уровне, а следовательно, от несформированности коммуникативных функций, повышенной тревожности, неуверенности в себе и, как следствие, - склонны к трудностям в адаптационном периоде, дальнейшей социализации в обществе.

Проблемы, которые выявляются при предварительной диагностики:

 Неспособность в произвольной регуляции эмоций: неумение произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает; неумение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.); неумение сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях.

 Неспособность устанавливать эмоциональный контакт: неумение управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; неумение сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние); неумение отвечать адекватными чувствами.

 Неспособность прилагать волевые усилия: неумение определять конкретные цели своих поступков; неумение искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей; неумение проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций; неумение предвидеть конечный результат своих действий и поступков; нежелание брать на себя ответственность; повышенная агрессия.

Цель:

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.



Задачи:

 Научить детей снимать психоэмоциональное напряжение через освоение методов аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации.

 Дать понятие о разделение эмоций на положительные и отрицательные. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.

 Формировать необходимые волевые качества и способность к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

Виды работы:

 метод игровой коррекции;

 арттерапия в различных ее видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание);

 сказкотерапия;

 релаксационные техники;

 телесно-ориентированная терапия.



Развитие когнитивной сферы учеников начальной школы



Когнитивное (умственное) развитие человека определяется рядом факторов: генетическими факторами, течением беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием школы, личностными особенностями ребенка и родителей.

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и на построение своей картины мира. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов. Многие задачи, особенно знакомые, он может решать, представляя их в уме. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Важно выводить ребенка из этого состояния, учить его ставить себя на место другого.

Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок должен научится владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. В младшем школьном возрасте учебная деятельность требует от ребенка присвоения специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженные произвольный, преднамеренный характер. Однако произвольность познавательных процессов у детей шести-семи, десяти-одиннадцати лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под воздействием обстоятельств или по собственному побуждению. На это будут направлены наши занятия.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.

Младший школьник в известной степени может сам планировать свою деятельность. При этом он проговаривает то, что он должен сделать и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Понимание является необходимым условием запоминания. Внимание ребенка на необходимости понимания фиксирует учитель.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости освоения приемов и способов запоминания, развития произвольности запоминания. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности.

Проблемы, которые выявляются при предварительной диагностики:

 отсутствие мотивации;

 недоразвитие высших психических функций;

 недоразвитие произвольности.

Цель:

Развитие когнитивной сферы ребенка.



Задачи:

 замотивировать детей;

 научить учиться с удовольствием;

 развить внимание, мышление, память, воображение, восприятие.

Виды работы:

 психологический тренинг.

Начало формы





© 2010-2022