- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии ( базовый уровень) с региональным компонентом (11 класс)
Рабочая программа по геометрии ( базовый уровень) с региональным компонентом (11 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горбунова С.Р. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено» «Согласовано » «Утверждаю»
Протокол №________ Зам. директора по УВР Директор гимназии
руководитель МО _________И.Н. Шнейдер __________С.С. Мальцева
___________С.Р. Горбунова «____» ___________2015г. «____» ___________2015г.
Рабочая программа
по геометрии
6 класс
Базовый уровень
Учитель: Горбунова Светлана Рудольфовна
Высшая квалификационная категория
г. Тюмень, 2015-2016 учебный год
Рабочая программа включает в себя разделы:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Рабочая программа составлена на основе следующей нормативной базы преподавания предмета:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089;
- Авторской программы Л.С. Атанасяна и др. по геометрии (М.: Просвещение, 2010), использована Программа общеобразовательных учреждений «Геометрия», 10-11 классы, составитель Т.А. Бурмистрова.
- Приказа Министерства образования РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназии № 83 города Тюмени
-Учебного плана МАОУ гимназии №83 г. Тюмени на 2015-2016 учебный год.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника: Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2009.
Пояснительная записка
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение целей изучения математики на ступени среднего общего образования.
Цели
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
-
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
-
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
-
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
-
изучение свойств пространственных тел;
-
формирование умений применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение геометрии в 11 классе на базовом уровне отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Плановых контрольных уроков - 3.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
- выполнения расчетов практического характера;
-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все школьники, изучавшие геометрию на базовом уровне, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации за курс средней школы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ выпускников
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки, возникновения и развития геометрии;
-
возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
-
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
-
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
Уметь:
-
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
-
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
-
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
-
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание учебного предмета
1. Векторы в пространстве (6 ч.)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитания векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель - закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
2. Метод координат в пространстве. (15 ч.)
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движение.
Основная цель - сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
3. Цилиндр, конус, шар (16 ч.)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения - цилиндре, конусе, сфере, шаре. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся, в ходе решения задач продолжается формирование логических и графических умений школьников.
4. Объемы тел (17 ч.)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель - ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
5. Обобщающее повторение (14 ч.)
Контрольные работы завершают изучение тем: «Метод координат в пространстве», «Цилиндр, конус, шар», «Объемы тел». Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по математике организуется повторение всех тем, изученных на старшей ступени школы. Обобщающее повторение материала завершается итоговой контрольной работой по стереометрии.
№п/п
Раздел
Количество часов в рабочей программе
(2 ч в неделю, всего 70 ч)
Контрольные работы
1.
Векторы в пространстве
6
2.
Метод координат в пространстве.
15
1
3.
Цилиндр, конус, шар
16
1
4.
Объемы тел
17
1
5.
Обобщающее повторение.
14
Итого
68
3
Региональный компонент - это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач - приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений. Планомерное и целенаправленное использование краеведческого материала в обучении математике и его тесное сплетение с учебным материалом позволяет разнообразить процесс обучения, делать его более интересным, содержательным и тем самым значительно повысить его развивающую функцию. Изучая математику, учащиеся одновременно познают окружающую нас природу, учатся её охранять. Такой подход способствует тому, что изучение математики становится более занимательным, а значит и более результативным.
В 11 классе по геометрии на изучение регионального компонента отводится 7 часов. Региональный компонент реализуется в темах:
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда - 1 час
Объем прямой призмы - 1 час
Объем цилиндра - 1 час
Объем пирамиды - 1 час
Объем конуса- 1 час
Объем шара - 1 час
Площадь сферы - 1 час
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 11 классе
№ урока
Тема монографического раздела, тема урока
Сроки проведения
план/факт
Характеристика основных видов деятельности
Тип, форма
урока
Система повторения
Система домашних заданий
Вид, форма опроса и контроля
Векторы в пространстве ( 6 часов)
1
2-3
4-5
6
Понятие вектора в пространстве
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
Компланарные векторы
Разложение вектора по некомпланарным векторам
Познавательная деятельность:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ППМ
УКПЗ
Векторы на плоскости
п.34-35
320-326
П.36-38
327-347
П.39-41
355-357
ИО, ФО, взаимо-
контроль
Метод координат в пространстве(15 часов)
7
Прямоугольная система координат в пространстве
Познавательная деятельность:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.
Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ИНМ
Прямоугольная система координат на плоскости
П.42
400-402
ФО
8
Координаты вектора.
КУ
В9
П.43
403-408
ФО
9
Связь между координатами векторов и координатами точек
КУ
В3
П.44
411-418
ИО, ФО
10-11
Простейшие задачи в координатах
УКПЗ
В3
П.45
419-423
диктант
12-13
Угол между векторами
ИНМ
В6
П.46
451-453
ИО
14-15
Скалярное произведение векторов
ЗПЗ
В6
П.47
454-458
ИО
Само-
контроль
16-17
Вычисление углов между прямыми и плоскостями
КУ
В11
П.48
464-473
ФО
18-19
Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос.
УКПЗ
В11
П.49-52
478-489
ФО
20
21
Контрольная работа №1.
Зачет№2
КЗ
кр
Цилиндр, конус, шар (16 часов)
16
22-24
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра.
Познавательная деятельность:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.
Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ИНМ, ЗПЗ
УКПЗ
Площади фигур
П.53-54
521-546
ИО, взаимоконтроль,
ср
25-27
Понятие конуса. Площадь поверхности конуса.
ИНМ, ЗПЗ
УКПЗ
Площади фигур
П.55-56
547-566
ФО
28
Усеченный конус.
ИНМ
Площади фигур
П.57
567-572
ИО
29-30
Сфера и шар. Уравнение сферы.
ИНМ
Уравнение окружности
П.58-59
573-579
ИО
31
Взаимное расположение сферы и плоскости.
ЗПЗ
В6
П.60
580-586
ФО
32
Касательная плоскость к сфере.
ИНМ
В9
П.61
587-592
ФО
33
Площадь сферы.
ИНМ
Площадь круга
П.62
593-600
ИО
34-35
Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар.
ЗПЗ
УКПЗ
В11
601-646
ср
36
37
Контрольная работа №2.
Зачет№3
КЗ
кр
Объемы тел (17 часов)
38-39
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Решение задач с использованием регионального компонента
Познавательная деятельность:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.
Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
УКПЗ
В3
П.63-64
647-658
ИО, ФО
40-41
Объем прямой призмы.
Решение задач с использованием регионального компонента
ИНМ
В3
П.65
659-665
ср
42
Объем цилиндра.
Решение задач с использованием регионального компонента
ИНМ
В6
П.66
666-672
ФО
43
Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла.
ИНМ
В6
П.67-68
673-683
ср
44
Объем наклонной призмы
ИНМ ЗПЗ
В9
П.69
684-700
ИО, ФО
45-46
Объем пирамиды.
Решение задач с использованием регионального компонента
ИНМ ЗПЗ
В9
П.70
701-709
ИО, ФО, ср
47-48
Объем конуса.
Решение задач с использованием регионального компонента
КЗ
кр
49
Объем шара.
Решение задач с использованием регионального компонента
ИНМ
В11
П.71
710-718
ИО
50-51
Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
ИНМ
ЗПЗ
В11
П.72
719-724
ИО,
52
Площадь сферы.
Решение задач с использованием регионального компонента
ИНМ
В11
П.73
722-724
ср
53
54
Контрольная работа №3.
Зачет№4
КЗ
кр
Обобщающее повторение. Решение задач.(14 часов)
1 Параллельность прямой и плоскости, признаки и свойства
2. Параллельность плоскостей, признаки и свойства
3. Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и
свойства; перпендикуляр и наклонная; теорема о трех
перпендикулярах.
4. Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства
5. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая
поверхность; прямая призма; правильная призма, объем призмы.
6. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая
поверхность; треугольная пирамида; правильная пирамида, объем пирамиды.
7. Конус, усеченный конус, площадь боковой и полной поверхности конуса, объем конуса.
8. Цилиндр, площадь боковой и полной поверхности цилиндра, объем цилиндра.
9. Объем шара.
10. Площадь сферы.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
-
Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. - 18-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
-
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 11 кл. / Б. Г. Зив. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
-
Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. - М., Просвещение, 2010.
-
Саакян С. М. Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. для учителя / С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов.- 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010.
-
Геометрия в таблицах и схемах / Н. П. Евдокимова. - СПб.: Изд. дом «Литера», 2005.
-
Поурочные разработки по геометрии: 11 класс / Сост. В.А. Яровенко. - М.: ВАКО, 2010.
-
ЕГЭ-20115-2016. Математика: тематический сборник заданий / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
Электронные образовательные ресурсы:
-
ege.edu.ru
-
mathege.ru
-
alleng.ru
-
alexlarin.net
-
mat.1september.ru Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
-
allmath.ru Allmath.ru - вся математика в одном месте
-
bymath.net Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
-
math-on-line.com Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
-
problems.ru Интернет-проект «Задачи»
-
kenguru.sp.ru Международный математический конкурс «Кенгуру»
-
methmath.chat.ru Методика преподавания математики
-
mathgia.ru Открытый банк заданий по математике для подготовки к ГИА
-
eqworld.ipmnet.ru EqWorld: Мир математических уравнений
-
uztest.ru ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию